Всемирный день памяти жертв ДТП

Под эгидой ВОЗ во всем мире 21 ноября отмечается Всемирный день памяти жертв дорожно-транспортных происшествий.

Ежегодно в результате дорожно-транспортных происшествий погибает около 1,3 миллиона человек и еще 50 миллионов человек получают травмы и становятся инвалидами. Дорожно-транспортные происшествия являются первой по значимости причиной смерти молодых людей в возрасте 10–24 лет. Каждые шесть секунд кто-то погибает или получает травмы на дорогах планеты Земля.

В октябре 2005 года Генеральная ассамблея Организации Объединенных Наций приняла резолюцию, призывающую правительства ежегодно отмечать третье воскресенье ноября как Всемирный день памяти жертв дорожно-транспортных происшествий. Этот день был учрежден для того, чтобы почтить память жертв дорожно-транспортных происшествий и выразить соболезнование их родственникам, которым приходится переживать эмоциональные и практические последствия этих трагических событий.

ВОЗ и Сотрудничество в рамках ООН в области безопасности дорожного движения призывают правительства и неправительственные организации во всем мире отмечать этот день с целью привлечения внимания общественности к дорожно-транспортным происшествиям, их последствиям и связанным с ними издержкам, а также к мерам, которые можно принять для их предупреждения.

«Сделаем дороги безопасными» – кампания по глобальной дорожной безопасности проводимая ВОЗ во всем мире. ВОЗ призывает международное сообщество признать дорожно-транспортный травматизм как глобальную эпидемию, и принять срочные меры для того, чтобы остановить ежедневные трагедии тысяч людей, смерть и травмы которых можно предотвратить.

В 2008 году благодаря поддержке более миллиона человек по всему миру кампания «Сделаем дороги безопасными» добилась одобрения ООН идеи проведения первой Министерской конференции по дорожной безопасности, которая состоялась в ноябре 2009 года. Активисты кампании призывают правительства стран мира принять участие в Десятилетии действий по обеспечению дорожной безопасности 2010-2020, цель которого на 50%  сократить прогнозируемы рост смертности на дорогах к 2020 году.

Ответим на главный вопрос: Почему так много молодых людей попадает в дорожно-транспортные аварии?

Ответ: Молодые пользователи дорог подвергаются риску дорожно-транспортных аварий по ряду причин:

  • при планировании дорог не учитываются в достаточной степени их особые потребности;
  • особенности их физического строения и развития (например, маленький рост детей) повышают риск;
  • рискованные формы поведения и давление со стороны сверстников, особенно среди подростков; и
  • другие факторы риска, такие как превышение скорости, вождение в нетрезвом виде, неиспользование защитных шлемов и ремней безопасности.

Во всем мире дорожно-транспортные аварии являются лидирующей причиной смерти среди молодых людей в возрасте 10-24 лет. Ежегодно около 400 000 человек в возрасте до 25 лет погибает на дорогах мира — в среднем, 1050 человек в день. Большинство этих случаев смерти происходит в странах с низким и средним уровнем дохода и среди уязвимых пользователей дорог — пешеходов, велосипедистов, мотоциклистов и пассажиров общественного транспорта.

Дорожно-транспортные аварии можно предотвратить. Ряд нацеленных мер оказался эффективным в воздействии на эти факторы риска и снижении дорожно-транспортного травматизма среди молодых людей. В число этих мер входят разделение дорог на зоны для разных типов пользователей, снижение скорости, установление более низких допустимых уровней содержания алкоголя в крови и схемы введения водительских прав с дифференцированным статусом для начинающих водителей. Все эти меры подробно обсуждаются в новом документе под названием «Молодежь и безопасность дорожного движения», опубликованном ВОЗ по случаю Первой недели Объединенных Наций по глобальной безопасности дорожного движения, прошедшей 23-29 апреля 2007 года.

10 фактов о глобальной дорожной безопасности.

Факт №1 Глобальная проблема

Более 90% всех случаев смерти в результате дорожных аварий происходит в странах с низким и средним уровнем дохода, в то время как на эти страны приходится лишь 48% зарегистрированных транспортных средств в мире.

Факт №2 Высокая доля уязвимых пользователей дорог

Среди пешеходов, велосипедистов, а также водителей моторизованных двухколесных транспортных средств и их пассажиров (в целом, известных как «уязвимые пользователи дорог») происходит около 46% всех случаев смерти в результате дорожно-транспортных аварий в мире. В странах с низким уровнем дохода эта доля выше, чем в странах с высоким уровнем дохода.

Факт №3 Скорость

Контроль за скоростью является одним из главных способов уменьшения числа травм в результате дорожно-транспортных аварий, особенно среди пешеходов, велосипедистов и мотоциклистов. Необходимые меры для снижения скорости в городских районах, такие, как, например, создание зон ограничения скорости, приняты менее, чем в одной трети стран.

Факт №4 Употребление алкоголя и вождение

Вождение в нетрезвом состоянии повышает риск аварий, которые могут привести к смерти или серьезным травмам. По рекомендациям ВОЗ, уровень содержания алкоголя в крови взрослых водителей не должен превышать 0,05 грамма на децилитр (г/дл). Менее половины стран имеют законы, устанавливающие такой предельный уровень для водителей.

Факт №5 Использование шлемов

Ношение шлемов надлежащего качества может снизить риск смерти в результате дорожных аварий почти на 40%, а риск тяжелых травм — более чем на 70%. Только 40% стран имеют законы, регулирующие использование мотоциклетных шлемов как водителями, так и пассажирами, а также их соответствие стандартам качества.

Факт №6 Использование ремней безопасности

Использование ремней безопасности снижает риск смерти среди пассажиров, сидящих на переднем сидении, на 40%-65% и может снижать риск смерти пассажиров, занимающих заднее сидение, на 25%-75%. Лишь в 57% стран требуется использование пассажирами ремней безопасности как на передних, так и на задних сидениях машин.

Факт №7 Использование детских удерживающих устройств

Использование детских удерживающих устройств (сидений для детей грудного возраста, детских сидений и дополнительных подушек сидения) может уменьшить число случаев смерти детей в результате аварий на 54%-80%. Менее половины всех стран имеют законы, требующие использование детских удерживающих устройств в машинах.

Факт №8 Добольничная помощь

Благодаря быстрой высококачественной добольничной помощи можно спасти многих людей, получивших травмы в дорожно-транспортных авариях. Около 76% стран имеют системы добольничной помощи, начиная с систем, укомплектованных высококвалифицированным персоналом, и кончая системами, опирающимися на помощь случайных свидетелей. В мире существует около 90 различных телефонных номеров доступа к добольничной помощи, которые необходимо преобразовать в один глобальный номер или несколько региональных номеров.

Факт №9 Возможности для прогресса

Травмы в результате дорожно-транспортных аварий предотвратимы. За последние десятилетия некоторые страны, в основном страны с высоким уровнем дохода, добились значительного прогресса в снижении показателей смертности в результате дорожно-транспортных аварий. Но для дальнейшего снижения этих показателей можно сделать еще больше.

Факт №10 Пришло время действовать

По прогнозам, к 2030 г. травмы в результате дорожно-транспортных аварий станут пятой по значимости причиной смерти и будут приводить к 2,4 миллиона случаев смерти в год. В основе этого прогноза лежит возрастание числа случаев смерти в результате дорожно-транспортных аварий и уменьшение числа случаев смерти из-за других проблем здоровья.

Берегите себя!

Информация предоставлена: ООН, ВОЗ, FIA Foundation