Домой Новости

В Киеве открыт памятник Ивану Кожедубу


В День 65-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне Президент Украины Виктор Янукович и Премьер-министр Николай Азаров 9 мая открыли памятник трижды герою Советского Союза, маршалу авиации Ивану Кожедубу, который во время Второй Мировой войны сбил 64 военных самолета противника.

Справка LibyMax
Кожедуб Иван Никитович – командир эскадрильи 240-го истребительного авиационного полка (302-я истребительная авиационная дивизия, 5-я воздушная армия, Степной фронт); заместитель командира 176-го гвардейского истребительного авиационного полка (302-я истребительная авиационная дивизия, 16-я воздушная армия, 1-й Белорусский фронт).

Родился 8 июня 1920 года в селе Ображиевка ныне Шосткинского района Сумской области Украины в семье крестьянина. Украинец. Член ВКП (б)/КПСС с 1943 года. Окончил химико-технологический техникум и Шосткинский аэроклуб.

В Красной Армии с 1940 года. В 1941 году окончил Чугуевскую военную авиационную школу лётчиков. Служил в ней инструктором.

С началом Великой Отечественной войны вместе с авиашколой эвакуирован в Среднюю Азию. После многочисленных рапортов с просьбой отправить на фронт его желание было удовлетворено. В ноябре 1942 года сержант Кожедуб прибыл в Иваново в 240-й истребительный авиационный полк формирующейся 302-й истребительной авиационной дивизии. В марте 1943 года в составе дивизии вылетел на Воронежский фронт.

Свой первый боевой вылет совершил 26 марта, но неудачно: его Ла-5 (бортовой № 75) получил повреждения в бою, а при возвращении ещё и был обстрелян советской зенитной артиллерией. С большим трудом Кожедуб довёл истребитель до аэродрома и совершил посадку. Месяц летал на старых машинах, пока не получил новый Ла-5. Позже воевал на Степном фронте. Боевой счёт младший лейтенант Кожедуб открыл 6 июля на Курской дуге, сбив бомбардировщик Ju-87. На следующий день сбил второй, а 9 июля в воздушном бою сбил сразу 2 истребителя Me-109. В августе назначен командиром эскадрильи.

Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали “Золотая Звезда” (№ 1472) командиру эскадрильи 240-го истребительного авиационного полка (5-я воздушная армия, Степной фронт) старшему лейтенанту Кожедубу Ивану Никитовичу присвоено Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 февраля 1944 года за 146 боевых вылетов и 20 сбитых самолётов противника.

С мая 1944 года Иван Никитович воевал на Ла-5ФН (бортовой № 14), построенном на средства колхозника Сталинградской области В.В. Конева. Спустя несколько дней сбил на нём Ju-87. В течение 6 последующих дней сбил ещё 7 самолётов. В конце июня он передал свой Ла-5ФН К.А. Евстигнееву (впоследствии дважды Герой Советского Союза), а сам перешёл в учебный полк. Однако уже в августе был назначен заместителем командира 176-го гвардейского полка. В это время полк был перевооружён на истребители Ла-7. Кожедубу достался самолёт с № 27, на котором он воевал до конца войны.

Второй медали “Золотая Звезда” заместитель командира 176-го гвардейского истребительного авиационного полка (302-я истребительная авиационная дивизия, 16-я воздушная армия, 1-й Белорусский фронт) гвардии капитан Кожедуб И.Н. удостоен Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 августа 1944 года за 256 боевых вылетов и 48 лично сбитых самолетов противника.

Однажды в воздушном бою над территорией противника Ла-7 Ивана Никитовича был подбит. Когда заглох двигатель, Кожедуб, чтобы не сдаваться в плен, выбрал себе на земле цель и начал на неё пикировать. Когда до цели осталось совсем немного, двигатель вдруг снова заработал. Тогда Кожедуб вывел самолёт из пикирования и благополучно вернулся на свой аэродром.

