Россия и вера в Бога

Вера в Бога – религия. Вера — чувство человека, которое помогает ему жить, показывает, что он не один на белом свете.

Бог (произносится [бох], не [бок], Википедия)— «в религиях мира Высшее, создающее и устрояющее мир, дающее вещам, существам и лицам их бытие, меру, значение и закон. В религиозных учениях, объединённых принципом теизма, утверждается личное бытие Высшего, его личное отношение (любовь) к сотворённым существам и вселенной в целом, его диалогическое самораскрытие в актах откровения. Идея Бога постепенно кристаллизовалась в различных религиозных традициях человечества. Исходная теория развития — представления первобытных народов о силах, действие которых по-разному локализуется на панораме мирового целого».

По другому распространённому определению, Бог — «одно из ключевых религиозных понятий, означающее некую объективированную сверхъестественную сущность, выступающую объектом поклонения».

Согласно «Новейшему философскому словарю» Бог — «сакральная персонификация Абсолюта в религиях теистского типа: верховная личность, атрибутированная тождеством сущности и существования, высшим разумом, сверхъестественным могуществом и абсолютным совершенством. Персонифицирующая интерпретация единого Бога свойственна для зрелых форм такого религиозного направления, как теизм, и формирование её является результатом длительной исторической эволюции религиозного сознания».
Таким образом, Бог в религии наделён чертами идеального, высшего существа, в некоторых концепциях он является творцом мира. Учитывая крайнюю сложность и многообразие понятия Бога, следует иметь в виду трудность его общего определения: «Весьма трудно и, быть может, невозможно дать такое определение слову „Бог“, которое бы включило в себя все значения этого слова и его эквивалентов в других языках. Даже если определить Бога самым общим образом, как „сверхчеловеческое или сверхприродное существо, которое управляет миром“, это будет некорректно. Слово „сверхчеловеческое“ неприменимо к почитанию обожествлённых римских императоров, „сверхприродное“ — к отождествлению Бога с Природой у Спинозы, а глагол „управляет“ — к точке зрения Эпикура и его школы, согласно которой боги не влияют на жизнь людей».
Термин «Бог» не является научным понятием для обозначения какого-либо материального объекта или явления.

Христианская концепция Бога


Христианская концепция Бога основана на Новом Завете, предании (слова, переданные другими учениками Христа, слова, не записанные апостолами и т. д.) и Ветхом Завете. Догматическая и вероучебная основы отдавались Новому Завету и преданию (как живому опыту общения, которое было отчасти проверкой Нового Завета).

Бог во всех основных христианских течениях имеет три ипостаси: (Бог Отец, Бог Сын и Святой Дух) и единую Божественную сущность.

Христианское учение разделяет внутренние соотношения межу ипостасями Бога и икономию (принцип действия) по отношению к миру. Бог Отец предвечно рождает Сына, Дух Святой предвечно исходит от Бога Отца. Оба этих «процесса» не стоит никоим образом пытаться осмыслить в рамках плотского рождения или энергетического исхождения. Этими терминами Святые Отцы обозначили в первую очередь различие, а не описание процесса. До XII века Христианская Церковь имела одно представление о Боге, но, после разделения на Католическую и Православную, Католическая утвердила и исхождение Святого Духа и от Отца и от Сына.
Согласно доктрине христианства, Бог является первоначальной и предшествующей миру сущностью, вездесущей, всемогущей и всезнающей, создателем всего материального и нематериального, в частности, всех живых существ и мира (Вселенной). Бог является источником бытия.

Бытие Бога непостижимо с рациональной точки зрения, путём логического доказательства. Бога нельзя описать никакой формальной системой.

Бог открывает себя верующему в Священном Писании, через Святого Духа в мистическом опыте, через внутреннюю работу и духовное единение с Ним. Кроме того, Бог познаваем по своим творениям.
Одна из ипостасей христианского Бога — предшествующий всему Дух, от которого всё пошло. Сотворив мир, Бог населил его людьми. Первыми людьми были Адам и Ева, от них произошёл род людской. В теистических концепциях Бога, Он принимает деятельное участие в истории человечества, посылая пророков и участвуя в делах земных непосредственно: уничтожение Содома и Гоморры, Всемирный Потоп и т. д. В деистических концепциях Бог является лишь первопричиной движения в мире, который, как совершенный механизм, начинает самостоятельно двигаться по предписанным законам.

Бог в христианстве остаётся таинственным и непостижимым существом. Тем не менее, в Новом Завете даётся одно конкретное определение Бога: «Бог — есть любовь». Это указание и на всесовершенную трёхипостасную природу Бога, и на Его отношение к сотворённому миру.

