Президент России провел в Хабаровске совещание о сотрудничестве Дальнего Востока со странами АТР

Интеграция со странами Азиатско-Тихоокеанского региона – серьёзный ресурс роста экономики Дальнего Востока.

Президент России Дмитрий Медведев провёл в Хабаровске совещание по социально-экономическому развитию Дальнего Востока и сотрудничеству со странами Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Об этом LibyMax сообщает пресс-служба Кремля.

Во взаимодействии с соседними странами на Дальнем Востоке необходимо сделать акцент на высокотехнологическом сотрудничестве (речь идёт в первую очередь об энергетике, авиастроении, космических услугах), усилив позиции России в международных организациях АТР, отметил глава государства.

Дмитрий Медведев подчеркнул, что интеграция со странами Азиатско-Тихоокеанского региона – серьёзный ресурс подъёма экономики Дальнего Востока и всей России. Это не значит, что нужно заниматься только продвижением в этом направлении, необходимо часть задач решать за счёт перемещения товаров, работ и услуг из одной территории страны в другую. Тем не менее шанс на развитие отношений в АТР надо использовать на благо дальневосточных регионов.

Среди основных проблем округа Президент выделил отток населения, который пока остановить не удалось. Это – самая тревожная и опасная тенденция, требующая непрерывного внимания. Для исправления ситуации необходимо повышать общую конкурентоспособность региона и уровень жизни – а здесь многое зависит от грамотной социальной политики государства, развития экономической жизни, в том числе за счёт сотрудничества с соседними странами, где есть нехватка сырьевых и энергетических ресурсов, а также растёт потребительский спрос.

Вступительное слово президента России на совещании по социально-экономическому развитию Дальнего Востока и сотрудничеству со странами Азиатско-Тихоокеанского региона.

Д.МЕДВЕДЕВ: Все проснулись? Я не к дальневосточникам обращаюсь, конечно, а к москвичам.

Уважаемые коллеги, тема нашего совещания – развитие Дальнего Востока и укрепление позиций России в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Некоторое время назад мы проводили совещание практически в этих же стенах и рассматривали социально-экономические проблемы округа и перспективы сотрудничества с Китаем и Монголией как с двумя соседними странами. Речь шла об укреплении экономики восточных регионов, оздоровлении их отраслевой структуры и социальной сферы. Ну и, конечно, о том, чтобы больше зарабатывать на наших внешних связях.

Прошедший год был трудным, но, несмотря на экономический спад, темпы роста внешнеторгового оборота со странами АТР сохраняются. По итогам первого квартала объём взаимной торговли с Китаем вырос более чем на 50 процентов по сравнению с тем же периодом прошлого года, а с Республикой Корея вообще на 80 процентов Активизировалось приграничное сотрудничество с северными районами Монголии и северо-восточными провинциями Китая.

В то же время, и это печальный факт, из-за кризиса ухудшился ряд социально-экономических показателей Дальневосточного федерального округа. Сократился объём промышленного производства. К сожалению, у каждого пятого жителя доходы ниже прожиточного минимума. Большинство территорий округа по-прежнему дотационные. А если говорить о модернизации, о теме инноваций, которыми мы сейчас по-настоящему все стали заниматься, то здесь доля производимой инновационной продукции в округе – всего один процент, даже меньше.

Конечно, всё это усугубляет и без того непростые демографические проблемы. Отток нам пока остановить не удалось. За 20 лет, с 1991 года, население округа сократилось на четверть. И, безусловно, это самая тревожная, самая опасная тенденция, которой мы должны заниматься в постоянном режиме. Для того чтобы её исправить необходимы общие усилия. Очень многое зависит от государства, многое зависит от бизнеса, многое зависит от той социальной политики, которую государство проводит, и, конечно, здесь нужно работать на будущее, работать по-серьёзному.

