Испытательные пуски баллистической ракеты морского базирования «Булава» возобновятся в конце мая — начале июня 2010 года, когда Белое море очистится ото льда, сообщили в пресс-службе Главного штаба ВМФ Российской Федерации.
«Булава» – является первой баллистической ракетой, созданной в России после распада СССР.
С июня 2004-го по декабрь 2009 года было произведено 12 испытаний ракет дальнего базирования «Булавы», из которых семь закончились неудачей.
В июле 2009 года после очередного провала ушел в отставку руководитель головного разработчика ракеты, Московского института теплотехники, Юрий Соломонов, но и следующий запуск 9 декабря прошлого года успеха не принес.
Согласно заявлению Министерства обороны РФ, произошел сбой в работе третьей ступени «Булавы», которая самоуничтожилась над территорией Норвегии. Напомним, что жители Норвегии наблюдали в тот день по их мнению комету.
Представитель Главного штаба ВМФ заявил, что запуск «Булавы» будет произведен с переоборудованной для испытаний подлодки «Дмитрий Донской». Если все пройдет успешно, следующий старт состоится осенью с борта новой лодки проекта 955 «Юрий Долгорукий».
Утечки информации и официальные опровержения
Как пишет во вторник газета «Ведомости» со ссылкой на анонимные источники в военно-промышленном комплексе, комиссия, расследовавшая причины последней аварии, усмотрела их причину не в конструкции самой ракеты, а в отказе механизма управления тягой твердотопливного двигателя производства пермского научно-производственного объединения «Искра».
Именно это, по данным газеты, послужило основанием для решения возобновить испытания в недалеком будущем, поскольку речь идет не о принципиальном, а о производственном, то есть сравнительно легко устранимом дефекте.
Как сообщил русской службе «Би-Би-Си» начальник управления НПО «Искра» по маркетингу Юрий Макаревич, информация о неполадках по вине предприятия не соответствует действительности, в частности множественными публикациями СМИ, заявлявших, что причиной последнего неудачного пуска явилась «конструкторская ошибка в одном из агрегатов, отвечающих за отделение третьей ступени ракеты».
По его словам, в Перми разрабатывался лишь двигатель для первой ступени «Булавы», а двигатель третьей ступени — изделие Московского института теплотехники.
Поскольку доклад комиссии засекречен, проверить эти утверждения не представляется возможным.
Неудачный полет из-за топлива?
Научный сотрудник Московского Центра анализа стратегий и технологий Андрей Фролов полагает, что причина неудачного запуска могла корениться не в двигателе как таковом, а в низком качестве твердого ракетного топлива.
По словам эксперта, в СССР ставка традиционно делалась на жидкостные ракетные двигатели, которые «достигли высокой степени совершенства».
Твердотопливные двигатели имеют меньшую удельную тягу, зато обладают рядом других важных преимуществ, среди которых компактность, безопасность и почти мгновенная готовность к старту.
В результате, начиная с 1970-х годов, советские конструкторы начали работать и над этим типом двигателей, которым оснащались некоторые оперативно-тактические ракеты и ракеты средней дальности «Пионер», более известные как «SS-20».
Первой межконтинентальной твердотопливной ракетой стал «Тополь».
Как подмечает Андрей Фролов, с качеством твердого топлива в СССР и России всегда были проблемы: «параметры горения могут быть не те, топливо может расслаиваться, не додавать тяги».
Довести дело до ума!
«Я надеюсь, что успех будет, потому что ракету с каждым пуском вылизывают, находят «блох», — сказал он в заключение.
Заведующий аналитическим отделом российского Института политического и военного анализа Александр Храмчихин, со своей стороны, «чрезвычайно скептически» смотрит на перспективы предстоящих испытаний.
«По поводу последних утверждений СМИ я не могу сказать ни «да», ни «нет». Но все время называются разные причины неполадок, и каждый раз это какая-то мелкая техническая причина, только ракеты не летают», сообщил он.
Вместе с тем, оба специалиста сходятся в одном: несмотря на все сложности, «Булаву» необходимо рано или поздно «довести до ума».
Александр Храмчихин не согласен с мнением, что продолжение испытаний «Булавы» связано со стремлением военно-промышленного комплекса поддержать свой престиж и освоить бюджетные ассигнования.
«Российским вооруженным силам нужна морская составляющая. Так можно сказать, что все вооруженные силы — ведомственное желание министерства обороны», — заявил он.
Андрей Фролов добавляет, что конструкторы и военные имеют достаточный запас времени, поскольку срок эксплуатации пяти находящихся ныне в строю субмарин класса «Тайфун» с жидкостными ракетами Р-39 истекает лишь в 2020 году, и не исключено его продление.
Технические характеристики
Межконтинентальная баллистическая ракета морского базирования Р30 3М30 «Булава-30» (в текстах международных договоров РСМ-56, по классификации НАТО — SS-NX-30) предназначена для размещения на подводных лодках нового поколения проекта 955 (класс «Борей»).
Ракета может нести от шести до десяти гиперзвуковых маневрирующих блоков индивидуального наведения (в ядерном варианте — мощностью 150 килотонн каждый), способных менять траекторию полета по высоте и по курсу.
Максимальная дальность полета — 8 тысяч километров, стартовый вес — 36,8 тонны, полезный груз — 1150 килограммов, длина — 12,1 метра.
В данный момент в строю находится одна субмарина класса «Борей» – «Юрий Долгорукий», и строятся еще две — «Александр Невский» и «Владимир Мономах». Четвертую лодку, «Святитель Николай», намечено заложить в первом квартале 2010 года. Принятие «Булавы» на постоянное вооружение планировалось на 2009 год.