Домой Новости В мире

Литвин прибыл в Россию для участия в МПА СНГ

Председатель Верховной Рады Украины Владимир Литвин прибыл с визитом в Санкт-Петербург, где 6-8 апреля примет участие в мероприятиях Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ (МПА СНГ).

Согласно программе визита, В. Литвин примет участие в 34-м пленарном заседании МПА СНГ.

В рамках визита состоятся встречи В. Литвина с председателями парламентов государств-участников СНГ, в частности:

с Председателем Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Сергеем Мироновым,

с Председателем Мажилиса Парламента Республики Казахстан Урал Мухамеджанов,

с Председателем Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь Борисом Батурой,

с Председателем Жогорку Кенеша Кыргызской Республики З. Курмановым,

с Президентом ПАСЕ – Мевлютом Чавушоглу,

с Президентом Европейской ассамблеи по безопасности и обороны – Ассамблеи Западноевропейского Союза (ЕАБО-АЗЕС) Робертом Уолтером.

Председатель Верховной Рады Украины выступит перед участниками Международной парламентской конференции, посвященной 65-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, и Международной парламентской конференции «Будущее европейской безопасности».

Руководитель украинского парламента также даст интервью МТРК «Мир» и примет участие в пресс-конференции по результатам работы 34-го пленарного заседания МПА СНГ и Международной парламентской конференции, посвященной 65-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.

Справка о МПА СНГ:

27 марта 1992 года в городе Алма-Ате (Республика Казахстан) в соответствии с Соглашением, подписанным главами парламентов-учредителей была создана Межпарламентская Ассамблея государств – участников Содружества Независимых Государств (МПА СНГ) – консультативный орган для подготовки проектов законодательных документов, представляющих взаимный интерес.

Основное внимание в своей деятельности МПА СНГ, которую с 2002 года возглавляет Председатель Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Сергей Михайлович Миронов, уделяет вопросам, связанным со сближением и гармонизацией законодательств государств – участников СНГ. Результатом этой работы являются принимаемые МПА СНГ модельные законодательные акты и рекомендации, при создании которых учитывается опыт парламентов стран Содружества и международных парламентских организаций.

Типовые (модельные) законы Межпарламентской Ассамблеи СНГ представляют собой адаптированные к условиям Содружества международные, прежде всего европейские, правовые стандарты. Поэтому принятие парламентами стран СНГ национальных законов на основе модельных актов МПА СНГ не только обеспечивает гармонизацию и сближение законодательств стран Содружества, но и содействует приведению этих национальных законодательств в соответствие с лучшими образцами европейского права. МПА СНГ принимает активное участие в развитии интеграционных процессов на территории Содружества, направляя Совету глав государств и Совету глав правительств рекомендации и предложения по самым различным вопросам. Наиболее актуальными среди них остаются вопросы сотрудничества в экономике, а также в сферах безопасности, борьбы с преступностью, терроризмом и наркобизнесом.

Огромная заслуга МПА СНГ заключается в том, что в ее рамках оказалось возможным развивать многоуровневую и разноскоростную интеграцию, что является наиболее приемлемой для стран СНГ моделью отношений. Государства Содружества сильно различаются как по уровню социально-экономического развития, так и по территориально-отраслевой структуре. Поэтому, способствуя решению интеграционных задач в масштабах всего Содружества, МПА СНГ содействует более глубокому сотрудничеству в отдельных сферах интеграции, в частности, обеспечивает парламентскую составляющую Единого экономического пространства и института «кавказской четверки». В 2003 году президенты Беларуси, Казахстана, России и Украины подписали Соглашение о формировании ЕЭП. А уже в апреле 2004 года в Таврическом дворце состоялась международная научно-практическая конференция на тему «Единое экономическое пространство: правовое обеспечение процесса формирования», по итогам которой было принято Обращение к парламентам и правительствам государств – участников Соглашения о формировании ЕЭП. В этом Обращении, подписанном председателями парламентов государств – членов Соглашения о формировании ЕЭП, фиксировалось не только намерение создать в рамках МПА СНГ специальную парламентскую структуру – ЕЭП, но и обязательство по одновременной ратификации четырьмя парламентами Соглашения о формировании ЕЭП.

Разработка правовых основ общего экономического пространства СНГ и, в частности, правовое обеспечение создания зоны свободной торговли являются главным направлением модельного законотворчества МПА СНГ в экономической сфере. Переходу государств Содружества к работе в условиях рыночной экономики способствовал ряд принятых МПА СНГ модельных законодательных актов, в том числе три части модельного Гражданского кодекса, Общая часть Налогового кодекса, Положения о защите прав инвесторов на рынке ценных бумаг, модельные законы «О свободных экономических зонах», «Об электронной цифровой подписи», «О рынке ценных бумаг» и другие.