Чтобы повысить конкурентоспособность региона и уровень жизни людей реализуется Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона до 2025 года. При этом большие возможности для развития может дать укрепление связей на тихоокеанском направлении. Почему? Именно потому, что азиатско-тихоокеанское направление уже более 20 лет развивается опережающими темпами. Очень бурно развивается. Даже в самый острый период глобального спада в мировой экономике в регионе темпы роста ВВП не опускались ниже 3,5 процентов. Наиболее развитые национальные экономики раньше других преодолели рецессию и вышли из кризиса с дополнительными конкурентными преимуществами. По сути, сюда перемещается не только центр глобального экономического развития, но и, по многим вопросам, центр политического взаимодействия. Я напомню, что в 2010 году в среднем по региону ожидается прирост ВВП на уровне 7 процентов. Можете сравнить с Европой. В том числе в Китае – 9,5 процентов, а в Индии – более 8 процентов.

Азиатско-Тихоокеанский регион обладает огромным технологическим и инвестиционным потенциалом. При этом здесь не хватает энергоресурсов, зачастую не хватает сырья. И, конечно, здесь очень сильно раскочегарили потребительский спрос. Это может дать нашим восточным регионам как раз то, что им крайне необходимо для внутреннего развития.

В этом контексте акцентирую ваше внимание на трёх задачах.

Первая задача. На новый уровень должно выйти экономическое взаимодействие региона и всей России со странами Азиатско-Тихоокеанского региона. До конца текущего года Правительство должно представить на утверждение Программу действий по укреплению позиций России в регионе. Она должна содержать прогноз долгосрочного развития Дальнего Востока с учётом потенциала наших восточных районов и тех интеграционных процессов, которые идут в АТР.

Особое внимание надо уделить соглашениям о свободе торговли. Их в Азиатско-Тихоокеанском регионе уже более 50. И будущее экономическое сообщество региона формируется именно на их основе. Надо подумать о том, как нам этот опыт использовать. И здесь разговоры о том, что у нас по всей территории России должен быть абсолютно унифицированный режим, я не принимаю.

Второе. Специализация России в области высоких технологий на рынке АТР очевидна. Но это высокие технологии в тех областях, которые для нас сейчас доступны. Что это? Это, конечно, энергетика, которая является абсолютно высокотехнологичной сферой, если к этому относиться правильно, а не просто нефть перегонять из одной страны в другую. Авиастроение, безусловно, космические услуги. В этих сферах нужны новые производственные цепочки, запуск многосторонних проектов технологической кооперации и другие проекты. При этом важно использовать опыт соседей по формированию благоприятного инвестиционного климата и созданию особых экономических зон. Нужно предоставлять и современные банковские, логистические, консалтинговые и информационные услуги. И, конечно, стараться надёжно страховать риски.

Кроме того, для ряда стран региона Россия остаётся основным поставщиком углеводородов. Это традиционная для нас сфера, но не менее важная – денег она приносит достаточно в бюджет. Мы это хорошо знаем. Но нужно развивать нашу энергетическую инфраструктуру. Привлекать инвестиции в нефтепереработку, в нефтехимию, в добычу и перевалку сырья в дальневосточных регионах, и соответственно перевалку в дальневосточных портах.

У нас активно идёт строительство трубопровода «Восточная Сибирь – Тихий океан». Уже  введена первая очередь, создаётся единая система добычи и транспортировки газа и газоснабжения. В прошлом году 18 февраля на Сахалине запущен первый и пока, кстати, единственный в стране завод по производству сжиженного природного газа. Он является одним из крупнейших в мире и построен в рамках проекта «Сахалин-2».

Нам нужно использовать не только те инструменты, которые для нас являются вполне традиционными, но и те, которые мы недавно ввели, и которыми, надо признаться, мы пользоваться пока не умеем. В частности, такие инструменты, как концессия. Кстати, хочу вас проинформировать, что мною подписаны изменения в соответствующий федеральный закон. Эти изменения теперь затрагивают особенности заключения таких соглашений в отношении объектов коммунального хозяйства, а также  участия в концессионных соглашениях государственных и муниципальных унитарных предприятий. Кроме того произошли изменения в правовом статусе участников  концессионной сделки, а именно концедента и концессионера, включая их права и обязанности, допускается перемена лиц в концессионных отношениях. Ну и объекты концессионного соглашения тоже теперь понимаются более широко. Это не только недвижимость, но и совокупность недвижимого и движимого имущества. Надеюсь, что эти изменения будут использоваться, в том числе здесь.