Ключевым понятием христианской религии также является спасение, согласно которому каждый живущий человек получает благодать (благой дар, милость) от Бога — шанс на возвращение не только в начальное, безгрешное и бессмертное состояние, но и на причастие Божественному естеству (принятие человеком от Бога Его характера, человек становится подобным Богу по благодати). Согласно христианским воззрениям, для осуществления этого Бог послал на землю своего единородного сына, ставшего во времени человеком Иисусом Христом (Иисус из Назарета), и при этом не переставшего быть Богом. Как Бог, Иисус естественно безгрешен. Он был распят, тем самым искупив вину человека, и чудесным образом воскрес. Христиане верят, что только через Иисуса Христа человек может вновь воссоединиться с Богом. Христос утверждал, что все люди (верующие, живущие по законам Бога) суть сыны Божии, отсюда широко распространилась идея всеобщего братства от Единого Отца.

Согласно христианской доктрине, Вселенная, которую создал Бог, была отдана в распоряжение человеку, обладающему свободой выбора (свободной волей). Но человек был соблазнён Сатаной сделать свой выбор против Бога. В результате чего был отделён от Бога. Так, в христианской религии появляется понятие грехопадения. Согласно христианской вере, через человека в мир вошёл грех, а через него смерть. Именно этим объясняются многочисленные страдания людей — болезни, голод, войны, насилие, старость и, в итоге, смерть (и вечная смерть).

Столь же немаловажным понятием христианской религии является вера. Согласно фидеизму, существование Бога, который, согласно Библии, неоднократно являлся людям в прошлые времена, невозможно доказать, равно как и опровергнуть, логически или математически, так как, по определению, Бог выше мира и, в частности, логики и математики. Но человек способен не только верить в Бога, но и жить с Ним в сердце своём (в душе своей). Вера — качество, которое христиане считают одним из самых важных, на вере основаны все остальные христианские добродетели (качества, признаваемые благими). Поэтому христианство учит, что Бог только временно не открывает себя в полноте, чтобы не нарушить своим присутствием свободу воли разумных людей. Бог ждёт от людей трудного, но сознательного, выбора, и не хочет своим величием превращать людей в запуганных «роботов», послушно (по принуждению) выполняющих Его повеления. И только в Судный день Бог откроется людям во всём своём могуществе.

Понимание Бога в различных христианских деноминациях


Основные христианские деноминации (католицизм, православие, протестантизм; далее по тексту деноминации указаны в алфавитном порядке) сходятся в общих вопросах в понимании Бога. Расхождения имеются во второстепенных вопросах, к примеру о роли Бога в принятии решений человеком (свобода воли против предопределения).

Понимание Бога в католицизме
Принципы признаваемые католичеством закреплены в Символе веры и Священном Предании (доктрине Отцов и Учителей церкви).

Понимание Бога в православии
Православная энциклопедия (2002): «Понятие о Боге неразрывно связано с понятием Откровения. Предметом исследования могут являться лишь эпифеномены Откровения, но не Сам Бог. <…> Лишь Церковь является истинной хранительницей и истолковательницей Божественного Откровения, данного ей Господом».

Основным мотивом действий Бога по отношению к человеку православие называет любовь. Даже Правда Божья растворяется в его любви. Православию чужда любая кармическая философия или католическое понимание наказания. Ведь там, где есть юридическая справедливость — там нет любви.

Согласно православным канонам, Бог любит и милует каждого, желая, чтобы каждый пришёл в Царство Божье. Бог никого не награждает и не наказывает, а всё делает для спасения человека, но человек сам по своей воле отворачивается от Бога.

Православие также не приемлет антропоморфизированного понимания всемогущества и любых иных описаний Бога, вне любви.

Жертва Христова — эта жертва любви Бога к людям. По словам святого Григория Богослова, крест есть жертва благоприятная, «он не плата и не выкуп Богу. Крест необходим не для утоления Божией Правды, но для оживления человеческой природы, поражённой грехом и смертью. Человек, умирая во Христе, получает от Него новую жизнь, подлинную и вечную. Во Христе смерть побеждена смертью, и в этом — тайна Креста: для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие» (1 Кор. 1;23). Победив смерть, Христос лишил дьявола его главного оружия.

Понимание Бога в протестантизме
Различные направления протестантизма отрицают Священное предание и исходят из допустимости самостоятельной интерпретации Священного писания. Представители православной и католической христианских деноминаций считают это неверным взглядом на пути понимания Бога. В свою очередь представители протестантских деноминаций христианства считают неверным взглядом доверять в вопросе о понимании Бога кому либо из людей, отдаваясь в этом вопросе духовного поиска лично Богу, считая что Святой Дух способен их направить в их поиске. Стоит заметить всё же, что протестантизм откинул не все установления католичества (откуда и появился протестантизм в результате Реформации), и хотя отрицает важность Предания, тем не менее такие вопросы как канон Писания или догмат о Троице рассматривает как аксиому, считая это истиной де-факто. Потому мы не можем говорить об отсутствии влияния Предания на взгляды о Боге у протестантов.

