Международный день гор 11 декабря

11 декабря традиционно отмечается Международный день гор – в 2010 году темой дня является «Коренные народы и другие живущие в горах меньшинства». Цель Дня состоит в том, чтобы подчеркнуть трудности, с которыми сталкиваются эти общины, а также признать их неоценимый вклад в преодоление глобальных проблем голода и недоедания, утраты биоразнообразия и изменения климата.

В сентябре 2007 года Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию ООН о правах коренных народов, что явилось важным шагом в международных усилиях по сохранению самобытности коренных народов, в деле борьбы с дискриминацией и стоящими перед ними проблемами. Большинство коренных народов мира живут в горных районах, многие из них относятся к маргинальным слоям общества и вынуждены влачить нищенское и полуголодное существование.

Готовность и воля к осуществлению этой деятельности еще более укрепились благодаря проведению в 2002 году Международного года гор, и вопросы гор стали занимать все более важное место в повестках дня на всех уровнях.

Одним из итогов Года стало принятие резолюции 57/245, в которой Генеральная Ассамблея постановила провозгласить 11 декабря — начиная с 2003 года — Международным днем гор и призвала международное сообщество организовывать в этот день мероприятия на всех уровнях с целью разъяснения важности устойчивого горного развития.

Основные сведения:

Учет интересов населения горных районов в целях обеспечения стабильного будущего

Чествование коренных горных народов

В сентябре 2007 года Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию Организации Объединенных Наций о правах коренных народов, которая стала важным шагом в международных усилиях по сохранению уникальной самобытности коренных народов и по решению проблемы дискриминации и лишений, с которыми они сталкиваются. Большинство коренных народов мира проживают в горных районах, и многие из них влачат существование на задворках общества, в условиях нищеты и хронического отсутствия продовольственной безопасности.

В этом году Международный день гор посвящен коренным народам и прочим меньшинствам, проживающим в горной местности. Цель его проведения — обратить внимание на угрозы, стоящие перед этими общинами, а также воздать должное тому бесценному вкладу, который они могут внести в дело преодоления таких глобальных проблем, как голод и недоедание, утрата биоразнообразия и изменение климата.

Наследие, связанное с землей

Культура коренных и традиционных горных общин носит преимущественно сельскохозяйственный характер, сформировавшийся под влиянием сурового климата и пересеченной местности, а также сезонного характера посевной, уборочной и отгонного животноводства. Для этих народов земля, вода и леса — не просто природные ресурсы, которые можно эксплуатировать для извлечения прибыли на территориально отдаленных рынках. Как и их предки до них, эти общины понимают, что их собственное благополучие, самобытность и будущее их детей зависят от бережного отношения к природе.

Поэтому связь коренных горных общин с землей зачастую можно описать лишь в духовном плане. Уважительное отношение к подобному мировоззрению и сохранение языков, музыки, произведений искусства, народных сказаний и мифов, в которых оно проявляется, имеет огромное значение для выживания коренных общин в горных районах. Подобное «нематериальное наследие» также обогащает мировое сообщество, служит источником вдохновения и примером для налаживания более устойчивых взаимоотношений между человечеством и природой.

Богатое наследие сельскохозяйственного биоразнообразия

С точки зрения сельского хозяйства, горные районы относятся к малоплодородным землям и не подходят для современного коммерческого земледелия, для которого характерно культивирование одной сельскохозяйственной культуры, предназначенной для крупных рынков. Несмотря на то, что растущее число горных фермерских хозяйств перенимает современные методы ведения сельского хозяйства, многие представители коренных народов продолжают придерживаться традиционных методик и техники возделывания земли, таких как сложные террасные системы (неорошаемые и орошаемые), системы подачи воды и орошения, а также сочетание пастбищного и лесного хозяйства и земледелия.

Таким образом, они культивируют широкий спектр сельскохозяйственных культур, которые адаптированы к различным высотам, условиям и микроклимату на склонах. Поэтому коренные горные народы и прочие традиционные горные общины выступают в качестве хранителей традиционных знаний о ведении сельского хозяйства в сложных горных условиях, а также важного источника сельскохозяйственного биоразнообразия.

В Андах, где произошло одомашнивание картофеля, местные фермеры продолжают культивировать до 200 различных местных сортов этой культуры. В горных районах Непала местные фермеры выращивают около 2000 сортов риса. Учитывая, что речь идет о двух основных мировых сельскохозяйственных культурах, поддержка практикуемых коренными народами методов ведения сельского хозяйства, которые обеспечивают сохранение этого разнообразия, приобретает особое значение для всего мира. При этом множество других «второстепенных» сельскохозяйственных культур также не утратили своей актуальности для коренных общин. Среди них произрастающие в Андах уллюко — местный клубнеплод — и квиноа — зерновая культура; теф — выращиваемый в высокогорных районах Эфиопии злак; а также множество разновидностей проса, которое составляет основу рациона гималайских общин.

