Домой Новости В мире

Золотой стандарт – история бренда Jeep

Там, где заканчивались возможности обычной легковой машины, всегда оказывался он. Боевые невзгоды и тяжкий послевоенный труд закалили его характер. Простой и неприхотливый, со временем он становился всё более комфортным. Jeep – это золотой стандарт внедорожника. Да и само слово «джип» давно стало именем нарицательным.

2014 Jeep Grand Cherokee SRT

Армейская непосредственность

В тот самый день, когда немцы заняли Париж, – 14 июня 1940 года – Уильям Бисли, шеф-инженер Департамента вооружений США, сделал рисунок лёгкого разведывательного автомобиля на три места, вооружённого пулемётом. Бисли возглавлял группу специалистов, которые разрабатывали требования к новой машине, призванной заменить в американской армии лошадь и мотоцикл с коляской. Маленький полноприводной вездеход с простым кузовом и откидывающимся на капот стеклом обязан был весить всего 590 килограммов и разгоняться до 80 км/ч. А ещё – перевозить четверть тонны груза и буксировать лёгкую пушку.

Чтобы сделать задачу и вовсе непосильной, военные объявили тендер с очень жёсткими условиями. Любой американский автопроизводитель, согласившийся в нём участвовать, получал 175 тысяч долларов, но должен был всего за семьдесят пять дней собрать опытную партию из семидесяти машин. Причём на постройку первого экземпляра отводилось сорок девять дней, а двадцать шесть – на производство оставшихся шестидесяти девяти штук. Неудивительно, что из ста тридцати американских автомобильных компаний в конкурсе приняли участие только две — American Bantam из Батлера и Willys-Overland из Толедо. И, надо сказать, согласились они на это не от хорошей жизни: обе фирмы еле сводили концы с концами, обе надеялись, что крупный военный контракт их спасёт. С большим трудом удалось привлечь к участию в конкурсе Ford – военные рассчитывали на его заводы.

Jeep-Willys Quad 1940

Jeep Willys Quad,1940

В указанные сорок девять дней уложился только Bantam. По легенде, чтобы успеть в срок, инженер Карл Пробст простоял у чертёжной доски восемнадцать часов подряд. К 22 июля была готова вся техдокументация, а 23 сентября на военный полигон в Кэмп Холаберд прикатил первый прототип. Нужно сказать, что тогда (впрочем, как и сегодня) подобные сроки разработки автомобиля, причём совершенно нового типа, казались настоящей фантастикой. Тем не менее Пробсту и его команде удалось построить вполне работоспособный прототип. Военным он понравился, несмотря на то что весил на триста килограммов больше предписанного лимита.

Казалось, победа в руках American Bantam… Однако военные сомневались. Крохотной фирмочке, выпускавшей машины на базе английского Austin7 (c этой же маломерки начинали и BMW и Datsun), вряд ли было под силу справиться с крупным военным контрактом – произвести требуемое огромное количество машин.

light-weight-jeep-willys-mb-in-world-war-ii-1

Jeep-Willys MB

Да и двигатель оказался слабоват. Поэтому заказчик решил дать шанс проигравшим. И сделал это по-армейски прямолинейно. Инженеры Ford и Willys получили всю техническую документацию удачливого конкурента и смогли ознакомиться с прототипом. В итоге их машины, представленные куда позже установленного срока, здорово напоминали бантамовский вездеход. Правда, Ford подготовил и второй прототип – с упрощённым кузовом. На плоском капоте было удобно изучать карты и открывать консервы, фары были надёжно спрятаны за фальшрадиаторной решёткой. Новые машины были неидеальны и так же не вписывались в лимит веса. Однако у Willys Quad оказался отличный мотор Go-Devil – четвёрка объёмом 2,2 л мощностью 65 л.с. А у Ford Pigmy – самая прочная рама.

