Киевский транспорт — ситуация улучшается

Будущее не за горами и видится некоторым безоблачным. Вот так, сегодняшние станции метро в центре Киева покажутся современным пассажирам дворцами. Архитектура и оформление, возможно, понравятся не всем, но безусловно впечатляют. Все вокруг напоминает о коммунистическом прошлом. Станции содержатся в безукоризненной чистоте, и создается впечатление, что уборщики с огромными щетками буквально преследуют пассажиров. В “часы пик” интервалы между поездами составляют менее двух минут. На табло ведется отсчет секунд, и, как ни удивительно, поезда прибывают вовремя – секунда в секунду. Поездка обойдется в 50 копеек. Это ровно в три раза дешевле буханки украинского хлеба, который, как вам известно, вкусен и питателен.

И все же киевляне жалуются не многим меньше, чем жители Лондона. Вот мнение Александра Сидорова, работающего в центре Киева: “Общественный транспорт в Киеве стал просто ужасным. Я живу рядом с метро, но когда утром еду на работу, поезда настолько переполнены, что я даже не могу сесть в вагон. В этом причина множества опозданий. Вагоны построены еще в советское время. Есть другие виды транспорта, но автобусы не могут заменить метро из-за утренних заторов на дорогах. Весь транспорт стоит”.

Вообще-то общественный транспорт в Киеве не справляется с нагрузками уже давно. Город с населением около трех миллионов – седьмой по величине в Европе – имеет три линии метро, а также сети трамвайных, автобусных и троллейбусных маршрутов. Только метро протяженностью 58,7 км с 46 станциями перевозит около 600 млн. пассажиров в год. Метро эксплуатируется Киевским метрополитеном, а другая муниципальная компания – “Киевский Пастранс” – отвечает за наземный транспорт.

Строительство киевского метро началось после Второй мировой войны, однако украинская столица, бывшая третьим по величине городом Советского Союза (после Москвы и Санкт-Петербурга), получила свое метро только в 1960 году. В силу геологических и военных причин (туннели должны были служить убежищем в случае новой войны) половина станций была построена глубоко под землей, и кажется, что эскалаторы увозят пассажиров в самые недра Земли.

Генеральный план развития транспортной инфраструктуры был принят в 2003 году, однако его осуществление идет с трудом. Эксплуатация, обслуживание и модернизация общественного транспорта – это непростое дело, которое обходится недешево. При этом, затраты на инфраструктуру окупаются не всегда. Это значит, что транспортная система планово убыточна и ее выручки недостаточно для инвестиций в развитие. Несмотря на это, правительство заблокировало повышение тарифов, утвержденное киевским муниципалитетом, в результате чего стоимость проезда в киевском общественном транспорте не менялась с 2000 года.

В такой сложной ситуации хорошо иметь такого партнера, как ЕБРР. Банк предоставляет кредиты Киевскому метрополитену и “Киевскому Пастрансу” в сумме до 40 и 60 млн. евро соответственно для финансирования модернизации этих видов транспорта. Средства будут использованы для улучшения работы транспорта и закупки новых метропоездов, автобусов и троллейбусов. Увеличение парка подвижного состава порадует таких пассажиров, как г-н Сидоров.

Кроме того, в рамках этого проекта в 2008-2009 годах будет внедрена новая электронная система взимания платы за проезд. Сейчас пассажиры киевского метро покупают пластмассовые жетоны в билетных кассах. Эта процедура – в зависимости от настроения кассира (обычно – женщины) – в большинстве случаев не доставляет особого удовольствия, не говоря уже о том, что в этой и без того перегруженной системе возникают длинные очереди и задержки.

Модернизация системы общественного транспорта никогда не была столь актуальной, как сейчас. В 2012 году Украина совместно с Польшей будет принимать чемпионат Европы по футболу, и Киев станет одной из главных арен спортивных соревнований. В городе будут проходить розыгрыши по группам, а на Олимпийском стадионе, который еще предстоит реконструировать, состоится финальная игра. Такое неожиданное решение УЕФА дало обеим странам стимул,который трудно переоценить. Все – от высших эшелонов власти до простых людей на улице видят в этом чемпионате уникальный шанс для развития страны.

Но проблемы и потребности – огромны. Недавно Киевский метрополитен объявил о своих амбициозных планах развития, чтобы справиться с ожидаемым увеличением числа пассажиров. В ближайшие пять лет метрополитен планирует инвестировать 3 млрд. долл. США в самое крупное за все время расширение маршрутной сети планируется построить две новых подземных линии и сдавать четыре-пять станций ежегодно. Для сравнения – местный Метрострой сегодня может возводить не более одной станции в год.

Крупнейшим проектом станет строительство четвертой линии метро, соединяющей главный международный вокзал – станцию “Вокзальная” – с районом Троещина в правобережной части города. Проект предусматривает строительство 12 новых станций и нового моста через Днепр. Кроме того, будут продлены две из трех существующих линий, а планируемая пятая линия будет введена в эксплуатацию не раньше 2020 года. По оценке городских властей, общие расходы на подготовку киевской инфраструктуры к Евро-2012 составят почти 8 млрд. долл. США. Задолго до того, как украинская сборная получит возможность забить свой первый гол, население сможет пользоваться новой и более совершенной инфраструктурой.

По информации: Отдел муниципальной и экологической инфраструктуры ЕБРР,Аксел Рейзерер, сотрудник отдела по связям со средствами массовой информации, фото: Джек Хил.