Третье. Необходимо укреплять роль России в объединениях Азиатско-Тихоокеанского региона, а именно, в АТЭС, ШОС, АСЕАН, БРИК. Здесь, надо признаться, у России достаточно прочные позиции. От нас ждут, конечно, более активных действий. И это потребует более скоординированной работы МИДа и других отраслевых ведомств. Мы предложим наше видение того, как выстроить в регионе полицентричную, внеблоковую архитектуру безопасности и сотрудничества.

Новые возможности для усиления роли России открываются в форуме АТЭС, где мы будем председательствовать уже через полтора года. В том числе для реализации Концепции долгосрочного социально-экономического развития России и Внешнеэкономической стратегии России до 2020 года. Завтра, во Владивостоке, мы посмотрим объекты, которые строятся на острове Русский в рамках подготовки к саммиту АТЭС. После саммита эти объекты станут основой мощного образовательного и инновационного центра – Дальневосточного федерального университета.

Большие перспективы и в развитии диалогового партнерства с АСЕАН. Это реальный фактор продвижения отечественных товаров, технологий и инвестиций на рынки АТР. Я надеюсь, что и второй саммит Россия-АСЕАН, который пройдет этой осенью в Ханое, даст импульс этим процессам.

Интеграция со странами АТР, я думаю, все это понимают, – очень серьёзный ресурс подъёма экономики Дальнего Востока и всей России. Это не значит, что мы должны заниматься только продвижением в этом направлении, потому что мы, естественно, единая страна и должны часть задач решать за счёт перемещения товаров, работ, услуг и людей из одной территории России в другую. Тем не менее АТР – очень серьёзный ресурс и этот шанс, шанс на развитие отношений в АТР, мы должны использовать на благо, прежде всего, дальневосточных регионов.

Далее состоялась рабочая встреча Президента России Дмитрия Медведева с губернатором Хабаровского края Вячеславом Шпортом.

Обсуждалось социально-экономическое положение края, ситуация с безработицей, состоянием промышленного производства, отдельно рассматривался вопрос обеспечения ветеранов жильём.

Д.МЕДВЕДЕВ: Вячеслав Иванович, мы с Вами только что совещание провели. Поговорили о развитии связей между Дальневосточным округом и странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Но не ради того, чтобы просто добрые отношения иметь, это нелишне, конечно, а ради того, чтобы уровень жизни в наших регионах, и в том числе в Хабаровском крае, повышался.

Как дела? У нас этот год особый, юбилейный. Решили ли задачу по приобретению квартир для ветеранов Великой Отечественной войны, то, что собственно мы делали по всей стране? Ну и в целом как социальная ситуация, как ситуация с безработицей, с новыми рабочими местами. Удалось ли выйти на рост в этом году? Доложите, коротко.

В.ШПОРТ: По ветеранам. По первому этапу: по тем, кто встали на очередь до 1 марта 2005 года, мы вопрос закрыли. До 9 мая этого года 78 человек получили квартиры. И сегодня мы работаем уже по второму этапу, по вашему Указу, то есть всех ветеранов, которые нуждаются, обеспечить жильём. На сегодняшний день у нас есть 270 человек, которые документально подтвердили необходимость приобретения жилья, и мы в этом году готовы их обеспечить. Уже провели торги, сейчас заканчивается строительство дома, и мы 161 квартиру выделили ветеранам, часть из них выразили желание получить финансами. То есть эту категорию мы закроем. По нашим подсчётам, будет где-то ещё около 200 человек.

Д.МЕДВЕДЕВ: Понятно. Надо это довести до конца, это дело святое. Это та категория людей, которым мы должны помогать. Могу, кстати, упомянуть, я сегодня подписал закон о том, чтобы 50-процентная скидка, которая существует по коммунальным платежам для инвалидов Великой Отечественной войны, распространялась и на членов их семей. А это всё-таки тоже дополнительная добавка к семейному бюджету. Теперь эта норма будет действовать.

В.ШПОРТ: Это очень хороший закон. Многие граждане обращались, поэтому большое спасибо.

