Домой Новости В мире

Международный день распространения грамотности

Сегодня 8 сентября во всем мире отмечается Международный день распространения грамотности. Основной целью дня является приверженность к достижению цели обеспечения того, чтобы все люди умели читать и писать.
Международный день распространения грамотности
В своей резолюции, принятой в Тегеране на 14-й сессии в сентябре 1965 года, Генеральная конференция ЮНЕСКО признала необходимость совместных энергичных мер в международных усилиях по содействию грамотности во всем мире и провозгласила 8 сентября Международным днем распространения грамотности.

Тема Дня в 2011 году — Грамотность и мир.

Грамотность — праздник для человечества, которое достигло впечатляющего прогресса в этой области, доведя количество грамотных людей в мире до четырех миллиардов. Однако грамотность для всех — детей, молодежи и взрослых — еще не до конца достигнутая цель. Сочетание амбициозных целей с недостаточностью и дублированием усилий, неадекватностью ресурсов и стратегий, а также с продолжающейся недооценкой глубины и сложности задачи повинны в сложившейся ситуации. Уроки последних десятилетий показывают, что достижение всеобщей грамотности нуждается не только в более эффективных усилиях, но и в дополнительной политической воле и в другом подходе на всех уровнях: местном, национальном и международном.

В своей резолюции A/RES/56/116, Генеральная Ассамблея провозгласила десятилетний период, начинающийся 1 января 2003 года, Десятилетием грамотности ООН. В резолюции A/RES/57/166 Ассамблея приветствовала Международный план действий для Десятилетия и постановила, что ЮНЕСКО должна взять на себя роль координатора для стимулирования и активизации на международном уровне мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия.

Напомним, что с 2003 по 2012 год проходит Десятилетие грамотности ООН: образование для всех.

Послание Генерального директора ЮНЕСКО г-жи Ирины Боковой  по случаю Международного дня грамотности 8 сентября 2011 г.

В  этом  году  в  рамках  проведения Международного  дня  грамотности  особое внимание уделяется важнейшей взаимосвязи между грамотностью и  миром. Фундаментом стабильного мира является соблюдение прав человека и социальная справедливость.

Грамотность, составляющая основу любого вида образования и обучения на протяжении всей жизни, является одним из этих прав.

Грамотность  представляет  собой  одно  из  необходимых  условий  мира,  поскольку она несет в себе многочисленные преимущества,  затрагивающие  гуманитарную, культурную, социальную, политическую и экономическую сферы.

В современных обществах, основанных на  знаниях, неграмотность, как никогда ранее, является синонимом социального отчуждения и маргинализации.

Согласно самым последним данным (2009 г.) 793 миллиона взрослых не имеют базовых навыков грамотности, причем большинство из них составляют девочки и женщины. Шестьдесят  семь миллионов детей начального школьного возраста  не  охвачены  начальным  школьным  образованием,  и 72  миллиона подростков в возрасте,  установленном для начальных  классов  средней школы, также не могут воспользоваться своим правом на образование, что создает опасность появления нового поколения неграмотных людей.

Эта неприемлемая ситуация препятствует всем усилиям по сокращению масштабов нищеты и продвижению человеческого развития.

Это является нарушением прав человека и основных свобод и представляет собой угрозу для мира и безопасности.

Грамотность является катализатором развития и фактором мира.

Во-первых, грамотность расширяет права и возможности людей, вооружая их навыками  и  придавая  им  уверенность  в  себе,  необходимые для  поиска жизненно  важной  информации  и  обоснованного  выбора,  которые  оказывают  непосредственное воздействие на их семьи и общины.

Во-вторых,  грамотность  является  одним  из  условий  для  активного  участия людей  в демократических процессах, выражения  своего мнения в общинных организациях, приобретения  знаний в области политики и  содействия,  таким образом, повышению качества государственной политики.

В-третьих,  программы  распространения  грамотности  укрепляют  взаимопонимание,  позволяя  людям  обмениваться  мнениями,  а  также  выражать,  сохранять и развивать свою культурную самобытность и разнообразие.

Ни одна страна не может надеяться на создание надежных условий для мира, если не найдет пути укрепления взаимного доверия между своими гражданами с помощью систем инклюзивного образования, которое способствует взаимопониманию, уважению, толерантности и диалогу.

Важнейшее  значение имеет включение вопросов распространения  грамотности в процессы миростроительства в целях создания основ мира, содействия диалогу и примирению, а также обучения молодежи и взрослых навыкам, которые необходимы им для поиска достойной работы.

В 2011 г. международные премии за распространение грамотности присуждаются  за  новаторские  программы,  демонстрирующие  центральную  роль  грамотности  в деле  поощрения  прав  человека,  гендерного равенства, разрешения конфликтов и культурного разнообразия. Все программы свидетельствуют о том, что даже в самых трудных условиях качественные программы распространения  грамотности  являются  эффективными  и  вносят  устойчивые  изменения в жизнь молодежи и взрослых.

Инвестирование в программы распространения грамотности является осмысленным  и  важным  выбором  пути  развития.  Грамотность  представляет  собой ключевой компонент стратегий по содействию устойчивому развитию и миру.

Она играет важнейшую роль в достижении целей образования для всех и целей в области развития, сформулированных в Декларации тысячелетия.

Мир срочно нуждается в укреплении политической приверженности делу распространения  грамотности,  подкрепляемой  соответствующими  ресурсами  в целях расширения масштаба эффективных программ. Сегодня я настоятельно  призываю  правительства,  международные  организации,  гражданское  общество и частный сектор сделать распространение грамотности политическим приоритетом, чтобы  каждый человек мог развивать  свой потенциал и принимать активное участие в формировании устойчивых, справедливых и мирных обществ.

Послание Генерально секретаря ООН Пан Ги Муна по случаю Международного дня распространения грамотности 8 сентября 2011 года.

Празднование в  2011 году Международного дня грамотности под лозунгом «Грамотность и мир» служит ярким напоминанием о том, что все важнейшие задачи предупреждения насилия, снижения напряженности и прекращения конфликтов требуют уделения внимания этому основополагающему аспекту человеческого достоинства.

Грамотность раскрывает способность людей абстрактно мыслить и созидать будущее, позволяющее в большей степени реализовывать потенциальные возможности. Она открывает дорогу к большей справедливости, большему равенству и прогрессу. Грамотность способна помогать обществам залечивать раны, двигать политические процессы и содействовать общему благу.

Несмотря на прогресс, миллионы людей, особенно женщин и девочек, остаются неграмотными. В 2009 году на долю женщин приходилось примерно две трети от общего числа неграмотных среди взрослого населения в мире, которое составляло, по оценкам, 793 миллиона человек. В том же году в праве на образование было отказано около 67 миллионам детей начального школьного возраста и 72 миллионам подростков.

Издержки огромны. Неграмотность усугубляет циклы нищеты, подрывает здоровье и умножает лишения. Она ослабляет общины и подрывает демократические процессы, приводя к маргинализации и отчуждению. Эти и другие последствия могут сочетаться друг с другом, дестабилизируя общества.

Проведение Международного дня грамотности дает возможность вновь подтвердить нашу приверженность достижению цели обеспечения того, чтобы все люди умели читать и писать. Добиваясь этого, мы укрепим достоинство людей и продвинем вперед всеобщее дело мира.

По материалам ООН