Рейтинг веб-сайтов российских компаний 2010 — Газпром лучший

Русские корпоративные веб-сайты постоянно, хотя и медленно, улучшаются в выполнении требований международного рынка капитала. Хотя они по-прежнему отстают от европейских корпоративных веб-сайтов, например предоставлении финансовой и аналитико-новостной информации, все же отмечается рост в процессе их развития.

В 2010 году Интернет-сайт компании ОАО «Газпром» назван лучшим корпоративным сайтом в России по версии международного рейтинга, подготовленного компанией Hallvarsson&Halvarsson. Российскиекорпоративные сайты медленно, но верно начинают соответствовать требованиям международных рынков капитала. Однако российские корпорации все еще отстают от своих европейских коллег: в улучшениях нуждаются секции, посвященные финансовым показателям, ответственности бизнеса, карьере в компании, а также разделы для прессы.

Газпром стал безусловным лидером среди российских компаний

Список 10 лучших российских корпоративных сайтов по сравнению с 2009 годом изменился – и это показывает, что изменились и сами вебсайты.  Лидером 2010 г. стал Газпром: по сравнению с прошлым годом он поднялся на 10 строчек. Компания существенно улучшила вебсайт и получила на 21,75 баллов больше, чем в 2009, — что позволило ей обойти прошлогоднего лидера, МТС, который в этом году оказался только на 13 месте.

С незначительным отставанием за Газпромом следует Роснефть – еще одна российская компания, которая смогла набрать более 50 очков из возможных 100, и сохранила свое второе место в рейтинге.  У Новатека, получившего в этом году бронзу, — 45,5 баллов.

Ранг Компания URL-адрес Оценка
1 Газпром www.gazprom.com 54,25
2 Роснефть www.rosneft.com 52,5
3 Новатэк www.novatek.ru 45,5
4 Лукойл www.lukoil.com 44,5
5 НЛМК www.nlmksteel.com (www.nlmk.ru) 41,25
6 ВТБ Банк www.vtb.ru 41
7 Сбербанк России www.sbrf.ru 40,5
8 Норильский Никель www.nornik.ru 40
9 ТМК www.tmk-group.com 39,75
10 Полюс Золото www.polyusgold.com 39
10 Северсталь www.severstal.com 39
12 Система www.sistema.com 38,75
13 Mobile Telesystems (МТС) www.mtsgsm.com 37,5
14 Полиметалл www.polymetal.ru 37
15 Уралкалий www.uralkali.com 36,75
16 Татнефть www.tatneft.ru 33,75
16 Вымпелком www.vimpelcom.com 33,75
18 Сургутнефтегаз www.surgutneftegas.ru 31,75
19 Мечел www.mechel.com 31,25
20 Ростелеком www.rt.ru 31
21 Балтика www.baltika.ru 29,25
21 Банк Москвы www.bm.ru 29,25
23 РусГидро www.rushydro.ru 28,5
24 Распадская www.Raspadskaya.com 26
25 Интер Рао ЕЭС www.interrao.ru 25,5
25 ОГК-4 www.ogk-4.ru 25,5
27 Магнит www.magnit-info.ru 24,25
28 МРСК www.holding-mrsk.ru 21,5
29 Сильвинит www.silvinit.ru 20,25
30 Мосэнерго www.mosenergo.ru 13,5
31 Башнефть www.bn-rb.ru 6

«Газпром улучшил все разделы своего сайта, добавив большое количество подробной информации. Его финансовые показатели теперь представлены на уровне крупнейших европейских компаний», — говорит Хелена Веннергрен, старший партнер Hallvarsson & Halvarsson.

«Средний балл» вырос

Исследование показало, что в этом году российские корпоративные вебсайты стали лучше,– большинство компаний набрали больше очков, чем в прошлом году.

Отчасти это отражает изменение потребностей в информации у целевых аудиторий – но также показывает, что российские компании повысили уровень интернет-коммуникаций.

По сравнению с прошлым годом наиболее существенно свой результат улучшил Газпром.  Другие компании, которые смогли улучшить результат более чем на 10 баллов, приведены в таблице (ниже).

«Мы рады констатировать, что в этом году российские участники исследования добились больших успехов. Многие значительно улучшили свои онлайн-коммуникации. Однако все еще остаются компании, которые не вполне осознают важность присутствия в интернете», —  говорит  г-жа Веннергрен.

Методика исследования

Рейтинг Hallvarsson&Halvarsson – первое и наиболее прозрачное международное исследование корпоративных вебсайтов. Участники исследования имеют возможность оценить качество своих онлайн-коммуникаций в целом, а также сравнить их с компаниями из того же сектора.

В 2010 г. в рейтинг были включены компании из списка 500 крупнейших европейских компаний по данным FT, в том числе 31 — из России.

Критерии оценки разрабатываются исходя из требований и запросов специалистов фондового рынка. Исследование проводится ежегодно.

