Домой Новости

Терроризм и Россия

Устрашение с помощью насилия является главной целью терроризма.

Терроризм (terrorism) один из вариантов тактики политической борьбы, связанный с применением идеологически мотивированного насилия.

Суть терроризма – насилие с целью устрашения. Субъект террористического насилия – отдельные лица или неправительственные организации. Объект насилия – власть в лице отдельных государственных служащих или общество в лице отдельных граждан (в том числе иностранцев, или госслужащих иных государств). Кроме того – частное и государственное имущество, инфраструктуры, системы жизнеобеспечения. Цель насилия – добиться желательного для террористов развития событий – революции, дестабилизации общества, развязывания войны с иностранным государством, обретения независимости некоторой территорией, падения престижа власти, политических уступок со стороны власти и т.д.

Определение терроризма представляется непростой задачей. Формы и методы террористической деятельности существенно менялись со временем. Это явление имеет устойчивую негативную оценку, что порождает произвольное толкование. С одной стороны, существует тенденция неоправданно расширенной трактовки, когда некоторые политические силы без достаточных оснований называют террористами своих противников. С другой – неоправданного сужения. Сами террористы склонны называть себя солдатами, партизанами, диверсантами в тылу противника и т.д. Отсюда трудности как юридически-правовых дефиниций, так и общетеоретического осмысления терроризма.

Законодатели разных стран не пришли к единому определению терроризма. Исследуя и обобщая деяния и признаки составов преступлений террористической направленности, записанных в Уголовных кодексах государств – участников СНГ, В.П.Емельянов конструирует следующее определение терроризма: терроризм – это публично совершаемые общеопасные действия или угрозы таковыми, направленные на устрашение населения или социальных групп, в целях прямого или косвенного воздействия на принятие какого-либо решения или отказ от него в интересах террористов.

Терроризм связан с более общим, родовым для него понятием террора. Террор – способ управления обществом посредством превентивного устрашения. К этому способу политического действия могут прибегать как государство, так и организации (или силы) ставящие перед собой политические цели. Многие годы тактика превентивного устрашения, вне зависимости от характера субъекта террористического действия, обозначалась общим понятием террор. В 1970–1980-х сложилось терминологическое различение террора и терроризма. Сегодня «террор» трактуется как нелегитимное насилие со стороны государства по отношению к обществу в целом либо к диссидентам и оппозиции. «Терроризм» – практика нелегитимного насилия, реализуемая противостоящими государству силами и организациями.

Террор опирается на насилие и достигает своих целей путем демонстративного физического подавления любых сколько-нибудь активных противников с тем, чтобы запугать и лишить воли к сопротивлению всех потенциальных противников власти. Важно подчеркнуть, террор – политика превентивного насилия и это отличает его от самых жестких репрессий по отношению к нарушителям законов. К террору прибегает власть, стремящаяся радикальным образом изменить существующий порядок вещей. В таких случаях, как иностранное завоевание, или социальная революция, или утверждение авторитаризма в обществе с демократическими традициями – то есть всякий раз, когда политическая реальность изменяется радикально, и эти перемены неизбежно вызывают сопротивление значительной части общества – в арсенале политических стратегий новой власти лежит политика террора.

Слова «терроризм», «террорист», «теракт» представляют собой кальки с английского (terrorism, terrorist, act of terrorism). По своему исходному смыслу, все они связаны с террором, как политикой устрашения. Но здесь решающее значение приобретают различия. Прежде всего, субъектом террористической деятельности, то есть террористом, как правило, является не государство, а организации, ставящие перед собой политические цели – приход к власти, дестабилизацию общества, подталкивание его к революции, провоцирование вступления в войну и т.д.

Обязательное условие терроризма – резонанс террористической акции в обществе. Терроризм принципиально декларативен. Широкое распространение информации о теракте, превращение его в наиболее обсуждаемое событие представляет собой ключевой элемент тактики терроризма. Оставшийся незамеченным или засекреченный теракт утрачивает всякий смысл.

