Домой Новости

Защищая права потребителя, где искать

Многие не раз становились жертвами обмана некачественным товаром недобросовестного производителя. Правило – покупатель всегда прав, зачастую пренебрегается, а в особенности в отечественных производствах товаров внутреннего потребления. Ведь на импорт производитель делает самое лучшее и как в рекламе знаменитого кофе с переосмысленным текстом: «Мы отбираем самые лучшие зерна… А остальные даем Вам». Век капитализма заставил экономить и искать выгоду во всем. И зачастую, недобросовестный производитель идет все на новые и новые преступления против прав конечного потребителя. Проведенное исследование Всероссийским центром изучения общественного мнения «ВЦИОМ» представляет данные о том, хорошо ли россияне знают права потребителя и сталкивались ли с их нарушением.

43% россиян за прошедший год сталкивался с нарушениями его прав как потребителя. Вместе с тем, на регулярное нарушение своих прав в половине случаев и чаще жалуются 6% россиян, по подсчетам еще 9% наших сограждан, их потребительские права нарушаются примерно в четверти случаев, тогда как относительное 27% опрошенных указали, что за прошедший год они сталкивались с нарушением своих прав лишь один или два раза. Чем крупнее населенный пункт, тем чаще его жители отмечают факты нарушения прав потребителей: среди сельчан с ними сталкивались 38%, а среди жителей столиц – 52%.

Респонденты, которые в минувшем году сталкивались нарушениями своих потребительских прав, чаще всего жаловались на продажу товаров и услуг ненадлежащего качества (49%), обсчет и обвес (46%), а также продажу товара с истекшим сроком годности (40%). Каждый четвертый (28%) респондент сталкивался с отказом продавца обменять товар ненадлежащего качества или вернуть деньги, а каждый пятый лично встречался  с некомпетентностью и невниманием со стороны обслуживающего персонала в магазинах (20%), а также с игнорированием санитарных норм в местах торговли (18%). Москвичи и петербуржцы чаще, чем жители других населенных пунктов, встречаются со всевозможными нарушениями своих прав, чем жители других населенных пунктов.

Большинство россиян (64%), по их собственному заявлению, знают, что их потребительские права защищены законом, но его содержание представляют только в общих чертах. Только каждый десятый (11%) заявил, что хорошо знает, в чем заключаются его права как потребителя, тогда как пятая часть опрошенных (20%) призналась, что им об этом ничего не известно.

Мужчины и женщины, а также представители разных возрастов примерно одинаково оценивают свой уровень знания закона о защите прав потребителей. О том, что они хорошо знают свои права, реже заявляют уральцы (7%), а также жители малых городов и сел (8-9%).  Наиболее высоко свои знания оценивают жители Северо-Западного и Южного округов (17% и 15% соответственно), а также жители средних городов (17%).

Тем не менее более трети опрошенных (38%) не знают, куда обращаться за защитой своих потребительских прав. В основном это люди с низким уровнем достатка, которые едва сводят концы с концами (52%), селяне (46%), а также жители Северо-Западного (49%) и Дальневосточного (47%) округов. Чаще всего россияне справедливо полагают, что в случае обнаружения недостатков в приобретенном товаре они могут обратиться в администрацию своего города (27%) или прямиком в суд (25%). Каждый шестой (16%) уверен, что в подобной ситуации следует жаловаться в антимонопольный комитет. Реже всего респонденты рассчитывают, что их потребительские права защитит милиция (9%).

Чем выше уровень образования россиян, тем выше уровень их потребительской грамотности: если среди опрошенных с неполным средним образованием более половины (53%) не знают, куда идти за защитой своих потребительских прав, то среди респондентов с неполным высшим и высшим образованием об заявил лишь каждый четвертый (25%).

Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ проведён 6-7 марта 2010 г. Опрошено 1600 человек в 140 населенных пунктах в 42 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.

А что говорит правило?

