Верховной раде предложен новый проект Налогового кодекса Украины

Комитет по вопросам налоговой и таможенной политики порекомендовал украинскому парламенту принять во втором чтении проект Налогового кодекса Украины. Председатель комитета В. Хомутынник, открывая заседание 11 ноября, отметил, что при подготовке нового законопроекта Налогового кодекса Украины ко второму чтению поступило 4400 предложений.

На заседании комитета обсуждались общие положения проекта Налогового кодекса, разделы об администрировании налогов, сборов (обязательных платежей), налоге на прибыль предприятий, налоге на доходы физических лиц, налоге на добавленную стоимость, специальных налоговых режимах, особенностях налогообложения налогоплательщиков в условиях действия соглашения о распределении продукции, а также заключительные и переходные положения.

Согласно проекту №7101-1 Налоговый кодекс регулирует отношения, возникающие в сфере взимания налогов и сборов, в частности, устанавливает исчерпывающий перечень налогов и сборов, которые взимаются в Украине, и порядок их администрирования, плательщиков налогов и сборов, их права и обязанности, компетенцию контролирующих органов, полномочия и обязанности их должностных лиц при проведении налогового контроля, а также ответственность за нарушение налогового законодательства.

Документ предусматривает, что к общегосударственным относятся следующие налоги и сборы: налог на прибыль предприятий; налог на доходы физических лиц; налог на добавленную стоимость; акцизный налог; сбор за первую регистрацию транспортного средства, экологический налог; рентная плата за транспортировку нефти и нефтепродуктов магистральными нефтепроводами и нефтепродуктопроводами, транзитная транспортировка трубопроводами природного газа и аммиака территорией Украины; рентная плата за нефть, природный газ и газовый конденсат, добывающиеся в Украине; плата за пользование недрами; плата за землю; сбор за пользование радиочастотным ресурсом Украины; сбор за специальное использование воды; сбор за специальное использование лесных ресурсов; фиксированный сельскохозяйственный налог; сбор на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства (применяется до 31 декабря 2014 года); пошлина; сбор в виде целевой надбавки к действующему тарифу на электрическую и тепловую энергию, кроме электроэнергии, выработанной квалифицированными когенерационными установками; сбор в виде целевой надбавки к действующему тарифу на природный газ для потребителей всех форм собственности.

К местным налогам, согласно проекту, относятся: налог на недвижимое имущество, отличающееся от земельного участка, единый налог, а к местным сборам — сбор за ведение некоторых видов предпринимательской деятельности; сбор за места для парковки транспортных средств; туристический сбор. Местные советы обязательно устанавливают налог на недвижимое имущество, отличающееся от земельного участка, единый налог и сбор за ведение некоторых видов предпринимательской деятельности.

Законопроект содержит также нормы о специальных налоговых режимах (система мер, устанавливающая особый порядок налогообложения отдельных категорий субъектов хозяйственной деятельности), которые устанавливаются и применяются в случаях и порядке, определенном исключительно этим кодексом.

Проект предусматривает, что налоговый контроль — это система мер, которые принимаются контролирующими органами с целью контроля правильности начисления, полноты и своевременности уплаты налогов и сборов, а также соблюдения законодательства по вопросам проведения расчетных и кассовых операций, патентования, лицензирования и другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы. Налоговый контроль в части мер, принятых таможенными органами с целью проверки правильности начисления, полноты и своевременности уплаты налогов и сборов, является составной частью таможенного контроля. Налоговый контроль проводится путем ведения учета налогоплательщиков, информационно-аналитического обеспечения деятельности органов государственной налоговой службы, проверок и сверок в соответствии с требованиями этого кодекса, а также проверок о соблюдении законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы, в порядке, установленном другими специальными законами, регулирующими соответствующую сферу правоотношений.

Согласно проекту запрещается исключение оригиналов первичных финансово-хозяйственных, бухгалтерских и других документов за исключением случаев, предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством в пределах расследования уголовного дела.

Проект предлагает установить требования о регистрации лиц как плательщиков налога на добавленную стоимость. Таким образом, в случае, если общая сумма от проведения операций по поставке товаров/услуг, подлежащих налогообложению (согласно разделу о НДС), в том числе с использованием локальной или глобальной компьютерной сети, начисленная (уплаченная) такому лицу в течение последних двенадцати календарных месяцев, в совокупности превышает 300 000 гривень (без учета налога на добавленную стоимость), такое лицо обязано зарегистрироваться как плательщик налога в органе государственной налоговой службы по своему местонахождению (местожительству) с соблюдением требований, предусмотренных статьей 183 раздела о НДС, кроме лица, являющегося плательщиком единого налога.

