Красота спасёт мир…

У женщины одна возможность быть красивой,
но быть привлекательной — тысяча возможностей!
Монтескье

С незапамятных времён женщины прилагали массу усилий, времени и средств, чтобы выглядеть лучше, скрыть изъяны своей внешности, быть привлекательной, естественной и молодой в любом возрасте. В этом женщине помогает косметика.

Родиной косметики считается Египет, где она была известна за 2 тыс. лет до н.э. В гробницах древних захоронений обнаружены сосуды с мазями, маслами — розовым, мускатным, лавандовым, сохранились пинцеты для удаления волос. За 2 тыс. лет до н.э. египтяне умели накладывать тени, наносить пудру, красить волосы.

Косметика рано стала развиваться в южных странах (Персия, Индия, Аравия, Южная Америка), где вредное влияние жаркого климата на кожу требовало средств для её защиты и смягчения. На Руси в древности также применялись различные мази, приготовленные на травах. Но если раньше задачей косметики в основном было украшать внешность, затушевывать косметические недостатки мазями и красками, то со временем её задачи значительно расширились. XXI век предоставляет такое количество косметических препаратов и такой выбор, которые не только расширяют наши возможности, но и приводят в смятение, особенно если речь идет об уходе за кожей.

В идеальном мире без высушивающего действия центрального отопления или ультрафиолетового излучения мы бы имели отличную кожу всё время, нам не нужно было бы постоянно думать об уходе за ней, и мы покупали бы всего один какой-нибудь косметический продукт. В реальности нам стоит большого труда достигнуть приемлемого состояния кожи. В целом, кожа выполняет свою работу великолепно. Косметический же препарат должен только усилить, дополнить и помочь коже выполнять её функции, а не заменять их.

Косметика — это искусство украшать. Уже в древней Греции существовала специальная профессия — «космет». К космету обращались за помощью женщины, имеющие так называемые косметические недостатки. Приходили люди, желающие подольше сохранить красоту и молодость. Он прописывал кремы, притирания, водные процедуры. Но он при помощи косметических средств помогал также скрыть, замаскировать косметические недостатки.

Слово «косметика» происходит от слова «космос», т.е. порядок, стройность, гармония в отличие от «хаоса» — беспорядка. Таким образом, искусство косметики изначально призвано выявить, сделать видимой внутреннюю гармонию.

История парфюмерии неразрывно связана с историей развития человечества. Ёщё в древние времена люди поняли, что сжигая дерево и смолы, можно улучшить вкус пищи. Далее пришло время египтян, прославлявших своих богов окуриванием и изготовлявших благовонные мази и ароматные масла, которые использовались в различных обрядах и в качестве дополнения женских туалетов. Греки же привезли из своих экспедиций новые ароматы, а в античном Риме считалось, что запахи обладают целебной силой. Нашествие варваров надолго лишило Запад ароматических товаров. И тогда народы ислама стали развивать искусство парфюмерии: арабы и персы превратились в несравненных знатоков пряностей.

Умение обращаться с запахом — это искусство, которое может чудесно обогатить нашу жизнь, но только ему нигде не обучают. Оно не требует ни специальных знаний, ни профессионального обоняния, но зато требует любви и желания заставить запахи воздействовать на себя, желания прийти в согласие с ними.

Духи — это и средство обольщения, и средство наслаждения. Чем-то невообразимо чарующим веет от всего, что связано с духами. Так хочется постичь их скрытую суть! Откуда они взялись? Почему так сильна их власть? Каков их путь через века? Как появляются они на свет? Как обретают свою форму? Почему один и тот же аромат становится для каждого употребляющего его «своим» и неповторимым? И как найти этот «свой» аромат? Как лучше всего воспользоваться им? Попробуем разобраться в этих и многих других вопросах…

Искусство парфюмерии прекрасно и удивительно. Таинственный, сладостный мир запахов неудержимо влечёт к себе. У этого загадочного мира есть своя история, свои законы и свои традиции. История парфюмерии неразрывно связана с историей человечества.

Аромат — некая магическая субстанция, способная перенести нас в иное измерение, «приподнять» над обыденностью. Это уникальное свойство запахов прекрасно знали и использовали в древности, когда ароматы служили культовым целям. Жрецы сжигали в курительницах травы, корни растений и цветы во время священных ритуалов, жертвоприношений и праздничных обрядов, пытаясь с помощью запаха постичь божественные тайны и соединить в едином эмоциональном порыве разных людей. Ещё в древние времена люди поняли, что, сжигая дерево, смолы, можно улучшить вкус пищи. Беря своё начало от благовоний, когда-то курившихся на жертвенных алтарях храмов, духи распространили своё влияние, и господство во времени и пространстве. Египтяне прославляли своих богов окуриванием и изготавливали благовонные мази и ароматные масла, которыми сопровождались различные обряды и дополнялись женские туалеты. Греки же привезли из своих экспедиций новые ароматы, а в античном Риме запахам придавалась целебная сила. Нашествия варваров приостановили употребление ароматов на Западе. И тогда народы ислама стали развивать искусство парфюмерии: арабы и персы превратились в несравненных знатоков пряностей, изобретя перегонный куб и улучшив дистилляцию.

Необходимо было дождаться XII века и расширения, торговых отношении, чтобы этот феномен снова получил развитие. Открытие университетов способствует этому. Короли, господа и придворные открывают для себя гигиенические и обольстительные свойства парфюмерии. Очень быстро Венеция становится столицей парфюмерии, центром переработки пряностей с Востока.