Говоря о коренных горных общинах, важно отметить, что мужчины и женщины обладают разными знаниями, опытом и кругом обязанностей и вносят свой вклад в поддержание биоразнообразия. В целом, женщины уделяют основное внимание садово-огородным культурам, выращиваемым на приусадебных участках для собственного потребления, а мужчины в первую очередь занимаются сельскохозяйственными культурами, которые являются источником дохода. В частности, исследование, проведенное на базе 30 садово-огородных участков племени марма, проживающего в горном районе Рангамати в Бангладеш, показало, что основная обязанность женщин заключается в уходе за садово огородными участками, которые вносят вклад в сохранение генетического пула из 19 многолетних овощных, фруктовых, древесных и декоративных культур.

Международная поддержка сельскохозяйственных систем коренных народов Анд

В 2002 году Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных Наций (ФАО) приступила к реализации инициативы по сохранению систем сельскохозяйственного наследия мирового значения (ГИАХС) и адаптивному управлению ими. На экспериментальной основе проект ГИАХС апробировался в одном из районов Анд на юге Перу, включающем в себя территорию вокруг Мачу-Пикчу и озера Титикака.

Для реализации мероприятий в рамках проекта были отобраны четыре коренные общины, которые во многом сохранили традиционный сельскохозяйственный уклад, несмотря на сильное влияние современного сельского хозяйства. Их земли, расположенные на высотах свыше 4000 метров, в основном используются как пастбища, однако на них также выращиваются высокогорные сельскохозяйственные культуры. Примером систем сельскохозяйственного наследия, применяемых в этом районе, служит плоскогорье вокруг озера Титикака, где фермеры окапывают свои поля траншеями. Днем солнце нагревает воду в этих траншеях. А по ночам, когда температура падает, поднимающиеся от воды теплые испарения защищают от заморозков картофель и другие местные сельскохозяйственные культуры, такие как квиноа.

Данный экспериментальный проект ГИАХС, реализуемый в партнерстве с перуанским Национальным советом по вопросам окружающей среды (КОНАМ) и при участии местных учреждений, помог подтвердить действенность сельскохозяйственных технологий коренного населения и распространить информацию о них. Кроме того, осуществление этого экспериментального проекта в координации с фермерами из числа коренного населения и местными учреждениями позволило внести вклад в производство высококачественных семян местных сельскохозяйственных культур. В целях развития местных рынков семян в общинах были также организованы ярмарки.

Восстановление традиционных источников продуктов питания

Многие коренные горные общины страдают от отсутствия продовольственной безопасности, и выращиваемые в полях и на садово-огородных участках местные виды продовольствия вносят важный вклад в семейный рацион. Питательная ценность этого продовольствия зависит не только от разнообразия местных сельскохозяйственных культур, но и от того, как комбинируются и готовятся (преимущественно женщинами) приправы и пряности, масла, мясо, овощи и специи. Традиционная кухня, а также необходимые для приготовления пищи знания и умения, являются еще одним неотъемлемым компонентом нематериального культурного наследия горных народов.

Хотя мы мало знакомы с питательной ценностью продовольственных систем горных народов, нам точно известно, что они находятся под угрозой. Реализуемая на мировых рынках относительно дешевая продукция пищевой промышленности становится все более доступной для горных общин. Происходит отказ от традиционных видов продовольствия, воспринимаемого как «еда для бедных», в пользу современных пищевых продуктов, которые удобнее готовить, но которые нередко содержат высокий уровень сахара и жира и имеют низкую питательную ценность. Это явление усугубляет проблему довольно острой недостаточности таких микроэлементов как йод и витамин А, характерной для бедных горных общин.

Сохранение наследия горных меньшинств

Сохранение наследия горных меньшинствВальсерцы, исконные жители региона О-Вале в Швейцарии, столетия назад расселились по нескольким высокогорным альпийским долинам в Австрии, Франции, Лихтенштейне и Италии. Однако во многих общинах на вальсерском диалекте немецкого языка уже не говорят и многие молодые люди считают свою горную родину бесперспективной.

Финансируемый Европейским фондом регионального развития проект «Вальсерские Альпы» направлен на развитие межнационального сотрудничества и единения между вальсерскими общинами. Этот проект призван поднять интерес к вальсерскому наследию в целях развития устойчивого туризма в вальсерских общинах и не допустить того, чтобы вальсерские обычаи стали достоянием лишь книг и музеев. Бережное отношение к вальсерским традициям также можно рассматривать как одно из средств сохранения знаний об устойчивом управлении горными районами.

Проект предусматривал несколько направлений работы в различных областях:

преобразование документов и изображений, связанных с вальсерским культурным наследием, в цифровую форму, с тем чтобы обеспечить связь между старшими поколениями и их детьми;

подготовка вальсерского словаря и учебных материалов;

разработка единого механизма планирования устойчивого пользования муниципальными землями; и

разработка информационно просветительских материалов о вальсерских общинах в целях развития устойчивого туризма.