Процесс оценки состоит из трех основных этапов:

1. Опрос специалистов фондового рынка

В этом году на вопросы анкеты H&H ответил 571 респондент: 363 – это аналитики, инвесторы и журналисты со всего мира, 208 – люди, ищущие работу.

По итогам опроса был составлен список из более чем 100 критериев того, что целевые аудитории ожидают от корпоративного интернет-сайта.

2. Ранжирование вебсайтов

Рейтинг составляют независимые консультанты H&H, при этом каждый вебсайт оценивается как минимум дважды разными консультантами (претенденты на победу оцениваются как минимум трижды).

Компании-участники исследования выбираются в зависимости от их рыночной капитализации: в рейтинг включаются крупнейшие компании из каждой страны. В 2010 году в рейтинг были включены компании из списка FT Global 100.

3. Публикация результатов и рассылка исследования Hallvarsson & Halvarsson активно продвигает более активное использование интернета в корпоративных коммуникациях, поэтому компания заинтересована в том, что СМИ широко освещали результаты исследования. Рейтинг интернет-сайтов и его анализ публикуется во многих европейских финансовых газетах и журналах.

Компании также могут приобрести полную версию отчет и не только увидеть, насколько успешен их вебсайт, но и получить доступ к полному списку критериев оценки, чтобы иметь возможность улучшить качество своего интернет-ресурса. Исследование регулярно покупают более 100 компаний.

Лучшие разделы российских сайтов

Исследование H&H показало, что российским компаниям удалось сделать хорошие главные страницы и секции, содержащие общую информацию о компании. Однако на сайтах не хватает подробных данных о финансовом состоянии, корпоративном управлении, социальной ответственности и привлекательности компании как работодателя.

«Целевую аудиторию корпоративных интернет-ресурсов интересует детальная информация о компании. Если посетители не находят ее на сайте, то вынуждены отправиться за ней куда-то еще. Таким образом компания упускает возможность донести свой взгляд до журналистов, аналитиков и других аудиторий», — говорит  г-жа Веннергрен. H&H оценивал не только интернет-порталы в целом, но и их отдельные разделы.

Неудивительно, что среди компаний, сделавших лучшие разделы на своих сайтах, оказались все те же участники топ-10.

ЛУЧШИЙ РАЗДЕЛ ДЛЯ ПРЕССЫ: ГАЗПРОМ

Сайт «Газпрома», лучший среди российских корпоративных сайтов, также содержит и лучший раздел для прессы. Эта секция была оценена в 4 балла из максимально возможных 7,5.

В этом разделе компания разместила не только архив пресс-релизов, но также интересные новости, статьи и многочисленные фотографии. Там же можно найти справочную информацию о «Газпроме» в формате PDF, которая очень нужна специалистам фондового рынка, но очень редко встречается  на интернет-сайтах российских компаний.

ЛУЧШИЙ РАЗДЕЛ ДЛЯ ИНВЕСТОРОВ: СБЕРБАНК

Сайт Сбербанка содержит лучший среди российских интернет-ресурсов раздел для инвесторов – он был оценен в 19,25 баллов из 33,25 возможных. В среднем вебсайты 500 крупнейших европейских компаний получили за этот раздел 14,43 балла, «средний балл» российских компаний оказался ниже – 9,58. Этот результат несколько лучше прошлогоднего, составлявшего 9,02.

Сбербанк дает на сайте подробную информацию о финансовых показателях, которые также доступны в формате Excel, что очень удобно для аналитиков. Кроме того, в IR-разделе можно найти конкретную информацию о долге банка.

НАИБОЛЕЕ ЗАМЕТНЫЙ В СОЦИАЛЬНЫХ МЕДИА: ЛУКОЙЛ

H&H исследовал не только сами корпоративные сайты, но и активность компаний в социальных сетях — YouTube, Slideshare, Flickr и YouTube, а также продвижение ресурсов в поисковиках (Google).

ЛУКОЙЛ (у которого есть, например, собственный канал на YouTube) оказался самым заметным за пределами своего корпоративного сайта и набрал 2,75 очков из 4 возможных.

Тенденции 2010 года

Интернет-коммуникации улучшились

Прошлогоднее исследование показало, что многим компаниям не удалось удовлетворить информационные потребности беспокойного финансового рынка. Информационный голод был слишком силен, и данных, размещенных на интернет-страницах, оказалось недостаточно.

Кроме того, финансовый кризис повлек за собой снижение бюджетов на онлайн-коммуникацию, что усугубило положение.

В итоге спрос на информацию оказался намного выше предложения. В кризис необходимыми стали данные о рисках и преимуществах компаний, а также их финансовых показателях.

Однако соответствующие разделы интернет-сайтов и сейчас нуждаются в улучшениях: IR-секции российских участников исследования в этом году были в среднем оценены несущественно выше, чем в прошлом.

Рост «среднего балла» в 2010 г. объяснялся улучшением разделов с общей информацией о компаниях, данных о социальной ответственности, а также стартовых страниц.