Вторая половина XIV века является свидетельницей рождения жидких духов на основе спирта и эфирных масел, которые используют под названием ароматических вод. Легенда гласит, что рецепт первой «Воды королевы Венгрии», на основе розмарина, был подарен королеве Венгрии Елизавете монахом. Принимая эту воду внутрь, тяжелобольная королева выздоровела.

XVI век соединил профессию перчаточника с профессией парфюмера, так как в моду вошли парфюмированные перчатки. В эпоху Возрождения и далее, в XVI и XVD веках, отказались от их использования. Как реванш потребление ароматов удвоилось для маскировки неприятных запахов.

Первый переворот в истории парфюмерии произошёл, когда после Великой Французской революции гильдия перчаточников и парфюмеров распалась на две самостоятельные группы.

В 1608 году во Флоренции, в монастыре Сайта Мария Новелла возникает первая парфюмерная фабрика в мире. Фабрикантами становятся сами монахи-доминиканцы. Покровительствовали им и делали богатые вклады в монастырь герцоги и князья, сам папа римский.

В 1709 году в Кёльне француз Жан-Мари Фарина, торговавший специями, впервые выпустил в продажу душистую воду, названную в честь города «Кёльнской водой». Во Францию она была завезена во второй половине XVIII века и с тех пор стала распространяться под французским названием одеколон. (Император Наполеон покупал до 60 флаконов в месяц).

Затем в XIX веке Жан Герлен («Guerlain»), Франсуа Коти («Coty») и Эрнест Дальтроф («Caron») — «отцы» современной парфюмерии — выдвинули несколько основополагающих теорий в науке создания запахов. В середине прошлого века производство духов перестало быть кустарным. Стали создаваться крупные парфюмерные компании.

Следующий поворотный момент в истории парфюмерии приходится на 10-е годы XX столетия, когда Кутюрье решили соединить модельный бизнес и парфюмерию. В 1911 году Поль Пуаре стал первым, кому пришла в голову идея ароматами дополнить линии одежды. Коммерческую логику идеи довела до конца великая Габриель Шанель, выпустившая в 1921 году духи со своим товарным знаком («Chanel №5»).

Духи же продолжают эволюцию. Франсуа Коти стал первым, кто соединил в композициях натуральные запахи с запахами, созданными искусственно. В 1917 году он выпустил » Сhуprе » (Шипр), ставший впоследствии прародителем для целого семейства запахов. Развивались так называемые восточные и амбровые запахи, передающие мягкие, пудровые, ванильные и ярко выраженные животные ароматы.

В начале 20-х годов были открыты способы создания ароматов «синтетическим» путём: «революцию» в парфюмерии совершили альдегиды, впервые использованные в «Chanel №5». Количество новых духов резко возросло.

В 50-х годах французская парфюмерия достигла наивысшего своего подъёма. Во Франции работали самые талантливые составители духов — парфюмеры. Переживают взлёт духи для мужчин. В то же время обостряется международная конкуренция с приходом духов из-за Атлантики.

На начало 60-х приходится большой «бум» ароматов для мужчин.

В 70-е годы пришла мода на коллекции «pret-a-porter». Так возникла новая парфюмерия «pret-a-porter de lux», не потерявшая высокого качества и изысканности «haute couture», но ставшая более доступной.

80-е годы запомнились экспериментами в области флаконов, появилась также мода на густые, тяжелые, «амбровые» ароматы. На исходе 80-х в парфюмерных лабораториях создаются совершенно новые букеты. Это так называемые свежие озоновые и морские мотивы, напоминающие об океанах и водорослях.

В 90-е годы «эгоистичные» запахи прошедшего десятилетия сменились естественно-природными, более легкими ароматами. Морские ноты конца 80-х трансформируются в так называемые водяные мотивы, вызывающие ассоциации с лотосом и кувшинками. Новая технология «Живые цветы» («Living-Flower Technology») позволяет теперь «собирать» запах несорванных цветов и растений. Для этого их помешают под стеклянный колпак и через специальное ответвление «вытягивают» аромат.

Огромной популярностью на протяжении последних лет пользуются запахи фруктовые. По мнению специалистов, духи конца этого века вобрали в себя ароматы лимона, апельсина, смородины, ананаса, манго, и на начало нового тысячелетия они не изменятся.

С тех пор, как люди научились использовать магическую силу аромата, прошло много веков. Со временем парфюмерия отделилась от своих «прародителей» и заняла достойное место среди других искусств.

Лишь в XII веке христианский мир вновь смог открыть для себя наслаждение запахами, независимо от цели их использования: для гигиены ,ради удовольствия или для борьбы с чумой. Просто этот век соединил профессию перчаточника и парфюмера, так как в моду вошли ароматизированные перчатки.

Если средневековое общество практиковало ванны и омовения, то в эпоху Возрождения и далее, в XVI и XVII веках, от их использования отказались. Зато для маскировки неприятных запахов стали усиленно употреблять различные ароматические вещества. XVII век предлагает на выбор сивет и мускус, которым в эпоху Просвещения предпочли нежные, цветочные и фруктовые ароматы. XVIII век известен как век обольщения, богатый новыми запахами, а также причудливыми флакончиками

В XIX веке прогресс в области химии позволил искусственным путём воспроизвести многие запахи, существующие в природе, а также создать новые. Это было началом парфюмерной промышленности.