Домой Креатив

День рождения Рок-н-ролла

Сегодня 13 апреля – Всемирный День Рок-н-ролла.

Рок-н-ролл – стиль популярной музыки, зародившийся в 1950-х годах в Соединенных Штатах и явившийся ранней стадией развития рок-музыки. Также танец, исполняемый под музыку рок-н-ролла и музыкальная композиция в стиле рок-н-ролла. В англоязычных странах термин «рок-н-ролл» нередко применялся при общем обозначении рок-музыки, под который, таким образом, попадают и гранж,  рокабилли и т.п. Для рок-н-ролла характерен быстрый темп, большое использование  сленга (в основном афроамериканского) и свобода музыкального исполнения. Основными  инструментами являются электрогитара, бас, ударные и пианино.

Термин “рок-н-ролл” изобрел Алан Фрид из Кливленда диск-жокей одной из американских радиостанций. В начале 50-х годов в США была популярной песня в стиле “ритм-н-блюз”, в которой была такая фраза: “We’ll rock, we’ll roll”, что примерно означает “мы будем качаться, мы будем кружиться”. Эту фразу и пустил в ход Алан Фрид, употребив ее в описании новой музыки, которую он передал по радио. Слово “рок-н-ролл” тотчас же вошло в обиход.

Алан Фрид не только озобрел термин “рок-н-ролл”, но и энергично пропагандировал новый музыкальный стиль. В его основе лежал негритянский “ритм-н-блюз”, а про Алана говорили, что он знает, как превратить черную музыку в деньги белых. Став знаменитостью, он снялся в нескольких фильмах, самый знаменитый из них “Танцуй рок круглые сутки”, где участвовал Билл Хейли, пожалуй, самый первый исполнитель “чистого” рок-н-ролла. И все же основной источник доходов предприимчивого изобретателя составляли взятки, полученные от пейолы прокручивания по радио пластинок определенных исполнителей (ведь каждый раз исполнитель получает немало денег от радиокомпании). В результате в 1960 году Алан Фрид был приговорен к заключению и денежному штрафу и вскоре умер от алкоголизма.

Еще один человек, который претендует на авторство в создании рок-н-ролла, это Маленький Ричард негританский певец, исполнитель музыки “ритм-н-блюз”. В 1973 году он заявил, что является основателем рок-н-ролла, подобно тому, как Форд основателем фирмы “Форд”. Маленький Ричард утверждал, что именно он первым ускорил темп ритм-н-блюза, и это стали называть рок-н-роллом.

До 1954 года популярность рок-н-ролла не выходила за пределы нескольких штатов. Настоящий успех пришел после появления на киноэкранах картины “Джунгли грифельных досок” о бандах подростков-школьников. Действие фильма сопровождалось музыкой, исполнявшейся оркестром Билла Хейтли. Биллу было уже за тридцать, подростки причисляли его к старшему поколению, а им хотелось видеть на экране своего сверстника. И тогда появился Элвис.

Элвис Пресли отлично вписался в голливудские стандарты и к тому же обладал незаурядным голосом. Его исполнению были присущи исключительный динамизм и темпераментность, поклонники немедленно признали в нем “своего парня”. И вот Элвис, болтая коленями и небрежно бросая пальцы на струны гитары, прокричал в микрофон: “Я хочу немного поторчать на этом свете и почувствовать острый вкус жизни, танцуя рок” и стал богом американский молодежи. Именно поэтому, хотя его нельзя считать первым исполнителем рок-н-ролла, историю нового стиля исчисляют с момента появления на эстраде Элвиса Пресли.

С момента появления на эстраде Элвиса Пресли рок-н-ролл развивался как бы под свой собственный ритм – спрос на пластинки рос с каждым годом, а тексты песен становились более социальными, проблемными.

Рок-н-ролл танцевали все – от мальчишки-разносчика до английской королевы. Газеты в подробностях сообщали, как Елизавета II с большим увлечением танцевала рок-н-ролл с лордом Порчестером.

Не обошлось и без курьезов: в сентябре 1957 года в Манчестере в церкви Всемилостивой богородицы и святого Фомы Кентерберийского рок-н-ролл звучал во время богослужения. Под аккомпанемент органа, двух электрогитар и ударника церковный хор исполнял религиозные гимны в стиле рок-н-ролл – чего ни сделаешь, чтобы привлечь молодежь к церкви.

Взлет и падение рок-н-ролла…

В 1956—57 гг. рок-н-ролл пополнился новыми звездными исполнителями — Карл Перкинс, Джэрри Ли Льюис, Бадди Холли, Эдди Кокран — внесшими новые приёмы игры и оказавшие ещё большее влияние на следующее поколение музыкантов.

