Украине грозит долговая яма

Украину все сильнее затягивает в водоворот долгов. Одалживать приходится и внутри страны, и у иностранных финансовых организаций. Другого варианта обеспечить все расходы бюджета пока что нет. Не случится ли так, что Украина в итоге пойдет по пути Греции или того хуже – Аргентины, которые также набрались долгов, но расплатиться с ними самостоятельно оказались не в силах?

Несмотря на начавшийся в этом году рост экономики (по Госкомстату), говорить о выходе из кризиса пока не приходится. Подтверждением этому служит государственный бюджет, проблемы которого не решаются улучшением показателей на бумаге. Страна живет не по средствам, дыры приходится затыкать всеми возможными способами, а их в реальности не так уж и много. Главным инструментом «штопки» госказны и для прежнего, и для нынешнего правительства остается одалживание денег. Украина пока вроде бы не относится к странам, которые совсем уж плохи и не могут платить по счетам. Да и чиновники регулярно успокаивают – мол, соотношение долгов государства к размеру ВВП у нас еще далеко от критического уровня. Тем не менее, они прирастают, особенно в последние годы. И если мы одалживаемые деньги просто проедим, отдавать в итоге будет нечего.

Страны-транжиры или…

Украина уже семь лет тратит больше, чем зарабатывает – расходы бюджета превышают его доходы. Но если в докризисное время и дефицит был небольшим, и рост экономики восполнял недостающее, то в прошлом году госказна фактически провалилась: официально дефицит составил 104,3 млрд. гривен (11,4% ВВП). А неофициально (некоторые нюансы, как обычно, не учли) – по оценкам премьера Николая Азарова – он составил все 16% ВВП. При этом прежний Кабмин умудрился еще и существенно нарастить долги государства.

По информации экс-министра финансов Виктора Пинзеника, с начала 2008 года государственный долг (прямой и гарантированный) вырос в 3,6 раза и достиг к началу текущего года 316,9 млрд. грн (по информации Минфина 301,5 млрд.). Чтобы понимать, насколько государство в состоянии обслуживать свои долги, эту цифру принято сравнивать с показателем ВВП. Так вот, если два года назад наш госдолг составлял лишь 12,3% ВВП, то сейчас – уже почти 34%.

Это также пока далеко от критических значений. К примеру, у Японии самое высокое соотношение государственного долга к ВВП – 217%, и в течение нынешнего года госдолг Страны восходящего солнца, как ожидается, может достигнуть $9,5 трлн. Тем не менее никто в мире особо не переживает по поводу японских долгов. Более того, ее новые долговые обязательства активно покупают, даже несмотря на довольно низкую (1,7%) ставку по десятилетним правительственным облигациям. Просто у страны огромный экспорт, а значит, и рост ВВП – это и подтверждает ее инвестиционную привлекательность. Госдолг Соединенных Штатов доходит до $12 трлн., что составляет более 80% от ВВП. Однако на этой экономике, как и на валюте, держится полмира, поэтому США безбоязненно наращивают свои долги.

Но если у крупнейших стран проблем с погашением прежних долгов нет, то их меньшим собратьям, в том числе и Украине, платить по счетам сложнее. Например, два года назад государству приходилось расходовать 2% поступлений общего фонда бюджета только на уплату процентов по долгам. В прошлом году, по данным Виктора Пинзеника, на эти цели пошло уже 6%, а в нынешнем почти каждая десятая гривна общего фонда уйдет нашим кредиторам.

Одолжить у иностранцев, а вернуть?

«Финансирование бюджета может производиться за счет четырех основных вариантов: за счет продажи внутреннего долга, внешнего, приватизации и прямой эмиссии Центробанка», – поясняет экономист Международного центра перспективных исследований (МЦПД) Александр Жолудь. Эмиссию мы имели в 90-х, когда инфляция достигала 10 тыс. процентов, и вряд ли кто-то хочет этот опыт повторить. Приватизация – вопрос в том, насколько целесообразно сегодня продавать те или иные предприятия, ведь на следующий год их повторно уже не продашь. Вот и получается, что долги (внешние и внутренние) – это основное средство пополнения бюджета.

В прошлом году так сложилось, что значительную часть прироста внутреннего долга взял на себя Нацбанк – он выкупал облигации внутреннего госзайма, и эти средства пошли на увеличение уставного фонда «Нафтогаза» и рекапитализацию банков, а также пополнили стабфонд. Хотя часть ОВГЗ прикупили и другие инвесторы – осенью, когда правительству крайне требовались деньги, доходность облигаций увеличили почти до 30% годовых – более выгодный инструмент вложения нужно еще искать днем с огнем. Причем в дальнейшем ОВГЗ все чаще оказывались в руках иностранцев – долг становился внешним.

Параллельно Украина в прошлом году широко раскрыла карманы для помощи от Международного валютного фонда, получив около $6 млрд. в рамках масштабной кредитной программы. Большую часть этих средств ($4,8 млрд.), как и $400 млн. от Всемирного банка, пустили именно на покрытие дефицита госбюджета.

В этом году наше государство продолжает активно одалживать деньги – бюджетом предусмотрено получение 66 млрд. гривен от внутренних и еще 34 млрд. гривен – от внешних займов. Облигации внутреннего госзайма активно продаются, а выкупают их все чаще иностранцы – Украина вновь считается «тихой гаванью» для капиталов на время бушующих в мире финансовых штормов.