Это отличает террористический акт от таких близких явлений, как диверсия или политическое убийство. Диверсия – силовая акция подрывного характера осуществляемая спецслужбами государства. Диверсия ценна непосредственным уроном противнику, общественный резонанс операции не интересует диверсанта и даже опасен. В идеале диверсия имитирует техногенную катастрофу, несчастный случай или силовую акцию, совершенную другой силой. Такие диверсии, как политические убийства, совершенные спецслужбами, реальные исполнители предпочитают сваливать на ложных виновных.

Общественный резонанс на террористический акт необходим террористам для изменения общественных настроений. Теракты воздействуют на массовую психологию. Террористические организации демонстрируют свою силу и готовность идти до конца, жертвуя как собственными жизнями, так и жизнями жертв. Террорист громогласно заявляет, что в этом обществе, в этом мире есть сила, которая ни при каких обстоятельствах не примет существующий порядок вещей и будет бороться с ним до победы, или до своего конца.

Террористический акт:

1. Демонстрирует обществу бессилие власти. В той точке времени и пространства, где произошел теракт, власть утратила монополию на насилие, были вызывающе нарушены законы и установления власти. В зоне теракта реализовалась альтернативная власть.

2. Создает прецеденты активного неповиновения и силового противостояния власти. Идеологи терроризма называют это «пропагандой действием». Теракт содержит в себе призыв к силам, сочувствующим делу террористов, присоединиться к активному противостоянию власти.

3. Как правило, активизирует любые силы и настроения, оппозиционные власти, в том числе и дистанцирующиеся от тактики терроризма. Теракт трактуется как бесспорный признак острого кризиса в обществе. Все это подталкивает общество, а за ним и власть, к уступкам политическим силам, использующим тактику терроризма.

4. Ударяет по экономике, снижает инвестиционную привлекательность страны, ухудшает ее имидж, снижает поток международных туристов и т.д.

5. Подталкивает страну к радикализации политического курса, к авторитарным формам правления. Часто такая эволюция соответствует целям террористов.

Терроризм представляет собой наиболее опасный (по критерию вложенные ресурсы / полученный результат) способ политической дестабилизации общества. Такие способы дестабилизации как военная интервенция, восстание, развязывание гражданской войны, массовые беспорядки, всеобщая забастовка и др. требуют значительных ресурсов и предполагают широкую массовую поддержку тех сил, которые заинтересованы в дестабилизации. Для разворачивания кампании террористических актов достаточно поддержки дела террористов сравнительно узким слоем общества, небольшой группой согласных на все крайних радикалов и скромных организационно-технических ресурсов. Терроризм подрывает власть и разрушает политическую систему государства. Юристы относят террористические действия к категории «преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства».

Согласно общему мнению правоведов, терроризм в любых своих формах является наиболее общественно опасным из всех преступлений, описываемых уголовным законодательством (в санкциях статей, предусматривающих уголовную ответственность за преступление террористического характера, должно быть самое суровое наказание, из всех видов наказаний предусмотренных уголовным законом).

