Янукович провел расширенное заседание Совета регионов

Под председательством Президента Украины Виктора Януковича в Киеве состоялось расширенное заседание Совета регионов. В своем выступлении Глава государства сказал: «Мы взяли на себя ответственную задачу – модернизировать страну, сделать ее современной, конкурентоспособной и динамичной.

Программа реформ на 2010 — 2014 годы «Зажиточное общество, конкурентоспособная экономика, эффективное государство» дает четкие ответы, как эту задачу выполнить.

Оппоненты нас критикуют и будут критиковать на каждом шагу. И это вполне обычная для нас ситуация как для демократической страны. Но я хотел бы сказать, что очень важно, чтобы мы вместе с вами понимали, как к нам будут относиться люди, как будет реагировать гражданское общество на каждый наш шаг. И задача для всех нас – поднять уровень доверия людей в этом направлении. Это означает – объединить государство вокруг той реформы, о которой мы будем сегодня говорить. И это самое главное.

Изменения в государстве набирают обороты. Шаг за шагом мы проходим путь от первых наработок и проектов реформ к практическим решениям и новым результатам. Надеюсь, они будут качественными. Каждый новый шаг требует более тесной координации и высокой ответственности за свои действия.

2010 год действительно стал поворотным пунктом в развитии нашего государства. Мы все хорошо помним, с чего все начиналось. Тяжелая экономическая ситуация с критическим падением ВВП, масштабным спадом в промышленности, проблемами в государственных финансах.

Политический кризис, который был все прошедшие пять лет, также добавил нам проблем. Здесь и сложная ситуация в исполнительной власти, и в законодательной, и, безусловно, в жизни людей – безработица и проблемы в социальном секторе.

Таковыми были реалии начала года. Нам, я убежден, удалось кардинально изменить ситуацию к лучшему.

После президентских выборов был открыт путь к восстановлению эффективной работы институтов власти. Мы впервые за годы независимости получили возможность начинать и осуществлять реформы. И я надеюсь, что каждый шаг мы будем делать совместно, вместе с Украинским народом.

Сформированное в парламенте коалиционное большинство обеспечило продуктивную законотворческую работу. Я хочу поблагодарить и Верховную Раду, и Правительство, и все политические силы, объединяющиеся сегодня вокруг конкретных мощных шагов по модернизации нашего государства.

За счет быстрого возобновления эффективной работы государственной власти нам удалось стабилизировать ситуацию в экономике и «запустить» процесс реформ.

Сегодня мы можем констатировать, что положительные тенденции в национальной экономике становятся все более устойчивыми. По предварительным оценкам, прирост ВВП в третьем квартале этого года составит около 5%. Украинская промышленность возросла за 10 месяцев почти на 11%.

При этом отрасли, наиболее пострадавшие в период кризиса, демонстрируют ускоренное восстановление: прирост в машиностроении составил 33%, химической промышленности – более 20%, металлургии – свыше 12%.

Ощутимо снижается напряженность в финансовом секторе.

Укрепляется доверие населения к банкам, восстанавливается кредитование национальной экономики, стабильно снижается стоимость кредитных ресурсов.

Мы внимательно следим за этими процессами. И не только следим – делаем все, чтобы так было в жизни.

Постепенно стабилизируется ситуация и в инвестиционной сфере. В кризисный период Украина ощутила существенный спад инвестиционной активности. Но по итогам трех кварталов 2010 года эти негативные тенденции удалось остановить. Считаю это главным признаком преодоления кризисных тенденций.

Если доверие инвесторов к национальной экономике восстанавливается, это означает, что страна двигается в правильном направлении.

Тем не менее, ситуация в стране пока что остается сложной. Проблемы, накопившиеся за предыдущие годы, требуют серьезных решений.

Прежде всего, нельзя игнорировать тот факт, что темпы роста национальной экономики, как и ранее, в основном зависят от ситуации на внешних рынках.

В условиях нестабильности, до этого времени сохраняющейся в мировой экономике, это – существенный риск.

Внутренний рынок восстанавливается крайне медленно. Дают о себе знать медленный рост доходов населения, их общий низкий уровень.

Непростая ситуация в бюджетной сфере: по данным Министерства финансов, за 9 месяцев этого года доходная часть госбюджета была выполнена на 64%, а план дефицита – на 98% годового показателя.

