Московский Большой театр запустил свой собственный канал на YouTube. Теперь не только российские, но и все остальные любители балета, смогут наслаждаться постановками, не выходя из дома.
Государственный академический Большой театр России
Прямые интернет-трансляции Большого театра в Рунете открыл балет «Корсар». Дальнейшая программа расписана на полтора года вперед. За это время в виртуальном пространстве будет показано 8 постановок.
Большой театр на YouTube — www.youtube.com/bolshoi.
Всего лишь два года назад известные французские компании Bel Air Media и Pathé Live начали прямые трансляции балетов Большого театра в кинотеатры, а этот проект уже как нельзя лучше доказал свою жизнеспособность. Трансляции «вышли» сначала за пределы Франции, а затем и Европы. Теперь балеты Большого смотрят в Австралии и Японии, в США и Бразилии. Сеансы в Сан-Паулу собирают публику в кинотеатрах в восемь часов утра! И хотя повторные теле- и кинопоказы тоже вызывают стойкий интерес, ничто не может сравниться с прямой трансляцией, создающей эффект присутствия на «живом» спектакле. Недавняя прямая трансляция «Спящей красавицы» (ноябрь 2011 г.) создала такой эффект приблизительно для 80 тысяч зрителей, в десятки раз увеличив вместимость исторического зала Большого.
Кинотеатры России пока заинтересованности в трансляциях спектаклей Большого не выразили. Зато такую заинтересованность проявила компания Google. Перед открытием исторического здания Большой с помощью этой компании совершил еще одно великое дело — открыл свой канал на YouTub’е, благодаря чему «прямыми» свидетелями церемонии и концерта открытия, помимо тех, что находились в зале, стали еще 300 тысяч человек. Канал Большого пользуется огромной популярностью и неуклонно расширяет свою аудиторию (уже более 10 500 подписчиков). Вот российской ее части и будут предложены прямые интернет-трансляции балетных спектаклей Большого. (Зарубежный зритель, как и прежде, сможет видеть эти спектакли в прямой трансляции на киноэкраны.)
Балет, вольно трактующий сюжет одноименной «восточной» поэмы Байрона, был поставлен в 1856 г. на парижской сцене известным танцовщиком и хореографом Жозефом Мазилье. Музыку в рекордные сроки написал Адольф Шарль Адан, которому, по его собственному ироническому признанию, сделанному в газетной статье, пришлось не пить, не есть, не спать, а только сочинять и при этом чувствовать себя счастливым и быть убежденным в том, что он нуждается исключительно в таком существовании. И хотя самым популярным балетом Адана стала великая и бессмертная «Жизель», «Корсар» тоже может служить образцом замечательной балетной музыки.
Парижские театральные новинки в ту пору быстро становились достоянием главных российских сцен: всего через два года «Корсар» был поставлен в Петербурге. Партию главного героя исполнил Мариус Петипа, впоследствии неоднократно обращавшийся к этому балету и в качестве хореографа.
История балетного «Корсара» — бесконечный ряд волшебных изменений. Он обрастал новой музыкой и новыми номерами, многие из которых — «Оживленный сад», трио одалисок, па д’эсклав — стали хитами и дожили до наших дней. В XX столетии балетмейстеры были заняты выстраиванием драматургии разросшегося балета, встраиванием в пеструю ткань повествования уже упомянутых жемчужин классического танца и, в общем и целом, адаптацией старинного балета к идеологии и темпу современной жизни.
Ностальгическая мода на аутентизм, помноженная на увлечение флибустьерской романтикой, открыла новые страницы в истории «Корсара». И Большой театр написал одну из самых ярких.
В 2007 г. Алексей Ратманский и Юрий Бурлака создали зрелище яркое и захватывающее, искусно восстановив знаменитые сцены старинного балета и удачно дополнив их собственными стилизациями, органично заполнившими образовавшиеся с годами лакуны.
Записи оригинальных «текстов» Петипа были добыты в Гарварде, оригинальную партитуру Адана выписали из самого Парижа (а кроме него — и это бывает нечасто — в авторах музыки этой постановки значится еще шесть имен!).
«Корсар» Большого предлагает необычайно «Оживленный сад» — густо населенную хореографическую картину полную неизъяснимого очарования балета лучших времен Петипа, тонкую стилизацию — Танец с веерами, сочиненный г-ном Ратманским, и т.д., и т.п.
Знойный восточный базар и роскошные костюмы, воссозданные по старинным эскизам, довершают картину, апофеозом которой является «настоящее» кораблекрушение, ставшее возможным благодаря сочетанию сказочного театрального волшебства с новейшими сценическими технологиями.
«… Вы должны оставаться до конца, чтобы насладиться яркими индивидуальностями и грацией танцовщиков и, что столь же важно, чтобы увидеть финальное кораблекрушение — триумф мастерства, театрального обмана и ужасающего шторма. Спутник, сопровождавший меня на спектакль в понедельник, воображает, что все балеты усовершенствованы включением в них сцены кораблекрушения. Только подумайте, как это могло бы оживить наши собственные „гордые собой“ постановки!», Клемент Крисп, «Файнэншл таймс».
В главных партиях заняты Светлана Лунькина (Медора), Руслан Скворцов (Конрад), Нина Капцова (Гюльнара), Андрей Меркурьев (Бирбанто), Геннадий Янин (Исаак Ланкедем), Алексей Лопаревич (Сеид-паша), Pas d’esclave — Анастасия Сташкевич, Вячеслав Лопатин.
Следующие трансляции:
«Светлый ручей» — 29 апреля 2012 г.
«Раймонда» — 24 июня 2012 г.
Информация предоставлена пресс-службой Большого театра — http://www.bolshoi.ru/.