Особое место в истории  рок-н-ролла занял Линк Рэя, чья композиция «Rumble» оказала огромное влияние на развитие гитарной музыки. К концу 1950-х пластинки в стиле рок-н-ролла были одними из самых продаваемых в музыкальной индустрии США.

Взлет рок-н-ролла был стремительным, однако он также довольно быстро оказался на грани падения:

Литл Ричард оставил поп-музыку уже в 1957 году, два года спустя после своего первого успеха;

Элвис Пресли был призван в армию на два года и по возвращению в 1960 году был больше занят карьерой в кино;

Бадди Холли, Ричи Валенс и Эдди Кокран погибли в 1959—60 гг.;

Чак Берри был приговорён к тюремному заключению.

Другие певцы стали осваивать другие стили (кантри, ритм-энд-блюз и др.). При этом существовало множество коммерчески успешных исполнителей, старательно шлифующих рок-н-ролл (особенно в жанре ду-уап), однако мало способствовавших музыкальному развитию. К началу 1960-х гг. рок-н-ролл оказался в тупике придя опять на начальный этап , и от конечного исчезновения его не удерживали ни модный твист (Чабби Чеккер), ни калифорнийский сёрф-рок The Beach Boys, несмотря на большое желание последних обновить стиль.

Свежие идеи, вдохнувшие в рок-н-ролл новую жизнь, были принесены из Старого Света «британским вторжением» The Beatles середины 1960-х гг. Почти все рок-н-ролльные хиты 50-х гг. особенно Чака Берри и Литла Ричарда были заново перепеты британскими группами, в то же время начинает использоваться общий термин — «рок».

Рок-н-ролл в СССР

В марте 1964 года в журнале “Крокодил” выходит ПЕРВАЯ статья о группе “Битлз”.

Вот фрагмент статьи под названием “Жучки-ударники и жук-претендент”:
“Английский эстрадный квартет “Битлз”, что в переводе значит примерно жучки-ударники, возвращался в Нью-Йорк с гастролей в Вашингтоне. В пульмановском вагоне, крое артистов, были музыкальные критики, фотокорреспонденты и представители телевизионных компаний.

Предполагалось, что во время путешествия артисты выскажутся по вопросам музыки, культуры, а также о смысле жизни вообще. Вагон тронулся, и журналисты достали блокноты. Внезапно один из артистов, Ринго Стар, издал тарзаний крик и стал по-обезьяньи скакать по диванам. Джон Леннон и Джордж Гаррисон обменялись на публике брюками – теми, что были на них. Затем Ринго зажужжал, изображая киноаппарат, а Джордж улегся в сетку для багажа…”

Впрочем, и в музыке битлы любили, скажем так, повеселиться…

В 1979 году произошли сразу несколько исторических событий…

Булат ОКУДЖАВА спел:
“…Какое б новое сраженье
Не покачнуло шар земной,
Я всё равно паду на той,
На той единственной, гражданской,
И комиссары в пыльных шлёмах
Склонятся молча надо мной”…

Не угадал – …”Ограниченный воинский контингент был направлен в Афганистан”.

А к нам в том же году направился Элтон Джон, он стал первым западным рок-музыкантом, давшим серию концертов в СССР.

И еще… В 1979 году в Советском Союзе заработала первая полулегальная студия звукозаписи… (Битлз, например, свою собственную студию открыли еще 17 лет назад)

Так вот, легенда гласит, что в Ленинграде, в Кружке звукозаписи при Доме Пионеров Красногвардейского района группа Аквариум приступила к записи своего первого альбома.

Заведовал студией археолог по профессии, давний фанат звукозаписи. Звали его Андрей Тропилло. К 84-му году его усилиями в студии уже стоял восьмиканальный профессиональный магнитофон “Ампекс”. Тропилло стал мэтром звукозаписи русского рок-н-ролла. В его студии и при его участии записаны почти все альбомы “Аквариума”…

В Советском Союзе первое шоу на первом рок-фестивале было показано в 1980 году в Тбилиси…

Борис Гребенщиков начал играть на гитаре стойкой от микрофона, затем улегся на сцене, виолончелист водрузил на лежащего лидера “Аквариума” виолончель и начал перепиливать всю конструкцию смычком, а фаготист, бегая вокруг со своим зловещим инструментом, имитировал расстрел всего этого безобразия…

У БГ и прочих наших рок-музыкантов были достойные учителя. На Западе рок-н-ролл давно уже перерос в шоу-бизнес.

В 1967 – Джимми Хендрикс впервые сжег гитару на своем концерте в Лондоне.