Парламентские делегации государств – участников Договора о коллективной безопасности, заключенного в 1992 году, регулярно рассматривали в рамках МПА СНГ правовые вопросы реализации данного договора. 16 ноября 2006 года, в связи с преобразованием института ДКБ в Организацию Договора о коллективной безопасности, было принято решение о создании самостоятельной Парламентской Ассамблеи Организации Договора о коллективной безопасности.

Новая структура, которую возглавил Председатель Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Борис Вячеславович Грызлов, также разместилась в Санкт-Петербурге и стала работать в тесном сотрудничестве с МПА СНГ. Одной из важнейших задач МПА СНГ была и остается миротворческая деятельность, которая предусматривает как разработку правовых основ участия в урегулировании региональных конфликтов, так и непосредственно миротворческие акции в горячих точках стран Содружества. Важнейшим из результатов, достигнутых в этой области, стало подписание в мае 1994 года Бишкекского протокола – единственного политического документа, обеспечивающего прекращение огня в Нагорном Карабахе. Деятельность МПА СНГ в этот период не имела аналогов в практике парламентской дипломатии. Как правило, парламентарии не принимают непосредственного участия в переговорном процессе – это прерогатива дипломатов, представителей исполнительной власти. Задача парламентариев – только лишь создать для переговоров благоприятную политическую атмосферу. Тем не менее, представители МПА СНГ занимались посреднической деятельностью и имели на это мандат от сторон конфликта, а также от Совета глав государств СНГ, который в своем Заявлении от 15 апреля 1994 года по поводу конфликта в Нагорном Карабахе и вокруг него приветствовал примирительную миссию Межпарламентской Ассамблеи СНГ.

Не менее активно работали миротворческие группы МПА СНГ по урегулированию конфликтов в Приднестровье, Молдова (1994 год), и Абхазии, Грузия (1995 год). Члены этих групп регулярно выезжали в горячие точки, проводили семинары, организовывали встречи сторон конфликтов. 5–6 сентября 1995 года в Таврическом дворце прошла первая встреча председателей парламентов Азербайджанской Республики, Республики Армения, Грузии и Российской Федерации. Участники встречи приняли заявление «К миру и стабильности на Кавказе», призывающее конфликтующие стороны не допускать вооруженного противостояния, избегать конфронтации, взаимодействовать в деле нормализации хозяйственных связей, создавать условия для безопасного возвращения беженцев и перемещенных лиц к родным очагам. С целью содействия разрешению наиболее острых проблем на Кавказе Межпарламентской Ассамблеей СНГ по инициативе Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации С. М. Миронова был учрежден институт «кавказской четверки», в рамках которого руководители парламентов Азербайджана, Армении, Грузии и России регулярно собираются и обсуждают актуальные для региона темы.

Межпарламентская Ассамблея СНГ в миротворческой деятельности не ограничивается рамками Евразийского региона. Свою позицию парламентарии высказывали по поводу угрожающего мировой стабильности расширения НАТО на Восток (1996 год), в связи с военными действиями НАТО на территории Союзной республики Югославия (1999 год), по вопросу политического урегулирования конфликта в Афганистане (1996 год), а также по ситуациям в других горячих точках планеты. Например, в 2004 году, когда в Косово в результате спровоцированного экстремистами резкого всплеска этнически ориентированного насилия пострадали тысячи мирных жителей, по решению Совета Межпарламентской Ассамблеи СНГ в Сербию и Черногорию была направлена группа наблюдателей для изучения ситуации в автономном крае Косово и Метохия. Свои выводы депутаты МПА СНГ довели до многих партнерских парламентских организаций, в том числе до ПА СЕ. Вопрос «Ситуация в Косово» был включен в повестку заседания Парламентской Ассамблеи Совета Европы в качестве дополнительного, и 29 апреля 2004 года ПА СЕ приняла Резолюцию № 1375 «О ситуации в Косово», в которой были полностью поддержаны выводы наблюдателей Межпарламентской Ассамблеи СНГ.

С каждым годом возрастает роль Межпарламентской Ассамблеи СНГ в разработке согласованных подходов к решению проблем социальной политики, обеспечении соблюдения основных прав и свобод человека, в гуманитарном сотрудничестве. Важным этапом в этом процессе стало принятие Хартии социальных прав и гарантий граждан независимых государств, а также ряда модельных законодательных актов и рекомендаций, направленных на защиту детства, социальную защиту населения в условиях рынка. Кроме того, МПА СНГ способствует созданию условий для развития интеграционного сотрудничества в области охраны окружающей среды, разрабатывает согласованную законодательную базу для борьбы в рамках Содружества с преступностью и коррупцией.