Д.МЕДВЕДЕВ: Будем работать. Хорошо. Ну а как дела по другим направлениям. По рабочим местам?

В.ШПОРТ: В целом по Хабаровскому краю прошлый год был сложный, кризис, но меры государственной поддержки, которые были приняты (а на основании антикризисной государственной программы разработали свою), они сегодня уже работают. Мы имеем рост на сегодняшний день по промышленному производству 27 процентов. По маю – 35 процентов. То есть результаты уже налицо, и мы видим, что сегодня уже идёт прибавка к бюджету.

Д.МЕДВЕДЕВ: Тридцать пять процентов к аналогичному периоду прошлого года? Это по промышленному производству?

В.ШПОРТ: Да, по промышленному производству.

Д.МЕДВЕДЕВ: Это, конечно, цифра красивая. В основном она связана с падением довольно серьёзным. Но, тем не менее, всё равно это быстрое восстановление, это радует, конечно.

В.ШПОРТ: Мы планируем, что к концу года валовой региональный продукт у нас должен превысить на пять процентов 2008-й год. Мы берём за основу 2008 год.

Д.МЕДВЕДЕВ: А в прошлом году какое падение было?

В.ШПОРТ: В прошлом году падение порядка пяти процентов. Мы всё-таки удержали ситуацию и здорово не упали, но пять процентов, железно, было падение.

Сегодня  сократилось количество безработных у нас. В прошлом году на этот период было 4,1 процента, сегодня 3,7 процента. В цифрах это 28 тысяч человек. На 28 тысяч человек у нас 18 тысяч вакансий в крае, то есть эта ситуация под контролем. Она понятна сегодня нам. Есть долги ещё по заработной плате, но в основном они остались сегодня за теми предприятиями, которые находятся в стадии банкротства. Мы ими занимаемся, все они у нас на учёте. Снизили по отношению к прошлому году безработицу. Работаем в этом направлении. И вот как раз эти меры в комплексе дают положительный эффект, у нас выросли реальные доходы населения на 15 процентов, а реальная заработная плата – порядка 3,5 процента рост. Мы не говорим, что всё хорошо, но, по крайней мере, остановили падение и сегодня пошёл уже рост. Это говорит о том, что и жизнь народа будет улучшаться.

Д.МЕДВЕДЕВ: Вы знаете, мы сейчас не просто так затронули тему по АТР. Понятно, что на Дальнем Востоке есть свои проблемы, сугубо российские: это и отток населения, к сожалению, и довольно высокая дотационность регионов, которые входят в Дальневосточный федеральный округ. Но очень важно, чтобы мы смогли, если так можно выразиться, «зацепиться» за рост, который происходит в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Вот Вы сейчас сказали хорошие цифры по Хабаровскому краю. Здорово, если так будет. Но вот посмотрите, что у наших соседей. У наших соседей бурный рост, по семь, по девять, по десять процентов. Это большие экономики, очень большие. Такие, как китайская экономика. Это в принципе и для нас неплохо. Потому что и у нас экономика не маленькая, но если соседи бурно развиваются, это даёт возможность всё-таки нам реализовывать программы на стыке межгосударственных экономических отношений. Поэтому это направление ни в коем случае нельзя рассматривать как побочное. Смотрите за ним. Это, кстати, дополнительные рабочие места. Просто открытие новых предприятий, новых производств. Вот это должно быть в поле зрения.

В.ШПОРТ: Мы сегодня реализуем на территории края пять мощных инвестиционных программ, в том числе с иностранным капиталом. Малайзия участвует сейчас, Китай, наши инвесторы. Мы как раз настроены на то, чтобы продавать уже продукт высокоинтеллектуальной переработки. То есть не круглую древесину чтобы гнали. И уже этот процесс у нас пошёл. Поначалу он застолбился, но сегодня уже идут договорные процессы, начинаем поставлять продукцию. Медленно, но как раз то, о чём Вы говорите. Мы будем к этому стремиться.

Д.МЕДВЕДЕВ: Наша задача – создать как можно больше перерабатывающих предприятий с высокой долей добавленной стоимости на территории Российской Федерации. Тогда у нас и доходы будут выше, и рабочие места будут лучше.