Использование традиционных знаний для борьбы с изменением климата

Сельскохозяйственные системы коренных и традиционных горных фермерских хозяйств специально организованы таким образом, чтобы защитить почву от эрозии, сохранить водные ресурсы и снизить риски, связанные со стихийными бедствиями. Учитывая, что согласно прогнозам, изменение климата может привести к росту числа экстремальных погодных явлений, которые особенно интенсивны в горных районах, эти сельскохозяйственные системы смогут сыграть важную роль в стратегиях адаптации к изменению климата.

Кроме того, достоверные многолетние метеорологические данные имеются лишь для ограниченного числа горных районов, например для Альп. Так, например, местные экологические знания о гидрологических событиях и умение предсказывать сходы оползней и лавин могут снизить риски в горах, в то время как передаваемые из поколения в поколения рассказы о событиях и явлениях могут помочь исследователям понять, как менялись погодные условия на протяжении истории в тех районах, для которых научные данные отсутствуют.

Возрождение института «нава» в Непале

Возрождение института «нава» в НепалеМного веков тому назад, когда земледельцы и скотоводы начали возделывать землю и пасти скот в Непале, местные общины создали систему регулирования землепользования, получившую название «Ди». Этой система предусматривала ежегодные выборы деревенского старосты или нава, который следил за исполнением законов, касающихся, прежде всего, защиты посевов от скота. Нава деревни мог стать любой ее житель, подтвердивший свою компетентность в качестве руководителя, вне зависимости от пола. Со временем нава получил более широкие социальные полномочия по принятию решений о землепользовании.

Создание в Непале Национального парка «Сагарматха» и наплыв туристов спровоцировали резкое сокращение лесных ресурсов. Деревенские жители активно вырубали деревья на дрова и стройматериалы, так как считали, что правительство отобрало у них лес, который они унаследовали от предыдущих поколений. Рост туризма привел к увеличению потребления дров, что привело к еще более интенсивному освоению лесных ресурсов. В то же время, институт нава начал утрачивать свой авторитет, превратившись почти в формальность, и сейчас ему грозит полное исчезновение.

Теперь большая часть местного населения осознает важность традиционных систем рационального использования природных ресурсов. Они активно выступают за восстановление института нава и придания ему того же статуса, которым он обладал до учреждения Национального парка «Сагарматха». Непальское отделение ВФПД, которое совместно с местными учреждениями и руководством парка ведет в Национальном парке «Сагарматха» и прилегающих к нему районах работу по сохранению видов и восстановлению леса и пастбищных земель и по наращиванию потенциала, наладило сотрудничество с местным населением и местным комитетом в целях возрождения института нава.

Планы на будущее

Участие коренных и традиционных горных общин является неотъемлемым условием устойчивого развития горных районов. В связи с этим, крайне важно, чтобы деятельность правительств по решению приоритетных задач в области развития горных районов велась с учетом взятых ими на себя обязательств согласно Декларации Организации Объединенных Наций о правах коренных народов. Особенно актуальным является обязательство, изложенное в Статье 2 этой Декларации, которая гласит, что «лица, принадлежащие к коренным народам, и коренные народы свободны и равны со всеми другими народами и людьми и имеют право быть свободными от какой бы то ни было дискриминации…».

К числу приоритетных вопросов и задач относятся:

поддержка права коренных народов на самоопределение и, в частности, их права на определение приоритетов и разработку стратегии освоения или использования своих земель или территорий и других природных ресурсов;

учет мнения коренных народов при разработке политики, правительственных и национальных планов;

пропаганда важности горного сельскохозяйственного разнообразия для коренных народов и мирового сообщества. Расширение спектра деятельности по вопросу о сельскохозяйственном биоразнообразии и включение в нее проведение исследований по традиционным горным сельскохозяйственным культурам, животным, местным сельскохозяйственным практикам и продовольственным системам с учетом гендерных факторов;

руководство международными усилиями по включению сельскохозяйственных систем и систем питания коренных горных народов в список нематериального культурного наследия Организации Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) по аналогии с совместными усилиями Италии, Греции, Испании и Марокко по пропаганде и сохранению средиземноморской кухни. Это поможет улучшить качество питания и сохранить традиционную кухню коренных народов горных районов;

привлечение коренных и традиционных горных общин к активному участию в национальных и международных усилиях по изучению изменения климата в горных районах и адаптации к нему. Их опыт в деле рационального использования природных ресурсов и накопленные исторические сведения о неустойчивости климата необходимо интегрировать в стратегии адаптации к изменению климата;

совместное использование традиционных знаний коренных народов и научных данных в программах сельскохозяйственного биоразнообразия.

Информация предоставлена ООН.