Новая секция: социальные медиа

В этом году H&H впервые исследовал не только корпоративные сайты, но и поведение компаний в социальных медиа и продвижение в поисковиках. Оценивалось активное присутствие за пределами корпоративного сайта. В исследование были включены такие социальные медиа, как Facebook, Wikipedia, YouTube и Twitter.

Использование Facebook, LinkedIn и Wikipedia целевыми группами

Все важные для компании целевые группы – аналитики, журналисты, блоггеры и люди, ищущие работу – активны в социальных медиа, и это значит, что компания должна соответствующим образом адаптировать свою коммуникационную стратегию. Среди порталов, присутствие на которых необходимо, — Facebook, LinkedIn и Wikipedia, которые активно используются аналитиками.

В социальных медиа лидируют американские компании

Исследование показало, что лидеры в социальных медиа – американские компании. Кроме того, они лучше других представлены в поисковиках. Однако явной связи между страной/сектором и успехами в социальных медиа нет.

Социальные медиа можно использовать двумя способами: либо публиковать там сообщения для того, чтобы расширить потенциальную аудиторию, либо вступать в активный диалог с заинтересованными сторонами.

«Пока социальные медиа используются в корпоративных коммуникациях только для расширения потенциальной аудитории. Компании все еще опасаются играть там активную роль», — говорит Робин Олениус, исследователь H&H.

Изменение позиций

В прошлом году средние баллы большинства интернет-сайтов резко снизились из-за того, что спрос на корпоративную информацию существенно превысил ее предложение. Никогда раньше разрыв между тем, чего хотят посетители и что им готовы предоставить компании, не был столь велик. Наиболее явно не хватало финансовых данных.

В 2010 г. компании приложили серьезные усилия для того, чтобы удовлетворить информационный голод, вполне объяснимый после недостатка полезных и легкодоступных данных год назад.

Рейтинг стран

Исследование показало, что лучшие корпоративные сайты у финских компаний: в среднем финские интернет-порталы оценили в 58,03 балла. По сравнению с прошлым годом Финляндии удалось еще более существенно оторваться от своего ближайшего конкурента – Германии (53,91 в 2010).

Средняя оценка российских сайтов выросла на 4 балла, однако несмотря на это страна в рейтинге опустилась на одну позицию.

Средний балл 500 крупнейших европейских компаний в 2010 г. увеличился на 5 пунктов.

*В таблицу включались только страны с 5 и более компаниями – участниками исследования

Средняя оценка крупнейших 500 европейских компаний 48,32 (43,32 в 2009 году). Общая средняя оценка крупнейших 100 мировых компаний — 45,66 (ранее не рассчитывалась).

Россия: достижения и сложности

Наиболее прогрессивные сайты у компаний, работающих в энергетике и тяжелой промышленности

В десятке компаний – обладателей лучших корпоративных сайтов в России в основном представители секторов «Энергетика» и «Тяжелая промышленность».

Российские банки оценили выше среднего по сектору

В секторе «Локальные банки» российские участники исследования, ВТБ и Сбербанк, получили оценки выше средней по группе. В сектор «Локальные банки» была включена 101 компания.

Российский топ-10 работает с социальными медиа на общемировом уровне

Удивительно, но присутствие в социальных медиа – одна из сильных сторон российских участников исследования. Средний балл за работу в социальных медиа у десяти компаний – обладателей лучших корпоративных сайтов оказался примерно равен среднему баллу по миру.

Главная сложность для российских компаний – содержание веб-страниц

Российские компании не смогли попасть в европейский топ-50 в основном из-за более слабого контента.

По сравнению с прошлым годом многие разделы российских интернет-сайтов стали заметно лучше, однако секции «Карьера в компании», «Социальная ответственность», «Корпоративное управление», «Для прессы» и «Финансовая информация» все еще нуждаются в улучшениях.

Российские компании успешно справляются с наполнением разделов с общей информацией, а также с главными страницами. Но часто оказывается, что более подробных данных на сайте нет.

10 вещей, которые нужны аналитику на корпоративном сайте

Перед тем, как определить критерии оценки интернет-сайтов, H&H опрашивает аналитиков, инвесторов и журналистов, чтобы узнать, что для них является наиболее важным. Таким образом H&H может быть уверен в том, что критерии оценки являются актульными, уместными и отражают последние тенденции.

На основании опроса, проведенного в этом году, выяснилось, что наиболее важными являются следующие области (в порядке убывания):

1.  Финансовые отчеты, годовые и квартальные отчеты

2.  Архивы годовых отчетов, квартальных отчетов и пресс-релизов. Часто требуются и

архивы других материалов.

3.  Финансовый календарь

4. Презентации для встреч с инвесторами и другие аналогичные презентации

5. Последние пресс-релизы, размещенные на главной странице

6. Информация о владельцах компании

7. Время загрузки («медленный» сайт раздражает посетителей)

8. Финансовые цели и результаты в соответствии с ранее поставленными целями

9. Контактная информация, желательно контактные лица

10.  Долг компании, информация об облигационных займах