Терроризм по своим масштабам, последствиям, интенсивности, разрушающей силе, по своей бесчеловечности и жестокости, проблеме превратился ныне в одну из самых страшных проблем всего человечества. Крайне опасное социально-политическое и криминальное явление, которое представляет собой терроризм, стало на рубеже тысячелетий глобальной угрозой безопасности. Это зло не обошло стороной и страны СНГ. И если в прежние годы в странах исследования терроризма носили в основном научно-теоретический характер и ориентировались на зарубежный опыт, то к середине 90-х годов изыскания в этой области приобрели высокую практическую значимость. К сожалению, повседневная российская действительность в последнее время дает достаточно материала для специалистов, обращающихся к изучению проблем терроризма. К результатам такого изучения проявляет интерес широкий круг сотрудников отечественных органов правоохраны и спецслужб, на плечи которых ложится основная и самая опасная часть работы по борьбе с террористическими проявлениями. Однако совершенно неправильно считать, что только органы безопасности и внутренних дел ответственны за положение дел в области устранения угроз терроризма. Эта задача многоплановая, она требует решения на общегосударственном, а по отдельным вопросам – и на международном – уровне.
Борьба с терроризмом – серьезная проблема, требующая глубокого и всестороннего изучения. В этой связи следует приветствовать появление “Записок о терроризме” В.Е. Петрищева. В своих статьях автор рассматривает различные аспекты терроризма и борьбы с этим явлением. Для того, чтобы выстроить эффективный механизм противодействия террористическим угрозам, следует предварительно разобраться с тем, что собой представляет сам объект воздействия. В этом отношении интересны изыскания автора о природе, сущности, генезисе, проявлениях терроризма, его идеологических корнях и движущих силах. Автор вскрывает причины терроризма и обстоятельства, способствующие реализации террористических замыслов. Он показывает взаимосвязь терроризма с другими видами экстремизма, замешанного на идеологии сепаратизма, национализма, клерикализма.
Терроризм во всех его формах и проявлениях и по своим масштабам и интенсивности, по своей бесчеловечности и жестокости превратился ныне в одну из самых острых и злободневных проблем глобальной значимости. Всяческие проявления терроризма влекут за собой массовые человеческие жертвы, разрушаются все духовные, материальные, культурные ценности, которые невозможно воссоздать веками. Террористические акты привели власти и население к созданию антитеррористических организаций и подразделений. Для многих людей терроризм становится способом решения таких проблем, как политических, религиозных, национальных. Терроризм по своей сущности относится к таким способам лишения человеческих жизней, жертвами которого чаще всего становятся невинные люди, которые не имеют никакого отношения к разгоревшемуся конфликту. . .
Всероссийский центр изучения общественного мнения «ВЦИОМ» представляет дайджест исследований, посвященных терроризму и его предотвращению.

Россияне, как правило, не отмечают изменений в ситуации в сфере борьбы с терроризмом, причем за прошедший год доля таких респондентов выросла вдвое, практически сравнявшись, таким образом, с показателем 2006 года (с 25 до 50%). Впрочем, каждый третий отмечает прогрессивные сдвиги в повышении безопасности граждан (32%, в прошлом году – 53%). Лишь 8% наших сограждан уверены, что ситуация ухудшилась.

Те, кто считают, что ситуация улучшилась, связывают это, главным образом, с повышением эффективности работы спецслужб (21%) и правильной политикой Президента Правительства (19% против 5-7% в 2006-2008 гг.). Меньше стало тех, кто указывает на снижение количества терактов и террористов (14% против 24% в прошлом году) и на увеличение порядка (10% против 17-19% в 2006-2008 гг.). Еще 6% считают, что причиной является усиление охраны общественных мест, а 5% аргументируют свое мнение повышением бдительности граждан (в 2006-2007 гг. – 11-12%).

В свою очередь, россияне, считающие, что ситуация в сфере борьбы с терроризмом не изменилась или даже ухудшилась, как правило, связывают это с увеличением количества терактов и террористов – за прошедший год доля таких респондентов выросла более, чем в шесть раз (с 4% до 25%, так же респонденты считали и в 2006 году – 24%). Больше стало и тех, кто видит корень проблемы в бездействии властей (с 10% в 2008 году до 18% в текущем году). 9% указывают на сложные отношения с соседними государствами, 8% – на плохую работу силовых ведомств, 7% – на низкий уровень жизни населения, 5% – на активизацию борьбы за власть и деньги на Кавказе.