Понимание Бога в некоторых христианских течениях
Свидетели Иеговы

По верованиям Свидетелей Иеговы, Бог (Бог-Отец, личное имя — Иегова(Исход глава 15 стих 3)) выступает как единственная всемогущая личность, обладающая безграничными возможностями и независимая от кого-либо. Бог не является частью Троицы. Иисус Христос выступает как божественное существо (могущественный дух, ангел), который участвовал в создании всего видимого и невидимого как помощник.


Пятидесятники-унитариане

Пятидесятники-унитариане (в том числе Объединённая Международная Пятидесятническая Церковь)— крестят только во имя Иисуса Христа и молятся только Ему одному как Богу.

Христадельфиане


Христадельфиане верят в существования одного Бога, который является источником жизни и контролирует происходящее в мире. Они верят, что Иисус Христос является обетованным еврейским Мессией и Сыном Божиим, который не соравен Богу Отцу и существовал до Своего рождения только в замысле Бога. Бог воскресил Иисуса на третий день после его распятия на кресте и даровал Ему бессмертие.

Сегодняшняя Россия.


Всероссийский центр изучения общественного мнения «ВЦИОМ» представляет данные о том, сколько россиян прошли обряд крещения, читали Священное Писание, соблюдают ли религиозные ритуалы и какие изменения отмечают в религиозных чувствах окружающих.

За прошедший год доля последователей православия увеличилась с 70 до 75%, достигнув, таким образом, максимального значения за все время измерения. По сравнению с 2006 годом вдвое меньше стало неверующих респондентов (с 16 до 8%).

Подавляющее большинство православных россиян являются крещеными (84%, в 1989 году — 89%). Впрочем, за двадцать лет вдвое выросла доля тех, кто не проходил этот обряд (с 8 до 14%). Стоит отметить, что если среди православных россиян крещено подавляющее большинство респондентов (94%), то среди последователей других христианских течений этот показатель значенительно ниже (58%). В то же время, обряд крещения прошло более трети неверующих сограждан (39%). Среди жителей большинства регионов доля крещеных респондентов колеблется в пределах 86-88%, а вот на Дальнем Востоке крещеными являются лишь 66%. Женщины также чаще, чем мужчины проходят этот обряд (88% против 79% соответственно).

Россияне в равной степени разделились на тех, кто читал и не читал Священное Писание (по 49%). Впрочем, доля первых по сравнению с 1993 годом выросла (с 38%), а последних — напротив, снизилась (с 61%). С содержанием Библии знакомы, в первую очередь, пожилые и высокообразованные респонденты (60 и 57% соответственно). О том, что не читали Священное Писание, сообщают, в основном, 18-24-летние и малообразованные россияне (по 56%). Стоит отметить, что с содержанием Священного Писания знакомы 54% последователей православия, 42% приверженцев прочих христианских религий и каждый пятый неверующий россиянин (21%).
Религиозные обряды с той или иной частотой соблюдают две трети россиян (66%, в 2006 году — 61%), но в основном — только по праздникам (27%) или же эпизодически (28%). Среди последователей православия этот показатель выше: 73% опрошенных в этой группе придерживаются религиозных традиций. По сравнению с 2006 годом, меньше стало тех, кто обрядов не соблюдает (с 37 до 32%). Следование обрядам характерно, главным образом, для пожилых россиян (71%), причем в этой группе респондентов чаще встречаются те, кто соблюдает их ежедневно (8% против 2-5% в других возрастных группах). 18-24-летние сограждане наиболее склонны сообщать, что не придерживаются религиозных традиций (39%).

Большинство россиян отмечают перемены в религиозных чувствах людей. Россияне, в целом, не имеют единодушного мнения по поводу религиозных чувств окружающих. Четверть наших сограждан уверена, что сейчас происходит приобщение к вере новых людей (25%). Так думают, в первую очередь, 35-59-летние респонденты (27-28%). Каждый пятый полагает, что люди просто перестали таить свои религиозные чувства (21%, в 1991 году — 34%). Это мнение наиболее характерно для пожилых респондентов (26%). 16% опрошенных считают, что это лишь внешняя мода (так думают, в основном, респонденты моложе 34 лет — 20%), а 17% и вовсе не замечают никаких изменений в религиозных чувствах окружающих. В то время, как последователи православия склонны видеть перемены в религиозных чувствах людей, неверующие россияне полагают, что все происходящее — лишь внешняя мода (34%).

Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ проведён 23-24 января 2010 г. Опрошено 1600 человек в 140 населенных пунктах в 42 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.