Через три года лидер группы “Дорз” Джим Моррисон на концерте в Бостоне спросил со сцены, не желает ли кто-то посмотреть, что там у него ниже пояса? О результате история умалчивает…

Король Ужаса – Элис Купер – на своих концертах разрывал живых цыплят, вытаскивал на сцену инструменты для пыток, а Оззи Озборн любил откусывать головы летучим мышам.

Классикой и образцом для подражания стали целые спектакли на сцене от групп “Ай Си Ди Си”, “Кисс”, “Айрон Майден” и “Пинк Флойд”. И конечно же, яркими и шокирующими были концерты и клипы группы “Квин”.

Но в 1980-м случилось страшное – Фредди Меркури остепенился. Он отрастил усы, коротко постригся и сменил шубки, блестки и цепочки на обтягивающие комбинезоны, а то и вовсе на джинсы и майку. Фанаты были в ужасе! Бедному Меркури посылали кучами “подарочки” – лак для ногтей и бритвенные лезвия. Но Фредди был тверд – и в конце концов фэны смирились. Они любили его по-прежнему. Ведь и сам Меркьюри говорил и пел: “Я очень любвеобилен”

Как на западе, так и в Советском Союзе взаимоотношения рокеров с правоохранительными органами, как говорится, оставляли желать лучшего.

В 1970 году Джон Леннон открыл свою выставку эротических фотографий, а Скотланд Ярд изъял 8 снимков – сказали, что это порнография.

В 1976 – Брюс Спрингстин попытался проникнуть в дом Элвиса Пресли, чтобы увидеть его живым. Попытка не удалась, Брюса поймали и сдали в полицию.

В 79-м Чака Берри посадили в тюрьму за неуплату налогов.

А сколько было хулиганских выходок в западных отелях и самолетах!!!

У нас тоже хватало инцидентов. В Уфе Шевчуку после выпуска первого же альбома сказали “Еще одна запись – и тюрьма”.

В 1984 году в Питере состоялся печально известный концерт группы Браво, первый аккорд прозвучал со сцены, а последний – в местном отделении милиции…

В 1987 – перед концертом группы “Алиса” в ленинградском Дворце спорта “Юбилейный” произошел скандал, который вылился в долгий судебный процесс, названный “делом Кинчева”. Милицейский кордон долго не пропускал в здание Константина и его жену. А когда, наконец, Костя, взвинченный, вышел на сцену, одну из песен (“Эй, ты, там, на том берегу”) он посвятил, цитирую: “Иностранным гостям, присутствующим в этом зале ментам и прочим гадам”.

Да, тяжело пробивал себе дорогу ленинградский рок-н-ролл.

Есть в истории советского Рок-н-ролла такие этапы развития, которых, так скажем, в мировой истории не было, да и быть не могло…

В начале 80-х во многих наших городах проходили так называемые “квартирники”.

Вот как это мероприятие описывает Юрий Шевчук – “Выбиралась большая квартира, набивался народ, портвейн по глотку, свечи – и понеслась песня, потом шапку по кругу и дальше поехал играть”.

Портвейн разогревали в духовке, сидели на полу, соседи периодически вызывали милицию.

Чаще всего мини-концерты записывались на бытовые магнитофоны, и кассеты потом расходились по знакомым. Так начиналась слава “Аквариума”, “Кино”, “Воскресенья”, “Алисы” и “ДДТ”.

Один из первых альбомов ДДТ был записан за три дня. В огромном жилом доме, в Питере, у станции метро “Пражская”, в однокомнатной квартире на 9 этаже.

Саксофон писали на кухне, Шевчук пел в коридоре, партии гитар записывали в туалете и в комнате. К сожалению, оригинал записи не сохранился. Но, к счастью, все последующие песни записывались уже в более комфортных условиях…

Сегодня Рок-н-роллу 50 лет. Что мы имеем в итоге?

К нам уже свободно может приехать любой из кумиров светлого рок-н-ролльного прошлого…

Студии звукозаписи, в которых новый альбом можно было записать через полгода после выхода, и то по знакомству, равно как и местные рок-фестивали, – умерли.

Перестройка сняла запреты, социальная тематика песен уже не актуальна и теперь про рок-н-ролл поют, что “это не цель и даже не средство”…

Бывшие рокеры стали Мэтрами. Теперь они почти не поют, так как ведут борьбу с попсой, ведут телепрограммы для домохозяек или тихо ведут свой бизнес.

А в прессе периодически появляются статьи с заголовком “Рок-н-ролл” мертв. Впервые, кстати, это сказал Джим Моррисон в далеком 1968 году. И ошибся! Рок-н-ролл живее всех живых вот уже 50 лет. Празднуем!

По материалам: musicradio, wikipedia, rock’n’roll on-line