Это требует трудных решений в сфере рационализации бюджетных затрат, вынуждает привлекать дополнительные ресурсы, в частности – кредиты международных финансовых организаций.

Начатые в 2010 году реформаторские процессы нацелены на системное решение этих проблем. В частности, был принят новый Бюджетный кодекс, существенным образом расширивший финансовую базу местного самоуправления. Уже в 2011 году местные бюджеты получат значительно больше денег.

Дополнительные ресурсы позволят власти на местах улучшить качество услуг для населения, ускорить реализацию проектов социально-экономического развития территорий.

С 1 января 2011 года вступает в силу Закон о едином взносе на общеобязательное государственное социальное страхование.

Вместо многочисленных отчетов и нескольких контролирующих органов вводятся единый отчет и единый платеж для субъектов хозяйствования.

Положительно оцениваю первые практические шаги по упрощению условий для ведения бизнеса, хотя они даются нелегко. Имею в виду плодотворную работу по реформированию разрешительной системы.

Мы сократили на 35% количество видов деятельности, подлежащих лицензированию. Упразднено лицензирование 90% видов работ.

Внедрен «декларативный принцип» выдачи документов разрешительного характера.

Принят, хотя и при условии вынужденного вмешательства Президента, Налоговый кодекс. Он закладывает новую философию отношений между государством и налогоплательщиками.

Кодекс позволяет снизить налоговую нагрузку на бизнес, упростить налоговые процедуры, разрушить их «коррупционное содержание», предложить стимулы инвестиционного развития и структурной модернизации экономики.

Курс на модернизацию страны не ограничивался исключительно экономической сферой. Были сделаны шаги в направлении реформирования системы судопроизводства. В июле этого года Верховная Рада приняла новый Закон о судоустройстве и статусе судей. Сегодня ведется работа в направлении дальнейшего усовершенствования судебной системы, готовится реформа уголовной юстиции и прокуратуры.

Это – публичное обязательство Украины перед Парламентской ассамблеей Совета Европы, и оно будет выполнено в кратчайшие сроки.

Одобрен инициированный Президентом Закон об основах внутренней и внешней политики, обеспечивающий демократический выбор, определяющий приоритеты экономического и социального развития, утверждающий внеблоковую политику Украины.

В этой связи хочу особо отметить, что наши реформаторские усилия получают положительные оценки и поддержку на международном уровне. Наши международные партнеры сегодня признают как очевидный факт, что Украина меняется. После годов хаоса, безответственности, конфликтов и кризисов Украина снова стала стабильным и прогнозируемым партнером.

За этот период времени нам удалось сделать важные шаги вперед в отношениях с Европейским Союзом.

На саммите Украина – ЕС, который состоялся в ноябре этого года в Брюсселе, мы согласовали План действий по безвизовому режиму с ЕС. Осуществлены шаги относительно интеграции в европейское экономическое пространство – подписано Соглашение о свободной торговле с Европейской ассоциацией свободной торговли.

Продолжается работа в направлении создания Зоны свободной торговли с Европейским Союзом.

В то же время мы провели значительную работу по восстановлению стратегического партнерства с Российской Федерацией. Одобрена правительствами Украины и Российской Федерации концепция Программы долгосрочного торгово-экономического сотрудничества между Украиной и Россией на 2011–2020 годы.

Мы наращиваем потенциал сотрудничества с новыми центрами роста, что особо важно в условиях глобального кризиса, далекого от завершения.

Уважаемые коллеги!

Опыт первых шагов засвидетельствовал, что без глубокой модернизации государства, системного реформирования государственной власти мы не сможем двигаться вперед. Скажу больше: бюрократия с ее консерватизмом, коррумпированностью и хищническим отношением к людям стала главным тормозом преобразований.

Процедуры принятия управленческих решений неслучайно затянуты. Чиновники сконцентрированы лишь на создании новых контролирующих полномочий и регуляторных функций. Количество чиновников и стоимость их содержания для налогоплательщиков постоянно возрастают, а уровень их компетентности и качество их деятельности постоянно снижаются. И это прямо влияет на скорость проведения реформ, и как это было в случае с принятием Налогового кодекса – и на их качество.

