21 февраля — Международный день родного языка.
Проведение Международного дня родного языка в 2012 году посвящено многоязычию в интересах инклюзивного образования.
Международный день родного языка был провозглашен Генеральной конференцией ЮНЕСКО в ноябре 1999 года и отмечается каждый год с февраля 2000 года для содействия языковому и культурному разнообразию и многоязычию.
Эта дата была выбрана в знак памяти событий 21 февраля 1952 года, когда в Дакке, столице нынешней Бангладеш, от пуль полицейских погибли студенты — участники демонстрации в защиту своего родного языка бенгали, который они требовали признать одним из государственных языков страны.
Язык является наиболее мощным инструментом сохранения и развития нашего культурного наследия в его материальных и нематериальных формах. Любая деятельность по содействию распространению родного языка поможет не только лингвистическому разнообразию и многоязычию, но и более полному пониманию языковых и культурных традиций во всем мире, а также солидарности на основе понимания, терпимости и диалога.
16 мая 2007 года Генеральная Ассамблея приняла резолюцию 61/266, в которой провозгласила 2008 год, Международным годом языков, «признавая также, что подлинное многоязычие способствует единству в многообразии и международному взаимопониманию». В этой же резолюции Генеральная Ассамблея предложила «государствам-членам, системе Организации Объединенных Наций и всем другим соответствующим заинтересованным сторонам разработать, поддержать и активизировать мероприятия, нацеленные на содействие уважению, а также на поощрение и защиту всех языков (особенно языков, находящихся на грани исчезновения), лингвистического разнообразия и многоязычия».
Основные сведения: «Международный день родного языка»
Языки играют важнейшую роль для обеспечения самобытности человека и групп людей и их мирного сосуществования. Они служат одним из стратегических факторов прогресса в достижении устойчивого развития и гармонических взаимоотношений между глобальными и местными условиями. Лишь всестороннее принятие многоязычия даст всем языкам возможность обрести свое место в мире, охваченном процессами глобализации.
Сегодня в мире существует около 7000 языков, и более половины из них могут исчезнуть на протяжении жизни нескольких поколений, а на 96% этих языков говорят всего лишь 4% населения планеты. Только несколько сотен языков играют видную роль в системах образования и в государственной сфере, и менее ста языков используются в мире цифровых технологий.
Культурное разнообразие и межкультурный диалог, содействие развитию образования для всех и становлению обществ знаний занимают ведущее место в работе ЮНЕСКО. Однако они невозможны без широкой международной поддержки многоязычия и языкового разнообразия, включая сохранение языков, находящихся в опасности.
В рамках обеспечения этой поддержки Генеральная Ассамблея ООН провозгласила 2008 г. Международным годом языков и назвала ЮНЕСКО ведущим учреждением в деле его проведения. Эта инициатива должна не только способствовать популяризации связанных с языками вопросов, но и обеспечить мобилизацию партнеров и ресурсов для содействия осуществлению стратегий и политики в интересах языкового разнообразия и многоязычия во всех частях мира.
В январе 2006 года ЮНЕСКО учредила орган стратегического мониторинга (Целевую группу по языкам и многоязычию под председательством Генерального директора) и оперативную структуру мониторинга (сеть координаторов по языкам) в качестве средства обеспечения взаимодействия между различными языковыми секторами и службами. С помощью этого хорошо отлаженного механизма, который был дополнительно укреплен и реорганизован в феврале 2008 года за счет создания Межсекторальной платформы по языкам и многоязычию (МПЯМ), Организация осуществляет на международном уровне деятельность по пропаганде принципов, закрепленных в нормоустанавливающих документах, касающихся языков и многоязычия, или вытекающих из них. На местном уровне она занимается разработкой взаимосогласованной национальной и региональной языковой политики в соответствии с требованиями своей среднесрочной стратегии.
16 мая 2007 года Генеральная Ассамблея провозгласила 2008 год Международным годом языков в соответствии с резолюцией, принятой Генеральной конференцией Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры на ее тридцать третьей сессии 20 октября 2005 года, и просила Организацию Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры играть роль ведущего учреждения по проведению этого Года.
В этой связи Ассамблея предложила государствам-членам, системе Организации Объединенных Наций и всем другим соответствующим заинтересованным сторонам разработать, поддержать и активизировать мероприятия, нацеленные на содействие уважению, а также на поощрение и защиту всех языков (особенно языков, находящихся на грани исчезновения), лингвистического разнообразия и многоязычия.