Защита прав потребителей — комплекс мер, реализуемых государством и направленных на регулирование общественных отношений, возникающих между потребителем (физическим лицом, приобретающим товар или услугу для личных, семейных домашних и иных нужд не связанных с предпринимательской деятельностью) и субъектом предпринимательской деятельности – изготовителем, исполнителем, продавцом и включающих в себя: установление конкретных прав потребителей; формы возможных нарушений прав и механизм их защиты; ответственность за нарушение прав потребителей. Нормы, защищающие права потребителей, встречаются уже в Законах Хаммурапи (XVIII в. до н. э. Википедия).

История развития института защиты прав потребителей в России.

«Защита прав потребителей» — исторически сложившееся понятие, введенное Законом «О защите прав потребителей», который был принятым Верховным Советом РФ от 7 февраля 1992 года. Оно должно было указывать на начало перестройки российского общества, ориентацию экономики на нужды потребителя, поскольку все ранее действующее законодательство основывалось на приоритете интересов изготовителя и продавца, представленного преимущественно государственными организациями. В дальнейшем Закон Российской Федерации о защите прав потребителей претерпел ряд редакций, конкретизировавших его положения. Тем не менее корректность такого названия вызывает сомнения, поскольку целью Закона является установление разумного баланса между непосредственно правами потребителя и интересами продавца (изготовителя, исполнителя).

Источники правового регулирования в России.

  • Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-I «О защите прав потребителей»
  • Гражданский кодекс Российской Федерации
  • Федеральный закон от 26.01.1996 № 15-ФЗ «О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации» (статья 9)
  • «Руководящие принципы для защиты интересов потребителей» (приняты 09.04.1985 Резолюцией № 39/248 на 106-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН)

Закон «О защите прав потребителей» — так называемый «вертикальный» закон. Его нормы носят системообразующий характер, так как содержат ссылки на иные нормативные правовые акты. Все вместе они образуют систему законодательства о защите прав потребителей (см. статью 1 Закона «О защите прав потребителей»).

Благодаря множественным бланкетным нормам (например, пункт 5 статьи 4 и пункт 1 статьи 7 Закона «О защите прав потребителей»), с положениями данного закона корреспондируют многие нормы иных законов Российской Федерации и международных документов, признаваемых Россией.

В настоящее время действует только более 20 подзаконных актов, принятых непосредственно во исполнение требований Закона «О защите прав потребителей», в том числе:

  • Постановление Правительства РФ от 19 января 1998 года № 55 «Об утверждении правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации»
  • Перечень технически сложных товаров, в отношении которых требования потребителя об их замене подлежат удовлетворению в случае обнаружения в товарах существенных недостатков. Утвержден Постановлением Правительства РФ от 13 мая 1997 г. N 575
  • Постановление Правительства РФ от 21.07.1997 года № 918 «Об утверждении правил продажи товаров по образцам»
  • и другие.

По отдельным вопросам разрешения судами споров в области защиты прав потребителей Пленум Верховного суда Российской Федерации издал Постановление № 7 от 29.09.1994 «О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей».

Прочие Нормативно правовые акты из области защиты прав потребителей.

Источники правового регулирования в Украине:

Закон Украины “О защите прав потребителей” регулирует отношения между потребителями товаров и услуг и производителями, исполнителями, продавцами, устанавливает права потребителей и определяет механизм реализации государственной защиты их прав.

Потребителем, права которого защищаются на основании Закона Украины “О защите прав потребителей” (далее Закон), является только гражданин (физическое лицо), который приобретает, заказывает, использует или имеет намерение приобрести или заказать товары (работы, услуги) для собственных бытовых нужд. Закон регулирует отношения потребителя с предприятием, учреждением, организацией и гражданином-предпринимателем, которые изготавливают или продают товары, выполняют работы или предоставляют услуги, независимо от форм собственности и организационных форм предпринимательства. На отношения по изготовлению и продаже товаров, выполнению работ или предоставлению услуг гражданином, который не является предпринимателем, а также в случае приобретения товаров, пользования услугами гражданином только для предпринимательской деятельности или предприятиями, учреждениями, организациями действие этого Закона не распространяется. Таким образом, потребитель только физическое лицо, не юридическое лицо и не гражданин-предприниматель.