Приведу только одну цифру: за последние пять лет количество чиновников в Украине увеличилось почти на 30 тысяч. Как это повлияло на качество работы государственной власти, мы все с вами хорошо знаем…

Поэтому я обращаюсь к новоизбранным руководителям городов, областных советов: уважаемые коллеги, посмотрите на свои штатные расписания, и я вас по-доброму прошу, положив руку на сердце – если мы с вами вернемся хотя бы к численности пяти – шестилетней давности, это будет абсолютно нормально. Если вы это сделаете добровольно, я буду это приветствовать. Я вам скажу – буду всегда вместе с вами, буду помогать всегда. Те, кто будут затягивать с этим вопросом, тормозить этот процесс – во-первых, я публично скажу об этом общинам на ваших территориях, во-вторых – наши партнерские отношения будут сложными.

Кричащей проблемой в работе государственной власти являются коррупция и злоупотребления полномочиями.

Должности в управленческой вертикали часто превращаются в частные кормушки для чиновников.

Не удивительно, что в последние годы Украина стабильно занимает последние места что касается простоты ведения бизнеса и благоприятности бизнеса-климата.

Но главное, что эта бюрократическая система не настроена на предоставление услуг гражданам. Для получения какой-либо резолюции чиновника у нас приходится ждать недели и месяцы. Жить в такой стране для человека становится очень некомфортно. Бюрократия отталкивает человека от государства, превращает власть в чужую и даже враждебную для людей силу.

Именно поэтому мы начали глубокую реформу государственной власти. И как я говорил несколько дней назад в этом зале – начали мы с себя – с центральных органов власти. Первые решения уже обнародованы.

В частности, согласно Указа от 9 декабря почти вдвое сокращено количество членов Кабинета Министров. Из 112 органов центральной власти созданы 63. Количество сотрудников Кабинета Министров будет сокращено приблизительно на 50%. Изменится система управления министерствами.

Только за счет оптимизации состава государственного аппарата и сокращения количества органов исполнительной власти экономия в государственном бюджете в 2011 году составляет около миллиарда гривен. Но сколько этих денег пойдет на компенсации – мы еще подсчитаем. Как говорят специалисты, останется около 10% экономии. Но уже 2012 год и последующие годы – это будет существенная поддержка бюджета.

И, безусловно, мы эти средства должны направлять на развитие национальной экономики и социальные инвестиции.

В то же время, за счет реформы государственной власти мы существенно повысим эффективность государственного управления, ликвидируем дублирование полномочий. В итоге мы получим компетентный, эффективный и мобильный государственный аппарат, способный обеспечить принятие и реализацию государственных решений.

Эта реформа предусматривает передачу некоторых функций центральных органов исполнительной власти на региональной уровень – то есть в сферу вашей ответственности. И вы должны к этому готовиться.

Однако, реформирование центральных органов власти – это только первый шаг в рамках реформы государственной власти. На повестке дня – изменения в системе всей исполнительной вертикали, существенное сокращение чиновников, представляющих центральную власть на местах и, одновременно, усиление роли и увеличение полномочий органов местного самоуправления. Но не за счет численности, а за счет качества.

В ближайшее время мы завершим реформирование государственной службы и перейдем к следующему этапу, связанному с реформированием власти на местах. Его цель – оптимизировать систему государственного управления в регионах, поднять ее эффективность, убрать лишние уровни администрирования и сократить количество чиновников.

Этот процесс коснется всех вас, и я ожидаю активного участия в процессе и своевременного выполнения поставленных задач. За это вы будете нести, как я уже говорил, персональную ответственность.

В то же время мы стремимся создать фундамент для развития местного самоуправления и максимально полного обеспечения интересов местных общин. Борьба с бюрократией, снижение уровня коррупции, повышение эффективности государственной власти – эти задачи я считаю приоритетными в 2011 году.

Реформа государственной власти будет находиться под моим непосредственным контролем. Я не допущу, чтобы своеволие и корыстные интересы чиновников, находящихся на содержании налогоплательщиков, помешали проведению необходимых изменений.

Хочу еще раз подчеркнуть: реформа государственной власти — это не косметика в структуре Кабинета Министров. Это системные изменения, цель которых — преобразовать государственную машину в эффективный аппарат, предоставляющий качественные услуги своим гражданам. И главное: создать аппарат, «заточенный» на реформы и модернизацию, ориентированный на развитие.