12 февраля 1945 года Кожедуб в паре лейтенантом В.А.Громаковским патрулировал над передним краем. Обнаружив группу из 13-и FW-190, наши лётчики немедленно атаковали их и сбили 5 самолётов противника. Три из них на счету Кожедуба, а два – его ведомого. 15 февраля над Одером Кожедуб сбил реактивный истребитель Me-262 унтер-офицера К. Лянге из I./KG(J)54.

К концу войны гвардии майор Кожедуб совершил 330 боевых вылетов, в 120 воздушных боях сбил 62 самолёта противника (сюда не входят 2 американских P-51, сбитых им весной 1945 года, которые первыми напали на него). Последний свой бой, в котом сбил 2 FW-190, провёл в небе Берлина. За всю войну ни разу не был сбит. Он по праву считается лучшим асом авиации союзников.

Третьей медали “Золотая Звезда” гвардии майор Кожедуб удостоен Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 августа 1945 года за высокое воинское мастерство, личное мужество и отвагу.

После войны отважный лётчик-истребитель продолжал служить в ВВС. Освоил реактивные самолёты. В 1949 году он окончил Краснознамённую Военно-воздушную академию, в 1956 году – Военную академию Генерального штаба. Во время войны в Корее командовал 324-й истребительной авиационной дивизией (64-й истребительный авиационный корпус). Но самому ему летать запретили. За год боёв лётчики дивизии сбили 239 самолётов противника.

В 1964-1971 годах И.Н. Кожедуб был первым заместителем командующего ВВС Московского военного округа. С 1971 года служил в центральном аппарате ВВС, с 1978 года – в Группе генеральных инспекторов Министерства Обороны СССР. В 1985 году И.Н. Кожедубу присвоено высшее воинское звание “Маршал авиации”. Был членом Президиума ЦК ДОСААФ. Избирался депутатом Верховного Совета СССР 2-5 созывов, народным депутатом СССР. Почётный гражданин городов Бельцы, Чугуев, Калуга, Купянск, Сумы и др. Автор книг «Служу Родине», «Верность Отчизне».

Скончался 8 августа 1991 года. Похоронен 12 августа в городе-герое Москве на Новодевичьем кладбище.

Награждён 2 орденами Ленина (04.02.1944; 21.02.1978), 7 орденами Красного Знамени (22.07.1943, № 52212; 30.09.1943, № 4567; 29.03.1945, № 4108; 29.06.1945, № 756; 02.06.1951, № 122; 22.02.1968, № 23; 26.06.1970, № 537483), орденами Александра Невского (31.07.1945, № 37500), Отечественной войны 1-й степени (06.04.1985), 2 орденами Красной Звезды (04.06.1955; 26.10.1955), орденами «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» 2-й (22.02.1990) и 3-й степени (30.04.1975), медалями, иностранными орденами и медалями. а также Маршальской Звездой (07.05.1985).

На родине – в селе Ображиевка установлен бронзовый бюст Героя, памятный знак на месте дома, в котором родился И.Н.Кожедуб. В городе Сумы (Украина), в честь Героя, установлен памятник и назван парк. 8 июня 2005 года в городе Шостка Сумской области, в честь 85-летия со дня рождения земляка, был открыт музей И.Н.Кожедуба. Мемориальные доски открыты: в городе Шостке на здании Шосткинского химико-технологического техникума (ныне колледжа) имени И.Н.Кожедуба, в котором учился Герой; в Москве на доме, в котором он жил. Его “Ла-7” (бортовой № 27) экспонируется в музее ВВС в Монино.

Список воздушных побед

В официальной советской историографии итог боевой деятельности Кожедуба выглядит как 62 самолёта противника, сбитые лично. Однако недавние архивные исследования показали, что эта цифра немного занижена — в наградных документах (откуда она, собственно, и была взята) по неизвестным причинам отсутствуют две воздушные победы (8 июня 1944 — Ме-109 и 11 апреля 1944 — ПЗЛ-24), между тем как они были подтверждены и официально занесены на личный счёт лётчика.

