Домой Новости В мире

Испытания “Булавы” продолжатся в первом полугодии 2010 года

Sea BulavaИспытательные пуски баллистической ракеты морского базирования «Булава» возобновятся в конце мая – начале июня 2010 года, когда Белое море очистится ото льда, сообщили в пресс-службе Главного штаба ВМФ Российской Федерации.

“Булава” – является первой баллистической ракетой, созданной в России после распада СССР.

С июня 2004-го по декабрь 2009 года было произведено 12 испытаний  ракет дальнего базирования «Булавы», из которых семь закончились неудачей.

В июле 2009 года после очередного провала ушел в отставку руководитель головного разработчика ракеты, Московского института теплотехники, Юрий Соломонов, но и следующий запуск 9 декабря прошлого года успеха не принес.

Согласно заявлению Министерства обороны РФ, произошел сбой в работе третьей ступени “Булавы”, которая самоуничтожилась над территорией Норвегии. Напомним, что жители Норвегии наблюдали в тот день по их мнению комету.

Bulava Norvegy

Представитель Главного штаба ВМФ заявил, что запуск “Булавы” будет произведен с переоборудованной для испытаний подлодки “Дмитрий Донской”. Если все пройдет успешно, следующий старт состоится осенью с борта новой лодки проекта 955 “Юрий Долгорукий”.

Утечки информации и официальные опровержения

Как пишет во вторник газета “Ведомости” со ссылкой на анонимные источники в военно-промышленном комплексе, комиссия, расследовавшая причины последней аварии, усмотрела их причину не в конструкции самой ракеты, а в отказе механизма управления тягой твердотопливного двигателя производства пермского научно-производственного объединения “Искра”.

Именно это, по данным газеты, послужило основанием для решения возобновить испытания в недалеком будущем, поскольку речь идет не о принципиальном, а о производственном, то есть сравнительно легко устранимом дефекте.

Как сообщил русской службе “Би-Би-Си” начальник управления НПО “Искра” по маркетингу Юрий Макаревич, информация о неполадках по вине предприятия не соответствует действительности, в частности множественными публикациями СМИ, заявлявших, что причиной последнего неудачного пуска явилась «конструкторская ошибка в одном из агрегатов, отвечающих за отделение третьей ступени ракеты».

По его словам, в Перми разрабатывался лишь двигатель для первой ступени “Булавы”, а двигатель третьей ступени – изделие Московского института теплотехники.

Поскольку доклад комиссии засекречен, проверить эти утверждения не представляется возможным.

rocket sea

Неудачный полет из-за топлива?

Научный сотрудник Московского Центра анализа стратегий и технологий Андрей Фролов полагает, что причина неудачного запуска могла корениться не в двигателе как таковом, а в низком качестве твердого ракетного топлива.

По словам эксперта, в СССР ставка традиционно делалась на жидкостные ракетные двигатели, которые “достигли высокой степени совершенства”.

Твердотопливные двигатели имеют меньшую удельную тягу, зато обладают рядом других важных преимуществ, среди которых компактность, безопасность и почти мгновенная готовность к старту.

В результате, начиная с 1970-х годов, советские конструкторы начали работать и над этим типом двигателей, которым оснащались некоторые оперативно-тактические ракеты и ракеты средней дальности «Пионер», более известные как «SS-20».

Первой межконтинентальной твердотопливной ракетой стал “Тополь”.

Как подмечает Андрей Фролов, с качеством твердого топлива в СССР и России всегда были проблемы: “параметры горения могут быть не те, топливо может расслаиваться, не додавать тяги”.

Довести дело до ума!

Bulava M, 30, 47«Я надеюсь, что успех будет, потому что ракету с каждым пуском вылизывают, находят «блох», – сказал он в заключение.

Заведующий аналитическим отделом российского Института политического и военного анализа Александр Храмчихин, со своей стороны, “чрезвычайно скептически” смотрит на перспективы предстоящих испытаний.

“По поводу последних утверждений СМИ я не могу сказать ни “да”, ни “нет”. Но все время называются разные причины неполадок, и каждый раз это какая-то мелкая техническая причина, только ракеты не летают”, сообщил он.

Вместе с тем, оба специалиста сходятся в одном: несмотря на все сложности, “Булаву” необходимо рано или поздно “довести до ума”.

Александр Храмчихин не согласен с мнением, что продолжение испытаний “Булавы” связано со стремлением военно-промышленного комплекса поддержать свой престиж и освоить бюджетные ассигнования.

“Российским вооруженным силам нужна морская составляющая. Так можно сказать, что все вооруженные силы – ведомственное желание министерства обороны”, – заявил он.

Андрей Фролов добавляет, что конструкторы и военные имеют достаточный запас времени, поскольку срок эксплуатации пяти находящихся ныне в строю субмарин класса “Тайфун” с жидкостными ракетами Р-39 истекает лишь в 2020 году, и не исключено его продление.

Технические характеристики

Межконтинентальная баллистическая ракета морского базирования Р30 3М30 “Булава-30” (в текстах международных договоров РСМ-56, по классификации НАТО – SS-NX-30) предназначена для размещения на подводных лодках нового поколения проекта 955 (класс “Борей”).

Ракета может нести от шести до десяти гиперзвуковых маневрирующих блоков индивидуального наведения (в ядерном варианте – мощностью 150 килотонн каждый), способных менять траекторию полета по высоте и по курсу.

Максимальная дальность полета – 8 тысяч километров, стартовый вес – 36,8 тонны, полезный груз – 1150 килограммов, длина – 12,1 метра.

В данный момент в строю находится одна субмарина класса “Борей” – “Юрий Долгорукий”, и строятся еще две – “Александр Невский” и “Владимир Мономах”. Четвертую лодку, “Святитель Николай”, намечено заложить в первом квартале 2010 года. Принятие “Булавы” на постоянное вооружение планировалось на 2009 год.