Jeep-CJ-3B 1953

Jeep CJ-3B, 1953

Испытание первых партий машин Bantam, Willys и Ford в войсках расставило всё на свои места. Контракт на шестнадцать тысяч вездеходов получила компания из Толедо. Примечательно, что её лёгкий разведывательный автомобиль Willys MB, производство которого началось в октябре 1941 года, напоминал фордовский прототип с упрощённым кузовом. него были невысокие борта, мягкий складной верх, плоский капот, на который откидывалось ветровое стекло, и не было дверей. В общем, производство пошёл тот самый Виллис», который мы знаем, тот самый, который ские, французские и британские солдаты за мощный мотор, неприхотливость и надёжность. А Черчилль назвал его американским вкладом в победу во Второй мировой.

К выпуску Willys MB в итоге военные привлекли и Ford. До конца войны общими усилиями было выпущено более шестисот тысяч джипов. А невезучей American Bantam достался всего лишь заказ на производство прицепов для них. После войны она через суд доказала своё первенство в разработке джипа, чем и гордилась вплоть до банкротства в конце 1940-х годов.

Jeep-Wagoneer 1963

Jeep Wagoneer,1963

На гражданке

Willys продолжил выпуск джипов не только для боевых, но и для мирных целей. Простые полноприводные вездеходы под маркой CJ (Civilian Jeep – «гражданский Джип») предназначались прежде всего для фермеров и лесников. Такие автомобили выпускались до середины 1980-х годов, и именно их наследником можно по праву считать нынешний Wrangler.

Jeep-Cherokee 1984

Jeep Cherokee,1984

Jeep, сначала военный, а потом гражданский, стал своего рода эталоном внедорожного автомобиля. На него ориентировались конструкторы советского «ГАЗа», британского Land Rover, французского Delahaye, японской Toyota. С освоения лицензионных Jeep начинали путь по бездорожью компании Mitsubishi, SsangYong, Mahindra & Mahindra.

Уже в первые послевоенные годы компания Willys решила создать менее утилитарную модель, используя узнаваемый дизайн армейских джипов. Однако заднеприводной кабриолет Jeepster продержался на конвейере всего пару лет.

Jeep Territory 19

Путь большого индейца

В середине 1960-х годов тогда уже Kaiser Jeep решила возродить Jeepster, представив весьма стильный открытый внедорожник с приставкой Commando. Однако и он не снискал популярности.

В середине 1960-х годов стало ясно, что выпускать один только Jeep CJ, пусть даже с закрытым цельнометаллическим кузовом и отопителем, – недостаточно. Запросы покупателей выросли: они готовы были переплачивать за большой и комфортный внедорожник. И тогда на базе полноразмерного пикапа Gladiator в 1963 году был создан Wagoneer. Этот автомобиль, нарисованный легендарным дизайнером Бруксом Стивенсом, автором хотдогомобиля, продержался на конвейере почти тридцать лет.

Wagoneer появился задолго до Range Rover, когда о роскошных внедорожниках ещё никто и не помышлял. Постепенно он обзаводился ремнями безопасности, автоматом, кондиционером, мощными моторами V8, различными вариантами трансмиссий. Укороченная двухдверная версия получила имя Cherokee.

IMG 2227

Чуть позже, в 1983 году, это имя достанется по наследству новому внедорожнику с интегрированной в кузов рамой, разработанному компанией American Motors (в то время владевшей марками Jeep и Renault). Именно новый Cherokee XJ помог компании закрепиться на европейском рынке и стал самым массовым джипом.

В 1992 году была представлена ещё одна знаковая модель – Grand Cherokee, особенно полюбившаяся в России. «Большой индеец» постепенно становился комфортнее: он обзавёлся сначала независимой передней подвеской, а затем и задней. Появилась и экстремальная дорожная версия SRT-8 с моторами легендарного семейства HEMI.

Jeep Territory 8

Место для приключений

Нынешняя мода на небольшие кроссоверы не обошла и Jeep. В начале 2000-х годов были представлены сразу два кроссовера – Compass с нестандартным дизайном и Patriot/Liberty в более классическом стиле. Кстати, сейчас многие производители отказываются от сложных внедорожных трансмиссий, оправдывая это тем, что владелец современного внедорожника редко съезжает с асфальта. Однако все современные модели Jeep, включая Compass, могут похвастаться впечатляющей проходимостью, которую даже на русских просторах не всегда найдёшь где протестировать. Особенно если времени далеко отъехать от города нет, а узнать возможности машины хочется.