Масштабные изменения требуют четкой координации усилий и полной отдачи участников процесса. С этой целью я ввел персональную ответственность по каждому направлению реформ. Буду лично следить за ходом их внедрения, и в случае необходимости – принимать соответствующие кадровые и другие решения.

Для этого я создал Управляющий совет в составе Комитета по экономическим реформам. Он будет заниматься оперативным управлением процессом внедрения реформ.

Также создан Координационный центр по проведению реформ. Он отвечает за мониторинг процесса внедрения, координацию усилий и ресурсов, а также предоставление необходимой экспертной поддержки.

Уважаемые коллеги!

Реформа государственной власти и бюджетная политика на следующий год тесно связаны между собой. Если коротко, то речь идет о «бюджете реформ». Я считаю, вы это понимаете.

Во-первых, бюджет на 2011 год сформирован на новой налоговой базе. Его главная задача — обеспечить условия для постоянного роста, повысить социальные стандарты.

Во-вторых, сама бюджетная политика 2011 года является неотъемлемой составляющей реформ. Все ее аспекты — от порядка формирования до режима выполнения — составляют основу новой государственной экономической политики.

Нам необходимы современные подходы к распоряжению финансами страны.

Мое требование к Правительству — обеспечить максимально быстрый переход к программно-целевому подходу при планировании и использовании бюджетных средств. Мы это делали в двух правительствах — эта система была разрушена, сейчас она частично восстановлена, но ее необходимо ввести, и чтобы она в стране работала.

В-третьих. Для того, чтобы в полной мере заработал Бюджетный кодекс, должны быть разработаны эффективные механизмы регионального выравнивания, определены способы мобилизации местных источников финансовых ресурсов, в частности — местных заимствований.

Эти задачи я ставлю перед местной властью и жду от вас не громких инициатив, а практических шагов по укреплению бюджетно-финансовой базы ваших регионов.

В этой связи особое значение приобретает и координация действий региональной власти при разработке программ развития регионов, активная поддержка связей, программы создания рабочих мест с учетом межобластной кооперации. Ведь объединение усилий позволит получать и дополнительные доходы, создавать рабочие места, преодолевать барьеры в развитии местного бизнеса.

Исходя из имеющихся расчетов проекта бюджета, я буду требовать соблюдения сбалансированности и стабильности государственных финансов, с минимальным дефицитом до 3,5%, с прозрачными процедурами сбора налогов и использования бюджетных средств.

Приоритетными были и остаются социальные расходы.

Я буду требовать безусловного обеспечения запланированного в бюджете  увеличения размеров прожиточного минимума и минимальной заработной платы.

В 2011 году будет обеспечено выполнение требований законодательства относительно установления минимальной заработной платы на уровне прожиточного минимума для трудоспособных лиц.

Под особым контролем — и повышение в следующем году выплат семьям с детьми, детям-инвалидам, многодетным семьям.

Бюджет также предусматривает увеличение помощи при рождении ребенка:  на первого ребенка в среднем на 6 тыс. гривен, на второго – на 12,6 тыс. гривен, на третьего и последующих – на 25 тыс. гривен.

Важной составляющей бюджетной политики на 2011 год является внедрение инвестиционных проектов и поддержка приоритетных сфер.

Евро-2012, развитие транспортной инфраструктуры, стимулирование предприятий агропромышленного комплекса, реализация программ по повышению энергоэффективности и энергосбережения — эти и другие приоритеты должны обеспечить дополнительные импульсы для экономического роста, создать условия для формирования таких «точек роста», которые потянут за собой и другие сферы.

Таким образом, я считаю, что своевременное принятие и реализация бюджета на следующий год должны способствовать ускорению экономического роста, активизации регионального развития.

Это, в свою очередь, позволит последовательно повышать уровень благосостояния наших граждан.

Надеюсь, что депутаты, сотрудничающие в большинстве, поддержат этот проект, и мы войдем в новый 2011 год без потрясений и политических  передряг.

Бюджетная политика на 2011 год является одной из составляющих будущего Национального плана действий что касается реформ на год, который уже готовится Комитетом реформ и Правительством. Остановлюсь лишь на нескольких наиболее важных задачах будущего плана.

В первую очередь, мы должны обеспечить дальнейшее стимулирование развития предпринимательства и улучшение делового климата в Украине.