Как и прежде, террористическую угрозу для нашей страны россияне, в первую очередь, видят в чеченских террористах, однако за прошедшие годы таких респондентов становится меньше (38%, в 2006-2007 гг. – 43-47%). Больше стало  тех, кто усматривает опасность со стороны радикальных исламских группировок, находящихся за пределами России (31% против 24% в 2007 году), значительно возросла доля россиян, по мнению которых, террористическая угроза исходит от США, американских спецслужб (26% против 8% в 2007 году). Еще 24% указывают на радикальные исламские группировки, находящиеся в нашей стране, 13% – на преступные, мафиозные группировки (с 2006 года таких респондентов становится все меньше – с 19%).

В течение последних лет все меньше становится тех, кто опасается стать жертвой теракта (с 78% в 2001 году до 61% в текущем году). Одновременно, с 2006 года растет доля россиян, уверенных в том, что с ними и с их близкими такого не случится (с 8% до 13%). Наконец, за последние восемь лет в три раза увеличилась группа респондентов, которые вообще об этом не задумываются (с 8% до 24%).

Как и прежде, большая часть наших сограждан не предпринимают какие-либо особые меры для того, чтобы обезопасить себя и своих близких от угрозы теракта (58%, в 2005 году – 48%). Одновременно, все меньше становится тех, кто проявляет бдительность в месте проживания, на транспорте и т.д. (32% против 46% в 2005 году) и тех, кто старается не посещать массовые мероприятия (8% против 13% соответственно). В меньшинстве – респонденты, которые помогают органам правопорядка, овладевают навыками самозащиты (по 4%), участвуют в отрядах самообороны (3%), приобретают оружие для самозащиты (1%).

За прошедшие несколько лет россияне стали давать более высокую оценку деятельности по борьбе с терроризмом, осуществляемую силовыми структурами. Так, доля тех, кто считает успешной работу в этом отношении Министерства внутренних дел, возросла с 19% в 2004 году до 35% в текущем году, Федеральной службы безопасности – с 20% до 33%, Вооруженных сил – с 20% до 36%.

Обеспечение безопасности и борьба с терроризмом – дело власти, а не населения, считает каждый второй опрошенный россиянин (52%). Им оппонируют 42% россиян, которые, в свою очередь, уверены в том, что люди должны принимать активное участие в этой деятельности (в 2004 году наши сограждане, как правило,  придерживались противоположной точке зрения – 35% и 61% соответственно).

Половина россиян уверена в способности властей защитить население от новых терактов (49%), однако по сравнению с прошлым годом таких респондентов стало меньше (в 2008 году – 66%). 37%, в свою очередь, полагают, что руководство страны не сможет обезопасить граждан (год назад так считали 19%).

Для борьбы с терроризмом россияне чаще всего советуют властям ужесточить антитеррористическое законодательство (7%), улучшить работу спецслужб и повысить уровень жизни населения (по 5%). Россияне также указывают на необходимость повышения бдительности населения (4%), на искоренение коррупции в силовых структурах, жесткое регулирование миграционных процессов (по 3%), объединения усилий властей, спецслужб, населения (2%), еще 2% советуют навести порядок в стране.

Хотя россияне, как правило, полагают, что искоренить терроризм в нашей стране невозможно, 15% надеются на достижение этой цели в долгосрочной перспективе, т.е. в отдаленном будущем. 20% делают более конкретные прогнозы:  6% полагают, что это удастся сделать в течение ближайших двадцати лет, 9% – в течение десяти лет, 4% – в течение пяти лет и лишь 1% надеются на победу над терроризмом в течение ближайшего года – двух.

Тем не менее относительное большинство наших соотечественников полагает, что победить терроризм как явление нельзя (57%). Как правило, такого мнения придерживаются сторонники «Справедливой России» (78%). Впрочем, каждый четвертый верит в возможность победы над терроризмом (25%), чаще  это сторонники КПРФ (39%).

Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ проведён 29-30 августа 2009 г. Опрошено 1600 человек в 140 населенных пунктах в 42 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.