Проведение Международного года языков пришлось на такое время, когда языковое разнообразие все больше оказывается под угрозой. Язык играет основную роль в любых видах коммуникации, а именно она открывает путь к изменению и развитию человеческого общества. Использование — или отказ от использования — тех или иных языков может открыть либо, напротив, преградить дорогу в будущее многочисленным представителям общества во многих частях мира.
Одновременно растет осознание того, что языки имеют важнейшее значение для развития, причем не только обеспечивая культурное разнообразие и межкультурный диалог, но и содействуя укреплению сотрудничества и повышению качества образования для всех, созиданию инклюзивных обществ знаний и сохранению культурного наследия, мобилизации политической воли для использования плодов научно-технического прогресса в интересах устойчивого развития.
Послание Генерального директора ЮНЕСКО г-жи Ирины Боковой по случаю Международного дня родного языка ЮНЕСКО, 21 февраля 2012 г.
Нельсон Мандела говорил, что «разговаривать с человеком на языке, который он понимает, значит обращаться к его уму, но разговаривать с ним на его родном языке значит прикоснуться к его сердцу». Язык наших мыслей и наших эмоций – это наше самое ценное достояние. Многоязычие является нашим союзником в деле обеспечения качественного образования для всех, содействия социальной интеграции и борьбы против дискриминации. Установление подлинного диалога предполагает уважение языков. Каждое представление о более благополучной жизни, каждое стремление к развитию выражается языком с помощью конкретных слов, позволяющих реализовать и передать эти идеи. Языки – это то, что мы из себя представляем: защищая языки, мы защищаем самих себя.
ЮНЕСКО отмечает Международный день родного языка уже в течение 12 лет и прилагает усилия к защите языкового разнообразия. Тринадцатое по счету проведение этого Международного дня посвящено многоязычию в интересах инклюзивного образования. Работа исследователей и результаты политики оказания поддержки многоязычию подтверждают то, что люди понимают интуитивно: языковое разнообразие ускоряет достижение целей в области развития, сформулированных в Декларации тысячелетия, в частности целей образования для всех. Использование родного языка в школе является мощным средством борьбы с неграмотностью. Однако воплотить эту истину в учебную реальность – это сложная задача. Родные языки неохваченных групп населения, таких как коренные народы, зачастую игнорируются образовательными системами. Обеспечить им возможность для обучения, начиная с самого раннего возраста, на своем родном языке, а затем на других языках – национальном, официальном или каком-либо другом, – значит содействовать обеспечению равенства и социальной интеграции.
Проведенная в ЮНЕСКО неделя, посвященная обучению кочевников, показала, что использование технологий мобильной связи в образовании является мощным средством инклюзивного образования. В сочетании с многоязычием эти технологии расширяют наши возможности для действий. Давайте использовать их наилучшим образом. Наше поколение пользуется новыми средствами коммуникации и новым всемирным публичным пространством, создаваемым Интернетом: оно не может согласиться с обеднением языков.
Языковое разнообразие является нашим общим наследием. Это хрупкое наследие. Из более 6 000 разговорных языков во всем мире почти половина может исчезнуть к концу столетия. Подготовленный ЮНЕСКО Атлас языков, находящихся в мире под угрозой исчезновения, позволяет получить представление о положении в этой области. Потеря одного из языков ведет к обеднению человечества. Это шаг назад в защите прав каждого человека на выражение своих мнений, на обучение и общение. Кроме того, каждый язык является также носителем культурного наследия, расширяющего наше творческое разнообразие. Это культурное разнообразие столь же важно, как и биоразнообразие в природе. Они тесно взаимосвязаны. Некоторые языки коренных народов являются носителями знаний о биоразнообразии или управлении экосистемами. Этот мощный потенциал представляет собой один из факторов устойчивого развития, его следует использовать на совместной основе. ЮНЕСКО намерена также подчеркнуть эту идею в год проведения Конференции Организации Объединенных Наций по устойчивому развитию в Рио-де-Жанейро.
Жизнеспособность языков зависит от всех, кто на них говорит и мобилизует свои усилия для их защиты. ЮНЕСКО отдает должное этим усилиям и следит за тем, чтобы их голос был услышан в интересах разработки политики, касающейся образования, развития и обеспечения социальной сплоченности. Многоязычие является живым ресурсом. Так давайте же научимся его использовать на благо всех людей.
Ирина Бокова
По материалам ООН