Jeep Territory 3

Как раз для подобных водителей в Москве в «Крокус Сити» недавно открылась специальная испытательная площадка Jeep Territory. Уже по названию чувствуется, что рельеф тут простым и гладким не будет. На довольно компактной территории собраны впечатляющие препятствия для любого внедорожника – крутые спуски и не менее резкие подъёмы, перевалы, брёвна, камни, брод… Есть и такие помехи, которые в реальной жизни вообще не встречаются, – например, поле из пеньков разной высоты, вкопанных вплотную друг к другу. Создатели трека явно отличались фантазией.

Пройти испытания тут можно на кроссовере Compass, совершенно новом Grand Cherokee и классическом Wrangler. Для каждой модели предусмотрен свой маршрут, соответствующий её возможностям. Участок City Jungle («Городские джунгли») предназначен для кроссовера: здесь собраны самые экстремальные ситуации, какие только могут встретиться в мегаполисе, и в провинциальном городе. Cherokee Trail («Тропа индейцев чероки») куда сложнее – ведь она предназначена для демонстрации возможностей флагманского джипа – Grand Cherokee. А Wrangler Only («Одинокий загонщик-ковбой») – самый экстремальный маршрут для самого экстремального джипа.

Jeep Territory 18

Юношеская романтика

Какую машину выбрать первой для прохождения трассы на Jeep Territory? Конечно, Wrangler – настоящий аналоговый. Таких сейчас почти не делают.

Сложно подходить с обычными автомобильными мерками к комфорту, обзорности, оснащению этого необычного внедорожника. Здесь болты с хромированными шляпками выставлены напоказ, ограничителями дверей служат стропы, а зеркала регулируются вручную. Этот джип можно легко разобрать по винтику, снять жёсткую крышу (частично или полностью), заменить её на раскладной мягкий верх. А можно вообще превратить Wrangler в кабриолет и убрать все четыре пассажирские двери, как делали солдаты Второй мировой, катаясь по освобождённому Парижу.

Хотя он и прямой наследник классических джипов, язык не поворачивается называть его конструкцию устаревшей. Ведь автомобиль оснащён современным автоматом в паре с бензиновым или дизельным мотором. На месте и круглые фары, плоский капот, фирменная решётка радиатора с семью прорезями.

IMG 1286

При этом Wrangler – это не стильная игрушка, а серьёзный внедорожник. Привод на передние колёса и «понижайка» включаются классическим рычагом. Коэффициент понижения здесь зверский, поэтому даже на крутые подъёмы джип вползает сам, без понукания педалью газа. Ходы подвесок поражают, углы скрещивания осей угрожающи, особенно если разомкнуть передний стабилизатор. Для борьбы с пробуксовкой колёс (если таковая всё-таки осмелится произойти) вполне хватает электроники. Тем не менее Jeep Wrangler Rubicon оснащён и межколёсными блокировками – для особо сложных случаев.

Внушительная уравновешенность

Новый Jeep Grand Cherokee – прямая противоположность модели Wrangler. Это большой солидный автомобиль с комфортной независимой подвеской. «Большой индеец» стал более злым внешне и роскошным внутренне. Даже в комплектации Limited без обшитой кожей передней панели, которая входит в список стандартного оборудования для комплектации Overland, салон выглядит привлекательно. На центральной консоли появился крупный тачскрин, куда можно вывести виртуальное управление климатконтролем, навигацию Garmin, картинку с камеры заднего вида. На новой приборной панели аналоговые стрелочные циферблаты соседствуют с виртуальным спидометром. Тем не менее это тоже Jeep, а значит, он не спасует перед серьёзными препятствиями.