Под этим я подразумеваю либерализацию условий для ведения бизнеса, максимальное снижение обременительности процедур, внедрение четкой ответственности государственных регуляторных и силовых структур за соблюдение прав предпринимателей.

Следующее. Нам необходимо выстроить качественно новую регуляторную систему, которая базируется на принципах взаимной ответственности власти и бизнеса.

Такая система должна обеспечить комплексную защиту прав и безопасности потребителей, соблюдение культуры уплаты налогов, жесткое выполнение требований хозяйственного законодательства.

Лишь в этом случае в Украине будет работать эффективная конкурентная среда.

Предметом отдельного разговора уже в скором времени должна стать система упрощенного налогообложения предпринимателей. Из нее нужно изъять те схемы «оптимизации» налогов, которые дискредитируют ее прогрессивность, экономическую и социальную эффективность.

Пришло время глубокого реформирования естественных и инфраструктурных монополий.

Длительное промедление с изменениями в этой сфере привело к критическому накоплению государственных обязательств, частных интересов и «зон» социальной чувствительности. Речь идет, в частности, о реформировании электроэнергетики, угольной области, нефтегазового сектора, внедрении рыночных структур в транспортной области.

Ожидает реформирования аграрный сектор.

Специалисты прекрасно понимают, что промедление с  внедрением полноценного рынка земли в значительной мере вызвано незавершенностью земельной реформы. Необходимо быстро, но, учитывая высокую общественную чувствительность этой сферы, точно и взвешенно завершить установление и оформление прав собственности на землю.

Одновременно необходимо сформировать механизмы защиты прав владельцев при аренде и продаже земли, а самое главное — рычаги обеспечения эффективности использования земли по прямому назначению.

Отдельное направление –  реформа жилищно-коммунального хозяйства. Это  та сфера, где граждане смогут уже в ближайшей перспективе ощутить улучшение условий жизни.

Реформы должны максимально упростить связь между теми, кто оказывает, и теми, кто получает услуги, обеспечить рациональное ведение коммунального хозяйства, расширить самоуправляющиеся права граждан-совладельцев.

Много лет подряд разные правительства опасались подступаться к реформам в социальной сфере. Как следствие – угрожающая ситуация с дефицитом Пенсионного фонда. На эту тему мы много говорили, и мы с вами хорошо понимаем: если мы не сделаем решительных шагов в этом направлении, ситуация будет только ухудшаться.

Мы этого не должны допустить. Мы должны, во-первых, говорить правду, во-вторых, сделать все, чтобы из года в год пенсия действительно увеличивалась, чтобы она была справедливой в стране. Мы должны показать это людям и сказать правду, и взять на себя обязательства.

Не секрет, что социальная политика часто воспринимается нашими гражданами как несправедливая. А почему? Потому что люди, которые действительно нуждаются в поддержке государства, получают меньшую помощь, чем разные категории «случайных» льготников — подойдет это слово или нет? Или наоборот — неслучайных? Фактически таких, которые, я скажу прямо, могут себя обеспечить и без заботы государства.

Мы действительно расходуем эти средства нерационально и несправедливо. Это следует признать. Поэтому пакет социальных реформ – это важнейшая тема следующего года. Прежде всего, это пенсионная реформа.  Это реформирование системы социальной поддержки с резким усилением ее целевого характера.

В конце концов, реформирование медицинского обслуживания.

Уже в следующем году люди будут ждать от нас не очередных планов, а практических действий. Поэтому именно пакет социальных реформ станет тестом на эффективность власти, и на компетентность каждого министра и чиновника.

В завершении хочу сделать ударение еще на одной сфере, которая крайне нуждается в реформировании, но тем не менее всегда выносится «за скобки».

Речь идет о валютно-денежной сфере, стабильность и эффективность которой отнесены к ответственности Национального банка.

Высочайшей оценки заслуживают его профессиональные действия в преодолении кризисной дестабилизации, восстановлении стойкости национальной валюты и отечественного банковского сектора. В том, что текущий год Украина, возможно, завершит с «одним знаком» — это очень важно для нас — т.е. до 10% инфляции — не в последнюю очередь заслуга взвешенной политики Национального банка. И, безусловно, Правительства. Спасибо.

Тем не менее, вызовы современной экономики свидетельствуют о необходимости поиска современных регуляторных механизмов, которые позволят объединять макроэкономическую стабильность с динамическим экономическим ростом.

