Домой Новости В мире

Катынское проклятие Польши

Польская трагедия, не успев окончиться, как обросла мыслимыми и немыслимыми подробностями. Пора расставить все на свои места. Не искать чего-то нового, а посмотреть в реалии свежим взглядом.

Актуальная точка зрения специально для LibyMax от Профиля.

Катынское проклятие

10 апреля 2010 года войдет в мировую историю как день невероятной и фатальной трагедии – под Смоленском разбился самолет, на борту которого был президент Республики Польша Лех Качиньский. Все пассажиры рейса, а это 96 человек, погибли. Среди них – два вице-маршалка Сейма, высшее руководство польской армии, глава Национального банка Польши, министры, депутаты, сенаторы… Все эти люди летели в Смоленск для того, чтобы почтить память соотечественников, расстрелянных НКВД. Тогда 70 лет назад в Катынском лесу было убито почти 22 тыс. польских офицеров и командующих военного времени: мобилизованные адвокаты, журналисты, инженеры, учителя, врачи, профессора.

Среди причин аварии специалисты называют плохую погоду (был густой туман) и невыполнение польскими пилотами рекомендаций группы руководства полетами аэропорта «Северный». Первый заместитель начальника главного штаба ВВС России генерал-лейтенант Александр Алешин сообщил, что решение о посадке в условиях метеоминимума принимает командир экипажа, хотя руководитель полетов рекомендовал экипажу не садиться в столь опасных условиях, а совершить посадку в Минске или даже в Москве. Пилоты отказались и попробовали сесть. Буквально полтора часа до того в этом же аэропорту совершил посадку самолет Як-40, на борту которого были польские журналисты, прилетевшие на освещение катынских торжеств. Как написал Марчин Войцеховский, журналист «Газеты Выборчей» (Gazeta Wyborcza), «туман был густой, но не такой, как уже через полтора часа. Создавалось впечатление, что мы очень быстро садимся с большой высоты. В конце ничего не было видно, мы летели в тучах. Но уже перед посадочной полосой вид прояснился, и самолет спокойно коснулся шасси земли».

Не исключено, что идея посадить самолет в таких сложных условиях могла исходить именно от самого Леха Качиньского. Журналисты припомнили, что два года назад президент Польши летел в Грузию, чтобы поддержать Михаила Саакашвили во время российско-грузинского конфликта, тогда Тбилиси не принимал президентский борт – и пилот вопреки настаиванию Леха Качиньского совершил посадку в Азербайджане, откуда главе польского государства пришлось ехать в Грузию на автомобиле. Поговаривали, что президент был очень недоволен и даже грозил санкциями пилоту. Но генеральный прокурор Республики Польша Анджей Шеремет опроверг эти сведения, сказав, что «на данном этапе расследования такой информации нет». Также следствие исключило среди причин аварии технические неисправности самолета. В то же время многие эксперты удивлялись, почему первые лица польского государства пользуются до сих пор самолетами «Ту», ведь сегодня в мире достаточно современных самолетов с большим уровнем безопасности. Но до замены самолетного парка руки все как-то не доходили. Также не было в Республике Польша четких правил поездок для государственных служащих, когда в одном самолете оказались шесть генералов польской армии во главе с шефом Генерального штаба Войска Польского. Фактически все рода войск оказались обезглавлены этой авиакатастрофой. Подобные принципы пишутся кровью: в польской военной авиации был случай, когда упал служебный самолет с 20 военными, из них 16 были офицерами. Тогда появилось правило, что командиры не могут лететь в одном самолете со своими заместителями. Что касается самой процедуры назначения новых командующих войсками, это прерогатива президента, он назначает их с внесения министра обороны. Поскольку президент погиб, то новые руководители родов войск появятся не раньше конца июня 2010-го. Ведь согласно Конституции Польши, выборы президента страны могут состояться не позже 20 июня 2010 года. О старте избирательной кампании сообщит маршалек Сейма Бронислав Комаровский, который временно исполняет обязанности президента.

