Домой БИЗНЕС

Эксперты прогнозируют стремительный рост российского рынка туристических онлайн-услуг

Эксперты прогнозируют стремительный рост российского рынка туристических онлайн-услугВ течение нескольких следующих лет Россия примет у себя крупнейшие международные события в области спорта. В 2013 году это будет всемирная Универсиада в Казани, в 2014 году – Олимпийские игры и российский этап «Формулы-1» в Сочи, в 2018 году – финальный турнир Чемпионата мира по футболу. Планы на проведение подобного рода мероприятий повлияли на то, что объёмы инвестиций в инфраструктуру заметно увеличились. Кроме того, Россия преодолела порог в 60 миллионов пользователей сети интернет, реклама в интернете стала одним из самых выгодных способов продвижения продукции. Привлекательность страны для иностранных туристов выросла, сами россияне также активнее отправляются в поездки за границу, всё вместе это сказывается на повышении интереса к России крупных венчурных компаний из-за рубежа.

Hilton Worldwide опубликовала результаты исследования, согласно которому оборот средств от российского въездного туризма к 2016 году должен вырасти в два раза и достигнуть цифры в $15,3 млрд. Число зарубежных поездок российских туристов увеличится на 7,4% с 2011 по 2016 годы – и это не окончательная цифра, поскольку она может вырасти с появлением новых безвизовых направлений и под влиянием общего развития инфраструктуры. Эксперты считают, что одним из тормозящих развитие факторов, как для выездного, так и внутреннего туристического рынка, в России является высокая цена авиабилетов. Зарубежные лоу-кост компании активно осваивают новые маршруты, летают не только в Москву и Санкт-Петербург, но и в другие крупные города, однако спрос по-прежнему остаётся выше, чем предложение. Лишь около 10% россиян имеют возможность регулярно совершать поездки за границу. С одной стороны, это показывает ограниченность российского туризма; с другой стороны, рынок готов к приходу новых компаний, способных предложить более низкие цены и выгодные условия.

Всего 10% российских пользователей сети интернет в настоящее время заинтересованы в онлайн-услугах (покупках, платежах); большинство по-прежнему предпочитают совершать такие действия оффлайн за наличные. В то же время в странах с развитой экономикой показатель пользователей онлайн-услуг составляет до 50%. В России это число может увеличиться минимум втрое с появлением новых удобных сервисов. Например, в русскоязычном сегменте сети расходы на рекламу в 2011 году составили $1,4 млрд., что говорит о заинтересованности компаний в российских пользователях. Туристический сайт momondo.ru представил статистику, согласно которой за прошлый год российские пользователи совершили на $4 млрд. бронирований авиабилетов и отелей. Momondo только два года работает на русском языке, но за это время её трафик вырос в 7 раз. Свой успех на российском рынке компания объясняет разработкой понятного интерфейса и постоянной работой над качеством поисковой выдачи. В период освоения пользователями онлайн-услуг на первый план выходят возможность доверять системе и её надёжность, поэтому необходимо задействовать все доступные каналы для взаимодействия с клиентами.

К услугам oktogo.ru, системы онлайн-бронирования отелей и перспективного старт-апа в России, прибегают порядка 1 млн. пользователей в месяц. Вместе с тем основатель и генеральный директор oktogo.ru Марина Колесник считает, что работа с сервисами ещё только осваивается российскими пользователями интернета. «Взаимодействие с клиентами посредством социальных сетей и call-центра играет важную роль в процессе управления поведением пользователя и его обучения», – отмечает она.

Ещё один сегмент российского рынка, где готовы к появлению новых игроков – мобильные приложения для устройств на базе операционных систем iOS и Android: потенциальный объём этого рынка оценивается в $60 млрд. По данным экспертов, сегодня у россиян около 10 миллионов смартфонов, 1 млн. iPod, столько же планшетов Android (при том, что стоимость продукции Apple в России сегодня на 40% выше, чем в Европе). Следовательно, к появлению более дешёвых устройств рынок вполне готов. Наконец, значительная часть платежей в России всё ещё осуществляется наличными, в то время как россияне являются держателями около 13 млн. кредитных карт. Таким образом, альтернативные способы рассчитываться за товары и услуги, приобретаемые через интернет, имеют весьма неплохие перспективы.

Работающим в сегменте онлайн-бронирования российским старт-апам в настоящее время приходится сталкиваться с множеством ограничений, не позволяющих россиянам путешествовать свободно, как это делают граждане других стран. Так, Марина Колесник уверена, что помимо привычки российских туристов совершать оффлайн бронирования и оплату, туристы из России ограничены необходимостью получать визу для поездки в большинство государств мира. «Организация комфортного сервиса для российских путешественников, не зависимо от того, где они проживают, открывает широкие возможности», – поясняет она. Судя по той активности, которую российские пользователи проявляют на сервисах поиска Skyscanner, Aviasales и Momondo, а также сервисах бронирования авиабилетов и отелей Booking.com, anywayanyday.com, Oktogo.ru, Onetwotrip.com, конкуренция в данном сегменте будет только возрастать, и вместе с ней – повышаться и качество предоставляемых услуг. Приобретение российских старт-апов позволяет зарубежным инвесторам получить доступ к огромному рынку, в настоящее время проходящему начальный этап развития и имеющего прекрасные перспективы. Эта мысль подтверждается и сделанным главой Ассоциации британских туристических агентств заявлением, в котором говорится о том, что Россия занимает первое место в списке стран, в которых члены Ассоциации хотели бы работать.