Также запланировано размещение 10-летних еврооблигаций на общую сумму $1,3 млрд. По словам замминистра финансов Андрея Кравца, синдикат банков JP Morgan, Morgan Stanley и ВТБ Капитал собираются провести размещение наших облигаций в кратчайшие сроки и с нулевой комиссией. К тому же этот факт вовсе не говорит о безнадежности украинских бумаг: «Нулевая комиссия не влечет за собой увеличения риска работы с инвестбанками, наоборот, она свидетельствует о большей приоритетности данного выпуска для лид-менеджеров (банков, которые ответственны за размещение)», – пояснил Александр Лозовой, аналитик инвестиционной компании Phoenix Capital. Однако, по его словам, сейчас на внешних рынках не слишком благоприятные условия для подобных займов: ввиду проблем с госдолгом в странах ЕС доходность к погашению по длинным евробондам Украины сейчас выше 9%, и это невзирая на недавнее повышение суверенного рентинга нашей страны. Все же г-н Лозовой не ожидает, что Кабмин Украины согласится на выпуск евробондов с доходностью выше 8%.

Сколько даст МВФ Украине

Основным кредитором Украины остается Международный валютный фонд, который не дает денег без выполнения ряда условий. Правительство Николая Азарова приняло переговорную эстафету с ним и пытается соотнести требования Фонда со своими аппетитами. Дефицит госбюджета-2010 уже выписали согласно пожеланиям МВФ – 5% ВВП или 57,7 млрд. гривен. Еще МВФ хочет видеть сокращение госрасходов, «затягивание поясов», повышение ряда тарифов и т. д. Пока украинские власти не спешат безоговорочно выполнять все условия, хотя настаивают на обсуждении еще более масштабной программы кредитования: по информации вице-премьера Сергея Тигипко, речь идет о займе в $19 млрд. на 2,5 года. Однако как им собираются распорядиться – пока не совсем понятно, ведь средства МВФ обычно идут на поддержание платежного баланса, других макроэкономических показателей, но они не являются инвестициями в долгосрочные проекты.

Впрочем, судя по реакции МВФ, пока разговор о новом кредите – это не более чем прожект. Украина не провела давно обещанных реформ, не говоря уже о выполнении текущих требований Фонда. Да и помощь странам еврозоны – Греции, за которой уже намечается очередь из Румынии, Испании, Португалии и Италии, – также требует значительных ресурсов. Но МВФ уже не тот, что раньше, когда в его займах и спровоцированных реформах 10 лет назад утонула Аргентина. Между ней и нынешней Украиной часто проводят параллели, за всем тем мы, как всегда, советы слушали, но делали по-своему. И долги у нас хотя и прирастают, однако, не так уж катастрофически. Так что до массовых беспорядков и тотального обеднения у нас в стране в ближайшее время вряд ли дойдет.

Извлечь уроки в выводы

Согласно различным исследованиям, страны, имеющие достаточно большой дефицит, не снижают, а чаще наращивают его. «Это означает, что если у нас сейчас долги для покрытия дефицита бюджета растут высокими темпами, они и в дальнейшем будут активно прирастать и могут достигнуть уровня, который мы не сможем потянуть. Поэтому вопрос должен стоять так: когда и на сколько мы сможем уменьшить дефицит бюджета, чтобы имеющиеся долги (их брали, чтобы переоформить старые) перестать наращивать. Потому что пока у нас долг растет быстрее, чем прирастает ВВП», – подчеркивает Александр Жолудь.

С тем, что в активных заимствованиях кроется немалая угроза, согласна и председатель совета директоров группы компаний «Инвестиционный капитал Украина» Валерия Гонтарева: «На примере Греции мы увидели, что происходит со странами, которые начинают интенсивно заимствовать и не решают свои проблемы с финансовой и налоговой дисциплиной. В случае с Грецией всю тяжесть кризиса взял на себя Европейский центральный банк. А кто возьмет такой груз в нашем случае?» – задается вопросом эксперт.

А сотрудничать с МВФ нам пока действительно необходимо. «Средства Фонда должны работать на макроэкономическом уровне: уравновешивать платежный баланс, поддерживать курс нацвалюты, создавать благоприятную среду для притока иностранных инвестиций, оживить внешнеэкономический сектор, – считает директор экономических программ Центра Разумкова Василий Юрчишин. – А все это как раз и дополнительные рабочие места, и повышение зарплаты, и как следствие – насыщение рынка деньгами, рост товарооборота, выравнивание цен».

Остается добавить, что если планы правительства будут воплощены, за этот год внешний госдолг Украины возрастет с сегодняшних $104 млрд. до $107,3 млрд. Это – долг и государства, и негосударственного сектора перед иностранными кредиторами. Радует лишь то, что в ближайшие два года выплаты по обслуживанию внешнего долга составят лишь около $3,5 млрд. А вот следующие три года станут для Украины очень напряженными: с 2012-го по 2014 год Минфину предстоит заплатить по внешним долгам – $15,7 млрд. А ведь Украина хочет занимать еще…

Юрий Сколоздра «Профиль».