Домой Новости

Россия соединится с Украиной мостом Керчь-Кубань

Российская Федерация и Украина соединятся мостом Керчь-Кубань.

Как сообщил Глава Совета министров Автономной республики Крым Василий Джарты в интервью ИА «Е-Крым», соглашение о строительстве моста соединяющего Крымский полуостров и Кубань через Керченский пролив подписали на встрече в Харькове Президенты России и Украины.

Дмитрий Медведев пообещал завершить строительство моста до 2014 года, сообщил В. Джарты.

Справка

Мост через Керченский пролив — построенный после освобождения советскими войсками Крыма в 1944 году в СССР весной — осенью 1944 железнодорожный мост из Крыма на Таманский полуостров из подготовленных германской армией материалов. Начинаясь от Чушки километровой каменной дамбой, мост пересекал пролив и выходил на низменный берег Еникальского полуострова между мысом Опасное и поселком Жуковка. 115 однотипных пролетов по 27,1 м, поворачивающее на средней опоре 110-метровое пролетное строение двойного судоходного отверстия над фарватером крупных судов, эстакады у берега и дамба составили полную длину мостового перехода. Одновременно сооружались железнодорожные линии подходов к мосту: от станции Сенной на Кавказском берегу и от завода Войкова на Крымском берегу.

На конструкцию моста повлиял материал: для пролетных строений и свайных опор использовали трофейный металл, в спешке отступления оставленный гитлеровцами, которые собирались строить автомобильный мост.

Строительство моста закончили перед праздником 27-й годовщины Великой Октябрьской революции.

Зимой северо-восточным ветром из Азова в пролив нагнало лед, который 18 февраля 1945 года разрушил 32 опоры, так как мост не имел ледорезов. К 20 февраля было повреждено 42 опоры. Сохранилось 73 опоры, эстакада и земляная дамба. За несколько дней до разрушения по мосту возвращался поезд советской делегации с Ялтинской конференции. Восстанавливать мост не стали. Остатки опор мешали судоходству многие годы. Еще в 1968 году продолжалась ликвидация в районе Керчь-Еникальского судоходного канала сохранившихся остатков опор.

Для замены разрушенного моста в 1953 году открыта Керченская паромная переправа, соединившая Крым и Краснодарский край (линия Порт Крым — Порт Кавказ). Работу переправы обеспечивали четыре железнодорожных парома: «Заполярный», «Северный», «Южный» и «Восточный». Первоначально эти паромы планировали использовать на строящейся железнодорожной переправе через Енисей в Игарке, но в 1953 году эта стройка была закрыта и паромы направили в Крым. Позднее в эксплуатацию были введены три автомобильных парома: «Керченский-1», «Керченский-2» и «Ейск».

После распада Советского Союза о возможности постройки моста через Керченский пролив заявлялось неоднократно как российскими, так и украинскими политиками. В обеих странах предпринимались попытки создания технико-экономического обоснования проекта, в том числе с российской стороны – Министерством транспорта. По словам сенатора от Краснодарского края А. Починка, до кризиса стоимость строительства моста оценивалась в $480 млн. О заинтересованности в реализации этого проекта заявил президент Украины В. Янукович 18 марта 2010 г. во время своего визита в Симферополь.

Тем ни менее не совсем понятна техническая возможность и экономическая целесообразность такого строительства. Грузопотоки и пассажиропотоки между Крымом и Кубанью в настоящее время относительно невелики (так, А. Матвиенко, экс-премьер министр Автономной республики Крым, утверждает, что избыточными являются даже мощности паромного сообщения и что и их на сегодняшний день не удается загружать, прекращено за невостребованностью железнодорожное паромное сообщение). Вместе с тем в контексте реализации более крупного международного транспортного проекта по созданию кольцевой автодороги вокруг Черного моря (инициированной Организацией черноморского экономического сотрудничества в 2002 году в Киеве и ныне замороженного из-за неурегулированного пограничного режима между Россией, Абхазией и Грузией) мост через Керченский пролив мог бы повысить транзитную привлекательность Кубани и Крыма для международных перевозок. Техническими преградами для сооружения моста являются слабые грунты и необходимость реализации возможности прохода судов из акватории Азовского моря.

На сегодняшний день возможность строительства моста через Керченский пролив обусловлена скорее внешне- и внутриполитическими мотивами, причем как со стороны России, так и со стороны Украины. После избрания В. Януковича президентом Украины очевидно желание обеих стран нормализовать отношения, которые серьезно ухудшились во время президентства В. Ющенко. Реализация совместных инфраструктурных проектов может сблизить стороны, дав толчок и скорейшему урегулированию правового статуса Керченского пролива, и созданию новых рабочих мест, и загрузке промышленных мощностей обеих стран. По оценкам экспертов, строительство может продлиться от трех до четырех лет. На работах по возведению моста может быть занято порядка 45 тысяч человек.

На сегодняшний день существует множество проектов возможного моста. Наиболее дорогой проект оценивают в 900 млн. долларов США, тогда как самый экономичный — в 232 млн.

Напомним, что 21 апреля в Харькове президенты России и Украины подписали соглашение о строительстве моста через пролив. Мост планируется построить к 2014 году.