О том, «что же будет дальше?», «как страна будет жить?» и «кто станет следующим президентом Польши?» в СМИ заговорили сразу же, буквально спустя несколько часов после авиакатастрофы. Радио RMF FM, которое вело специальный выпуск традиционных «Фактов», убрав все другие программы из своего эфира, хоть и старалось не затрагивать эти вопросы в первые часы, но все же снова и снова возвращалось к ним. И именно в эфире этой радиостанции прозвучали слова о том, что Польша уже никогда не будет такой, как прежде. Этому может способствовать несколько моментов, но самый главный из них – в самолете, который летел в Катынский лес, собрались представители традиционной Польши, те ее деятели, которые своими политическими и даже государственными делами всегда говорили о вечных традициях польськой земли: гордость, Польша, костел. Эти люди были немного романтики, потому что верили идеалам той Польши, довоенной, берегли и сохраняли славу своей земли, особенно если речь шла о светлой памяти их соплеменников. И это были не только члены пропрезидентской политической силы «Право и справедливость», но и те, кому эти идеалы были близки по духу и по воспитанию. К слову, одним из таких был Анджей Пшевозник, генеральный секретарь Рады охраны памяти борьбы и мученичества Республики Польша. То, что мир должен был узнать о Катынской трагедии и злодеяниях сталинского режима над польскими солдатами и офицерами, было его заслугой. Точно также, как открытие военного пантеона «Львовских орлят» на Лычаковском кладбище во Львове. С господином Пшевозником я познакомилась в 1998 году и была первой журналисткой из Украины, которая спросила его: «Ну, почему вы с таким рвением, любой ценой пытаетесь восстановить это кладбище во Львове?» Он ответил, что это – его работа как генерального секретаря, что это – его долг как поляка, который должен чтить своих предков и знать свою историю, и это – его обязанность как внука… Ведь там была могила его деда, которую «советы» сровняли с землей. И пусть позже открытие «Львовских орлят» вызывало, да и сейчас вызывает, очень противоречивые мнения, пантеон создан и является одним из лучших в Европе среди военных захоронений…

Тем временем уже звучат имена возможных претендентов на пост президента. Сначала эксперты затруднялись назвать вероятных кандидатов от партии «Право и справедливость» в президентской гонке, но уже в понедельник начали говорить о том, что скорее всего PiS (Prawo i Sprawiedliwosc) будет выдвигать своим кандидатом Ярослава Качиньского – брата-близнеца погибшего президента, который сможет пойти на выборы с лозунгом продолжателя его дела. Что же касается распределения сил в самой партии «Право и справедливость», она вынуждена будет произвести смену поколений, омолодиться, поскольку ее основатель и те, кто стоял у истоков, погибли (партия лишилась семерых депутатов Сейма). Вопреки тяжелой потере PiS не уйдет на маргинес политики, поскольку в Польше существует достаточно большой общественный запрос на консервативную силу.

А что же оппоненты? Среди них прагматики из «Гражданской платформы» (Platforma Obywatelska) и лично Бронислав Комаровский, маршалек Сейма, который временно выполняет обязанности президента. Комаровского называют самым очевидным претендентом на пост главы государства. Экономическое агентство Bloomberg допускает, что в случае его избрания новым президентом Польши, экономическая ситуация в стране очень изменится. Новый глава государства будет делать упор на фискальную политику, проводить финансовые реформы, активнее продвигать введение евро, тогда как погибший Лех Качиньский больше внимания уделял социальным и пенсионным реформам и вместе с главой Национального банка Польши Славомиром Скшипеком оппонировал скорому введению европейской валюты. Также Bloomberg отмечает, что после второй катынской трагедии, как бы парадоксально это ни звучало, в польско-российских экономических отношениях может наступить потепление, которого ждали более 20 лет.

Подготовлено: Ольга Яценко, «Профиль»