Основные права потребителя.

15 марта 1961 года Джон Ф. Кеннеди произнес в Конгрессе США речь, в которой он впервые охарактеризовал понятие «потребитель» и назвал четыре основных права потребителя:

  1. Право на информацию.
  2. Право на безопасность.
  3. Право на выбор.
  4. Право быть услышанным.

Всемирная организация союзов потребителей (Consumer International — CI) дополнила список прав потребителей:

  1. Право на возмещение ущерба.
  2. Право на потребительское образование.
  3. Право на удовлетворение базовых потребностей.
  4. Право на здоровую окружающую среду.

Процессуальные особенности защиты прав потребителей.

Для более эффективной защиты прав потребителей в Российской Федерации предусмотрен ряд мер, упрощающих доступ потребителей к правосудию, в случае нарушения их прав.

  • Иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены по выбору истца в суд по месту:
  • нахождения организации, а если ответчиком является индивидуальный предприниматель, — его жительства;
  • жительства или пребывания истца;
  • заключения или исполнения договора.

Если иск к организации вытекает из деятельности ее филиала или представительства, он может быть предъявлен в суд по месту нахождения ее филиала или представительства.

  • В соответствии с п. 3 ст. 17 Закона РФ «О защите прав потребителей» и пп. 4 п. 2 и п. 3 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ потребители освобождаются от уплаты государственной пошлины по всем искам, связанным с нарушением прав потребителя, если цена иска не превышает 1000000 рублей. В случае если цена иска превышает эту сумму, потребитель уплачивает государственную пошлину в сумме, исчисленной в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 333.19 Налогового Кодекса РФ и уменьшенной на сумму государственной пошлины, подлежащей уплате при цене иска 1000000 рублей.

Интересные факты.

  • Некоторые яркие факты из области защиты прав потребителей вошли в учебники по праву:

Представителей различных слоев общества объединяет то, что все они являются потребителями товаров и услуг. Российское законодательство защищает права потребителей от недобросовестных производителей. С помощью объединений – обществ потребителей граждане выигрывают иски в суде.

— См.: РГ. 2001. 29 дек; Чиркин В.Е. «Конституционное право России», 2008, учебник, стр. 103, «Институт государства и права РАН»

  • Словосочетание «защита прав потребителей» иногда используется коммерческими фирмами в качестве юридического или брендового названия. Например, Корпорация свободного общения, работающая в сфере перепродаж услуг сотовой связи, была зарегистрирована как «Клуб Защиты Прав Потребителей» (предположительно, в целях созвучия с обществом защиты прав потребителей).
  • Согласно части 1 статьи 46 ГПК РФ в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. В 2008 году руководитель юридической службы Ассоциации «Выбор потребителя» Игорь Соломонис обратился в суды Санкт-Петербурга с исками о признании противоправными в отношении неопределенного круга потребителей действий, выразившихся в возложении на граждан-дольщиков неправомерного бремени ответственности за оплату жилищно-коммунальных услуг до возникновения у них права собственности на жилое помещение; действий по ограничению прав пассажиров на бесплатное пользование туалетами, расположенными на железнодорожных вокзалах; действий по продаже на территории Санкт-Петербурга импортных непродовольственных товаров без информации о них на русском языке; действий по продаже дистанционным способом биологически активных добавок к пище (БАД).

И никогда не молчите если Вы стали жертвой обмана недобросовестного продавца, обращайтесь в соответсвующие органы. Ведь Ваше право на доброкачественный товар превыше всего!