Прошедший 2009 год для многих кардинально изменил жизнь, кто-то взял новый курс, кто-то остался не у дел, а кто-то так и сидит в рядах прочных середнячков.
О том, как россияне оценивают прошедший год в личном аспекте — удачным или неудачным он был и как изменились основные показатели (уверенность в будущем, ощущение безопасности и др.) для россиян проведен опрос и подведены итоги. Для сравнения был выбран 1998-й год, год предыдущего кризиса («дефолта»), по итогам которого «ВЦИОМ» десять лет назад задавал аналогичные вопросы.
По мнению большинства россиян, 2009-й год лично для них сложился удачно (58%). Позитивные оценки дают, в первую очередь, 18-24-летние (74%), обеспеченные россияне (71%), уральцы (70%) и жители крупных городов (65%). Впрочем, почти треть наших сограждан констатирует, что прошедший год был для них неудачным (30%). Как правило, такие итоги подводят 35-59-летние респонденты (33-35%), обладатели низкой самооценки материального положения (49%) и волжане (36%). Между тем, 1998-й год россияне оценили скорее как неудачный для себя (49%), удачным он был только для 37% опрошенных.
Кризис мало повлиял на уверенность людей в своем будущем: 51% считает, что её уровень за год не изменился, а тех, у кого уверенность ослабла, примерно столько же, сколько тех, у кого она, напротив, укрепилась (21 и 22% соответственно). Показатели 1998 г. очень похожи, за исключением одного: тогда 11% опрошенных сообщили, что у них и до кризиса не было уверенности в себе, и после её не прибавилось. В 2009 г. доля таких абсолютных пессимистов сократилась до 4%.
Вера в людей — еще одно чувство, почти индифферентное к кризису: в 2009 г. такая вера пропала у 15% опрошенных и такого же числа, напротив, она укрепилась. А десять лет назад тех, кто веру потерял, было почти вдвое больше, чем тех, у кого она окрепла (21 против 12%). Большинство в обоих случая своей вере в людей (или её отсутствию) под влиянием кризиса не изменили.
Зато преодоленный кризис повысил самооценку значительного числа россиян: в 1998 г. улучшилось мнение о себе самих у 17% опрошенных, ухудшилось же — только у 9%. В 2009 г. аналогичное соотношение оказалось еще лучше: 22 против 6%.
Негативные последствия кризиса выражаются в основном в снижении чувства собственной безопасности, защищенности (такое явление отметили 23%, им оппонируют 11%, чье чувство защищенности, напротив, за кризисный год окрепло). Тем не менее 20% в этот год заново убедились, что они нужны другим людям (поколебались в этом чувстве только 13%).
Стоит отметить, что все указанные показатели возросли, в первую очередь, у 18-24-летних россиян (19-42%) и респондентов с высокой самооценкой материального положения (23-40%). Снижение их почувствовали, главным образом, малообеспеченные россияне (15-36%).
Наблюдаются и некоторые различия в ответах мужчин и женщин. Так, среди мужчин больше тех, у кого возросла уверенность в будущем (25% против 21% среди женщин) и тех, для кого не произошло изменений в ощущении собственной безопасности (61% против 54% соответственно). Женщины, тем временем, чаще констатируют, что ощущение безопасности у них снизилось (26% против 20% среди мужчин).
Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ проведён 9-10 января 2010 г. Опрошено 1600 человек в 140 населенных пунктах в 42 областях, краях и республиках России.