Поэтому Нацбанку в тесной координации с экономическим блоком Правительства стоит отработать средства восстановления кредитной активности коммерческих банков, формирование сегмента инвестиционного кредитования, обеспечение восстановления стойкости рискованных банков.

Очевидно, это будет требовать изменений устоявшихся стереотипов и самого Нацбанка в том, что касается рычагов регулирования, средств оценки рисков и их предотвращения.

В завершении хочу еще раз подчеркнуть: мы лишь в начале пути. Темпы изменений будут высокими, а требования к каждому — жесткими. Время требует от нас последовательных системных действий, и допускать очередные провалы или промедление мы не имеем права — ни перед гражданами, ни перед своей совестью» .

Справочная информация:

УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА УКРАИНЫ № 1120/2010 «Об изменениях в составе Совета регионов».

1 . В частичное изменение статьи 2 Указа Президента Украины от 9 апреля 2010 № 533 «О Совете регионов» (с изменениями, внесенными Указами от 10 мая 2010 № 594 и от 6 июля 2010 № 753):

1) ввести в состав Совета регионов следующих лиц:

Балога Иван Иванович — председатель Закарпатского областного совета (по согласию).
БАРАНОВ Валерий Алексеевич — председатель Комитета Верховной Рады Украины по вопросам бюджета (с согласия).
Ватаманюк Василий Ананьевич — председатель Черновицкого областного совета (по согласию).
ВОЙТОВИЧ Владимир Иванович — председатель Волынского областного совета (по согласию).
ДЕРИКОТ Николай Васильевич — председатель Хмельницкого областного совета (по согласию).
ДЯТЛОВ Игорь Сергеевич — председатель Николаевского областного совета (по согласию).
Запаловский Иосиф Антонович — председатель Житомирского областного совета (по согласию).
КЕРНЕС Геннадий Адольфович — Харьковский городской голова (с согласия).
КИЧАТЫЙ Юрий Святославович — председатель Ровенского областного совета (по согласию).
Клюев Андрей Петрович — Первый вице-премьер-министр Украины — Министр экономического развития и торговли Украины.
КОВАЛЬЧУК Николай Михайлович — председатель Кировоградского областного совета (по согласию).
Костусев Алексей Алексеевич — Одесский городской голова (с согласия).
МЕЛЬНИК Анатолий Иванович — председатель Черниговского областного совета (по согласию).
МИХАЙЛЕНКО Геннадий Владимирович — председатель Сумского областного совета (по согласию).
МОМОТ Иван Михайлович — председатель Полтавского областного совета (по согласию).
Панькевич Олег Игоревич — председатель Львовского областного совета (по согласию).
ПЕЛИХ Виктор Григорьевич — председатель Херсонского областного совета (по согласию).
Пундик Николай Владимирович — председатель Одесского областного совета (по согласию).
СИЧ Александр Максимович — председатель Ивано-Франковского областного совета (по согласию).
ПИН Александр Ченсанович — Запорожский городской голова (с согласия).
ТАТУСЯК Сергей Филиппович — председатель Винницкого областного совета (по согласию).
ЧЕРНЯК Валерий Петрович — председатель Черкасского областного совета (по согласию);

2) утвердить в составе Совета регионов следующих лиц:

ГОЛЕНКО Валерий Николаевич — председатель Луганского областного совета (по согласию).
ПОПОВ Александр Павлович — председатель Киевской городской государственной администрации.
Пристюк Владимир Николаевич — председатель Луганской областной государственной администрации.
ТИХОНОВ Виктор Николаевич — Вице-премьер-министр Украины — министр регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Украины.
Черновецкий Леонид Михайлович — Киевский городской голова (с согласия);

3) вывести из состава Совета регионов И. Гладуняка, В. Греся, А. Грицюка, Э. Гурвица, А. Данильчука, Т. Демченко, В. Демехина, Н. Деркача, Г. Заболотного, Е. Карташова, М. Кичковского , С. Куницына, В. Марченко, И. Олейника, Н. Романову, М. Сеныка, М. Скорика, М. Сухомлина, В. Токаря, А. Толстоухова, В. Француза, Ю. Хиврича, В. Цушко, И . Шилепницкого, В. Яцуба.

Президент Украины Виктор ЯНУКОВИЧ

Источник — Пресс-служба Президента Украины Виктора Януковича.