Еще одно направление деятельности МПА СНГ – противодействие всем формам международного терроризма. Депутаты МПА СНГ осуществляют постоянный мониторинг в зонах антитеррористической деятельности: на Северном Кавказе Российской Федерации, в Кыргызстане, в Таджикистане. Однако основной вклад МПА СНГ в борьбу с международным терроризмом на территории Содружества заключается в правовом обеспечении антитеррористических действий, сотрудничества органов безопасности и специальных служб СНГ. Здесь принципиальное значение имеет Соглашение, заключенное между Советом МПА СНГ и Советом руководителей органов безопасности и спецслужб государств – участников СНГ. В результате взаимодействия организаций в 1997 году был принят модельный закон «О борьбе с терроризмом», на базе которого разработан Договор о сотрудничестве государств – участников СНГ в борьбе с терроризмом. Этот пример показывает, как некоторые модельные законы МПА СНГ, обретая форму межгосударственных или межправительственных соглашений, становятся обязательными для стран СНГ.

Вопросы развития демократии, соблюдения прав граждан стран Содружества также всегда находились в центре внимания МПА СНГ. Начиная с 6 марта 1994 года, когда группа наблюдателей от МПА СНГ ознакомилась с ходом выборов в парламент Казахстана, представители МПА СНГ по приглашению уполномоченных властей регулярно принимают участие в мониторинге избирательных процессов как в государствах СНГ, так и за его пределами. Опыт мониторинга выборов в различных странах показал крайнюю необходимость принятия конвенции, в которой были бы сформулированы единые критерии демократии. Такая конвенция была разработана и представлена в Совет глав государств Межпарламентской Ассамблеей СНГ, и 7 октября 2002 года президенты семи стран подписали этот документ. Конвенция «О стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах – участниках СНГ» не только обобщила и сформулировала в понятных категориях все наиболее прогрессивное, что было рассредоточено по документам различных международных организаций, но и заложила (впервые в мире и именно на пространстве СНГ) основу современных избирательных стандартов.

С целью обмена информацией о соблюдении прав человека, обобщения опыта по развитию демократии и парламентаризма, проведения мониторинга выборов в государствах Содружества и за его пределами, обучения международных наблюдателей было решено создать Международный институт мониторинга развития демократии, парламентаризма и соблюдения избирательных прав граждан государств – участников МПА СНГ.

10 февраля 2006 года этот институт был учрежден на выездном заседании Совета МПА СНГ в Киеве (Украина), и теперь его разработки активно используются миссиями наблюдателей Межпарламентской Ассамблеи СНГ. Деятельность МПА СНГ базируется на ее высокой международной правосубъектности. В отличие от ряда других парламентских ассамблей, МПА СНГ является самостоятельной межгосударственной организацией, действующей на основе Минской конвенции 1995 года, в соответствии с которой она обладает правом заключения международных договоров с другими субъектами международного права. За годы своей работы МПА СНГ приобрела высокий международный авторитет. Она заключила соглашения о сотрудничестве с рядом ведущих международных организаций мира, в числе которых Организация Объединенных Наций, Парламентская Ассамблея Совета Европы, Парламентская Ассамблея Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, Всемирная организация интеллектуальной собственности, Парламентская Ассамблея Черноморского экономического сотрудничества, Латино-Американский Парламент, Центрально-Американский Парламент, Панафриканский Парламент и многие другие. Очевидно при этом, что, завязывая контакты с ведущими международными организациями, МПА СНГ серьезно улучшает в восприятии мирового сообщества имидж Содружества в целом.

При этом в Алма-Атинском соглашении закреплено, что парламенты стран, не являющихся членами СНГ, также могут принимать участие в Межпарламентской Ассамблее. В 2006 году это право реализовал парламент Исламской Республики Афганистан, который получил статус наблюдателя в МПА и вывел тем самым организацию за рамки Содружества.

Опыт работы Межпарламентской Ассамблеи СНГ показывает возрастающую заинтересованность парламентариев в сотрудничестве во всех сферах. Это сотрудничество по мере становления государственности в странах Содружества, достижения ими экономических и политических успехов оказывается все более и более результативным. В итоге неуклонно растет значение Межпарламентской Ассамблеи как института, способствующего развитию законности и демократии на пространстве СНГ и укреплению дружбы между народами Содружества.