Дата Тип Место
1 06.07.1943 Ю-87 зап. Завидовка
2 07.07.1943 Ю-87 ст. Гостищево
3 09.07.1943 Ме-109 Красная Поляна
4 09.07.1943 Ме-109 вост. Покровка
5 09.08.1943 Ме-109 Прелестный
6 14.08.1943 Ме-109 Искровка
7 14.08.1943 Ме-109 Коломна
8 16.08.1943 Ю-87 Рогань
9 22.08.1943 ФВ-190 Люботин
10 09.09.1943 Ме-109 сев. Искровка
11 30.09.1943 Ю-87 юго-зап. Бородаевка
12 01.10.1943 Ю-87 зап. Бородаевка
13 01.10.1943 Ю-87 зап. Бородаевка
14 02.10.1943 Ме-109 Плоское
15 02.10.1943 Ю-87 Петровка
16 02.10.1943 Ю-87 юго-зап. Андреевка
17 02.10.1943 Ю-87 юго-зап. Андреевка
18 04.10.1943 Ме-109 сев.-зап. Бородаевка
19 05.10.1943 Ме-109 юго-зап. Красный Кут
20 05.10.1943 Ме-109 зап. Куцеваловка
21 06.10.1943 Ме-109 Бородаевка
22 10.10.1943 Ме-109 Днепрово-Каменка
23 12.10.1943 Ю-87 сев. Плоское
24 12.10.1943 Ме-109 юж. Петровка
25 12.10.1943 Ю-87 юж. Домоткань
26 29.10.1943 Ю-87 Кривой Рог
27 29.10.1943 Хе-111 зап. Будовка
28 16.01.1944 Ме-109 Ново-Злынка
29 30.01.1944 Ме-109 вост. Нечаевка
30 30.01.1944 Ю-87 зап. Липовка
31 14.03.1944 Ю-87 Осиевка
32 21.03.1944 Ю-87 Лебедин — Шпола
33 11.04.1944 ПЗЛ-24 Сырка
34 19.04.1944 Хе-111 сев. Яссы
35 28.04.1944 Ю-87 юго-вост. Вултуру
36 29.04.1944 Хш-129 Хорлешти
37 29.04.1944 Хш-129 Хорлешти
38 03.05.1944 Ю-87 Тыргу Фрумос — Думбрэвица
39 31.05.1944 ФВ-190 вост. Вултуру
40 01.06.1944 Ю-87 Чужа Вода
41 02.06.1944 Хш-129 зап. Стынка
42 03.06.1944 ФВ-190 Редиу-Улуй — Тэтэр
43 03.06.1944 ФВ-190 Редиу-Улуй — Тэтэр
44 03.06.1944 ФВ-190 сев.-зап. Яссы
45 07.06.1944 Ме-109 Пырлица
46 08.06.1944 Ме-109 Кырпицы
47 22.09.1944 ФВ-190 сев.-зап. Стренчи
48 22.09.1944 ФВ-190 юго-зап. Рамниеки — Даксты
49 25.09.1944 ФВ-190 сев.-зап. Валмиера
50 16.01.1945 ФВ-190 юж. Студзяна
51 10.02.1945 ФВ-190 сев.-зап. окр. аэродром Морин
52 12.02.1945 ФВ-190 зап. Кинитц
53 12.02.1945 ФВ-190 зап. Кинитц
54 12.02.1945 ФВ-190 оз. Китцер-Зее
55 17.02.1945 Ме-262 вост. Альт-Фридлянд
56 19.02.1945 Ме-109 сев. Фюрстенфельде
57 11.03.1945 ФВ-190 сев. Брюнхен
58 18.03.1945 ФВ-190 сев. Кюстрин
59 18.03.1945 ФВ-190 сев.-зап. Кюстрин
60 22.03.1945 ФВ-190 сев. Зеелов
61 22.03.1945 ФВ-190 вост. Гузов
62 23.03.1945 ФВ-190 ст. Вербиг
63 17.04.1945 ФВ-190 Врицен
64 17.04.1945 ФВ-190 Кинитц

Использованы данные: Wikipedia, aeroram.narod.ru. Фото:  Назар Копатько