Сокращение масштабов бедности в Китае

Крупнейшее по численности населения государство мира Китай содержит на своей земле свыше 1,3 млрд. чел., занимает третье место в мире по территории, уступая лишь России и Канаде. Несмотря на свой заметный экономический рост, страна все-таки претерпевает во многих провинциях бедность и живет далеко за порогом выживания. Рассмотрим пути сокращения бедности в Китае и их основные решения.

Краткий обзор

В период с 1981 по 2004 год благодаря усилиям, прилагаемым к тому, чтобы лучше понять проблему бедности, и корректировке действий на основе тщательно продуманной и эффективной системы мониторинга и оценки, численность бедного населения Китая уменьшилась на 600 миллионов человек. Международный банк реконструкции и развития (МБРР) уже давно сотрудничает с Китаем, применяя постоянно совершенствуемый подход к сокращению масштабов бедности и уделяя особое внимание сельскому населению и этническим меньшинствам.

Проблемы насущные

Быстрые темпы экономического роста и урбанизации стали решающим фактором сокращения масштабов бедности в Китае за последние 25 лет. Столь же важное значение сыграл целый ряд реформ, в том числе либерализация экономики, которая стала более открытой для глобальной торговли и иностранных инвестиций. Несмотря на то что в целом уровень бедности снизился, проблемы неравенства обострились, и население, которое в настоящее время считается бедным, сконцентрировано в сельской местности и в районах проживания этнических меньшинств.

Правительство разработало и осуществляет целый ряд программ, которыми должны быть охвачены все те, кто не смог сполна воспользоваться благами быстрого экономического роста. До 1990 года программа сокращения масштабов бедности в Китае основывалась прежде всего на проектах, рассчитанных на один год и реализуемых в конкретных секторах, но это было недостаточно для того, чтобы искоренить бедность в наиболее проблемных частях страны. Кроме того, возможности статистической системы, использовавшейся для определения районов сосредоточения бедного населения, были ограничены.

Правительство Китая поручило МБРР проанализировать новые меры, направленные на сокращение масштабов бедности, в том числе охват бедного населения более адресными программами. Правительство хотело также обеспечить получение более точной и своевременной информации, с тем чтобы более внимательно отслеживать меняющийся характер и структуру бедности и факторы, ограничивавшие возможности тех, кого не коснулось всеобщее повышение благосостояния в Китае.

Подход к решению проблем

Банк способствует сокращению масштабов бедности в Китае, сотрудничая со страной в следующих областях деятельности: 1) реализация пилотных проектов, финансируемых средствами Банка, и оказание технической помощи и 2) оценка результатов и их учет в процессе разработки политики.

В 1992 году Банк и Группа ведущих специалистов Китая по вопросам сокращения масштабов бедности совместными усилиями провели качественно новое исследование, целями которого были (а) внедрение новых методов, призванных повысить эффективность мониторинга уровня бедности, (b) внедрение многоотраслевой модели сокращения масштабов бедности, в центре внимания которой находятся факторы, влияющие на повышение мобильности рабочей силы, (с) воплощение результатов оценок проблемы бедности и показательных проектов в конкретные меры политики и (d) разработка рассчитанного на долгосрочную перспективу подхода к сокращению масштабов бедности.

В рамках двух последовавших друг за другом проектов – Проекта сокращения масштабов бедности на юго-востоке страны (SWPRP) и Проект сокращения масштаба бедности в горных районах Чинба — была внедрена новая система мониторинга уровня бедности, которая сегодня внедрена по всей территории страны, в том числе в 592 беднейших районах Китая.

Эти пилотные проекты обеспечили более широкие возможности для трудоустройства вне сельскохозяйственного сектора, способствовали повышению эффективности услуг в сферах здравоохранения и образования, расширению доступа населения к чистой питьевой воде, усовершенствованию сельских дорог и других важнейших компонентов инфраструктуры, а также укрепили продовольственную безопасность благодаря мелиорации земель и диверсификации производства путем увеличения доли более ценных культур и продукции животноводства.

Авторы исследования, проведенного Банком в 2001 году, рекомендовали правительству расширить использование подходов на базе участия и повысить адресность проектов в плане охвата остающегося бедного населения страны, в частности этнических меньшинств, проживающих в отдаленных районах, и лиц с ограниченными возможностями.

Главной целью Проекта развития бедных сельских районов, реализованного в период 2005-2010 годов при поддержке Банка и Департамента международного развития Соединенного Королевства (DFID), является развитие силами местного населения. Этот подход предусматривает создание сельских комитетов, утверждающих и оценивающих проекты, и позволяет населению распоряжаться средствами.

Результаты деятельности

Сотрудничество между Банком и правительством Китая способствовало достижению следующих целей:
Более полное понимание постоянно меняющихся структуры, характера и причин бедности в сельской местности, и расширение возможностей для мониторинга уровня бедности. Монигоринг уровня бедности в рамках проекта SWPRP послужил импульсом к созданию в Китае общенациональной системы мониторинга. Начиная с 1997 года, в Китае проводятся общенациональные обследования проблемы бедности, которыми охвачены беднейшие районы страны. Сегодня в Китае имеются широкие возможности для оценки масштабов бедности и выявления районов сосредоточения бедного населения.
Разработка политики на основе необходимой информации. В результате реализации двух пилотных проектов правительство Китая взяло на вооружение многоотраслевой подход к реализации программы сокращения масштабов бедности, сделав компоненты, связанные с оценкой мобильности рабочей силы и участием местного населения, неотъемлемыми частями этой программы. Правительство внедрило более целенаправленный подход к решению проблемы бедности: если раньше работа велась на уровне районов, то теперь помощь бедному населению оказывается более адресно – на уровне конкретных населенных пунктов. В этой связи определено 148 000 беднейших населенных пунктов страны.

На сегодняшний день четырьмя крупнейшими финансируемыми Банком проектами сокращения масштабов бедности (включая Проект сокращения масштабов бедности в провинциях Ганьсу и Внутренняя Монголия) охвачено приблизительно 8 миллионов человек. Если основываться на черте бедности, установленной на уровне 1,25 долл. США в день на человека, уровень бедности в Китае снизился с 85 процентов в 1981 году до 27 процентов в 2004 году, т.е. численность бедного населения сократилась более, чем на 600 миллионов человек.

Перспективы сотрудничества и развития

В настоящее время правительство Китая и Банк совместными усилиями разрабатывают Проект устойчивого развития бедных районов. В рамках этого проекта будут опробованы новые методы оказания помощи беднейшим районам, причем местные жители получат возможность самостоятельно отбирать и осуществлять интересующие их инициативы. Этот проект, в финансировании которого участвует Глобальный экологический фонд, позволит также нейтрализовать потенциальные риски, связанные с изменением климата и деградацией почв.

Партнеры и спонсоры

К числу партнеров Банка среди государственных органов Китая относятся Ведущая группа по вопросам сокращения масштабов бедности, Национальное статистическое бюро, а также провинциальные и местные органы государственного управления. К числу международных партнеров относятся Департамент международного развития Соединенного Королевства, Программа развития ООН, Фонд Форда, Консультативная группа по оказанию помощи беднейшему населению, организация Нandicap International, Канадское агентство международного развития, Глобальный экологический фонд, организация Сare Australia, and the Китайский фонд в поддержку сокращения масштабов бедности.

Использованы материалы: Всемирного банка, ООН