Jeep Territory 16

Управлять его системой полного привода очень легко. Чтобы задействовать весь внедорожный потенциал, достаточно перевести изящный селектор автомата в нейтральное положение и нажать кнопку, которая заблокирует распределение тяги по осям и включит пониженную передачу. Можно выбрать и тип бездорожья, по которому предстоит передвигаться, – снег, песок, грязь или камни. А можно довериться электронике, которая сама распознает тип покрытия, подтормозит буксующие колёса, если потребуется. В общем, сделает всё наилучшим образом. Водителю останется лишь философски держать ровный газ и на перевалах аккуратно подтормаживать, чтобы автомобиль мягче приземлялся на переднюю ось. (Подсмотреть, как в конкретный момент работает система полного привода, можно при помощи анимированной картинки на приборной панели. Она же показывает угол поворота колёс, – весьма удобно).

Большую часть спусков эти внедорожники проходят с помощью электронного помощника Hill Descent Control. Нужно всего лишь подъехать к спуску, нажать соответствующую кнопку – и автомобиль доставит вас вниз. Если пробовать спуститься самостоятельно – на тормозах, то на скользком склоне машину может поставить боком. Если спускаться на первой передаче, получится слишком быстро. Электронный помощник постоянно подтормаживает колёса, чтобы автомобиль двигался медленно и в нужном направлении. Гудят и вибрируют тормоза, намокшие после преодоления полуметрового брода, но работают. Им нет разницы, что в данный момент под колёсами – скользкие брёвна, бетонные ступени или гравий. Спуск происходит безопасно и предсказуемо. Кстати, раньше при нажатии на педаль тормоза система отключалась, сейчас уже нет – инженеры посчитали, что так будет ещё безопаснее.

Jeep Territory 10

Однако вернёмся снова на испытательную трассу. При тестировании всех возможностей зверюги-внедорожника сидящий справа инструктор подсказывает, как наилучшим образом пройти то или иное препятствие, что именно задействовать из богатого внедорожного арсенала, какую траекторию выбрать. Например, Hill Descent Control он посоветует включать даже на подъёме – вдруг сцепления шин не хватит и придётся откатываться назад. А для того чтобы пройти по диагонали, инструктор может посоветовать задействовать режим «Камни» – в нём Grand Cherokee выдаёт максимальную тягу на колёса.

Jeep Territory будет работать круглый год, шесть дней в неделю с 9.30 до 18.00 в «Крокус Сити» (МКАД, 66-й км, м. «Мякинино»). Тест-драйвы на Jeep Territory может пройти любой желающий, при условии, что он запишется заранее на сайте jeep-russia.ru, по телефону горячей линии 8-800-100-81-82 или с помощью специальных тач-панелей, установленных в Москве по адресам: 66-й км МКАД (ресторан Shore House, «Крокус Сити Молл», «Крокус Сити Холл»); Б. Дмитровка, д. 20, стр. 1, 5-й этаж (Rose Bar); Ленинградский проспект, д. 31а, стр. 1 (БЦ «Монарх»). Это не только увлекательный аттракцион, но ещё и неплохая внедорожная школа. И не зря после её прохождения выдают дипломы.

Что, собственно, означает имя jeep?

На этот счёт есть несколько версий. И все – правдоподобные. Говорят, джипами называли в Первую мировую новобранцев, а потом на сленге американских испытателей – все новые образцы военной техники. Ещё предполагают, что новый вездеход был назван в честь Эжена Джипа, домашнего питомца мультипликационного морячка Папая. Этот вымышленный проворный зверёк не знал преград и мог даже проходить сквозь стены. Согласно третьей версии, Jeep – производное от аббревиатуры GP на вездеходе Ford, которая расшифровывалась как general purpose («автомобиль общего назначения»). Так или иначе, имя прижилось.

В 1950 году компания Willys зарегистрировала Jeep как товарный знак. А после того как фирму в 1963 году приобрёл Генри Кайзер, она стала называться Kaiser Jeep. Позже компания Chrysler, частью которой марка Jeep стала в 1987 году, зарегистрировала как товарный знак решётку радиатора о семи вертикальных прорезях.

Cigar Clan. Автор: Евгений Багдасаров