Если лица, не зарегистрированные как плательщики налога, ввозят товары на таможенную территорию Украины в объемах, подлежащих налогообложению согласно законодательству, такие лица платят налог при таможенном оформлении товаров без регистрации как плательщики такого налога. Центральный орган государственной налоговой службы ведет реестр плательщиков налога, в котором содержится информация о лицах, зарегистрированных как плательщики налога.

Проект Налогового кодекса содержит нормы об упрощенной системе налогообложения, учете и отчетности субъектов малого предпринимательства.

В частности, предусмотрено, что плательщиками налога являются физические лица предприниматели, которые в течение календарного года, предшествующего периоду перехода на упрощенную систему налогообложения, соответствуют совокупности следующих критериев:

количество лиц, находящихся с ними в трудовых отношениях, одновременно не превышает 4 лица (включая членов семей таких физических лиц);

объем дохода не превышает 600 000 гривень при условии применения при проведении расчетных операций в наличной и/или безналичной форме зарегистрированных, опломбированных в установленном порядке и переведенных в фискальный режим работы регистраторов расчетных операций или 300 000 гривень без применения таких регистраторов расчетных операций.

Упрощенная система налогообложения не распространяется на физических лиц — предпринимателей, осуществляющих:

деятельность в сфере развлечений, определенную в подпункте 14.1.47 пункта 14.1 статьи 14 раздела I;

производство и розничную продажу подакцизных товаров (кроме деятельности физических лиц, связанной с розничной продажей пива);

производство и розничную продажу горюче-смазочных материалов;

добычу, производство и другие виды деятельности с драгоценными металлами и драгоценными камнями, в том числе органогенного образования, подлежащими лицензированию в соответствии с Законом Украины «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности»;

добычу и реализацию полезных ископаемых;

финансовую деятельность;

операции с недвижимым имуществом, в том числе по предоставлению в аренду/субаренду торговых мест и оказанию иных услуг на рынках и/или на торговых объектах;

оптовую торговлю и посредничество в оптовой торговле;

деятельность по оказанию услуг в сфере телевидения и радиовещания в соответствии с Законом «О телевидении и радиовещании»;

деятельность в сфере наземного, водного, авиационного транспорта, оказания дополнительных транспортных услуг и вспомогательных операций (кроме деятельности такси, деятельности нерегулярного пассажирского транспорта и деятельности автомобильного грузового транспорта);

внешнеэкономическую деятельность, кроме экспорта программного обеспечения и услуг по отдаленной поддержке программ и оборудования, разработки поставки и обновления программного обеспечения, оказание услуг в сфере информатизации;

деятельность по оказанию услуг почты и связи;

деятельность по проведению расследований и обеспечению безопасности;

деятельность в сфере права;

деятельность в сфере бухгалтерского учета и аудита;

деятельность в сфере инжиниринга, геологии и геодезии;

деятельность по консультированию по вопросам коммерческой деятельности и управления;

деятельность по управлению предприятиями, вспомогательную деятельность в сфере государственного управления;

рекламную деятельность;

технические испытания и исследования;

подбор персонала и обеспечение персоналом;

деятельность по перепродаже предметов искусства, коллекционирования и антиквариата, деятельность по организации торгов (аукционов) произведениями искусства, предметами коллекционирования или антиквариата;

розничную торговлю изделиями из драгоценных металлов и драгоценных камней, драгоценных камней органогенного образования, полудрагоценных камней, обработанными и необработанными драгоценными камнями;

розничную торговлю через сеть Интернет;

розничную торговлю через торговые автоматы.

Плательщики налога должны проводить расчеты за отгруженные товары (выполненные работы, оказанные услуги) исключительно в наличной и/или безналичной форме.

Ставки налога устанавливаются ежегодно сельскими, поселковыми и городскими советами (далее в этой статье — органы местного самоуправления) в зависимости от вида хозяйственной деятельности с учетом календарного месяца в пределах:

на территории населенных пунктов с численностью населения более 500 тыс. лиц — от 20 до 600 гривень;

на территории населенных пунктов с численностью населения от 150 до 500 тыс. лиц — от 20 до 400 гривень;

на территории других населенных пунктов — от 20 до 200 гривень.

Для физических лиц, осуществляющих деятельность в сфере информатизации, ставка налога устанавливается в размере 1000 гривень с учетом календарного месяца.

В ходе обсуждения проекта высказано ряд замечаний, некоторые из них комитет планирует учесть и включить в сравнительную таблицу.

По сообщению информационного управления ВРУ.