Домой Новости В мире

Международный день учителя

Сегодня в мире отмечается Международный день учителя, который ежегодно, начиная с 1994 года, проводится 5 октября и знаменует собой годовщину подписания в 1966 году Рекомендации ЮНЕСКО/МОТ о положении учителей.

Международный день учителяВ этот День у нас есть все основания официально отметить важную роль учителей в обеспечении качественного образования на всех уровнях.

«Учителя за гендерное равенство» — тема Всемирного дня учителя 2011 года.

Студенты, родители и активисты по всему миру обратятся со словами признательности ко всем учителям, которые прямо или косвенно пострадали от серьезных кризисов. Будь то гуманитарные кризисы, такие, как землетрясения в Гаити и Китае, или глобальный экономический кризис, который дестабилизировал экономику многих развитых стран в прошлом году, — роль учителей и других работников образования является жизненно важным элементом в контексте социального, экономического и интеллектуального восстановления.

Каждый год 5 октября, отмечая Всемирный день учителя, мы можем не только отдать дань уважения нашим учителям и наставникам, но и обратить внимание общественности на их статус и условия труда, а также потребности тех стран, где процесс пополнения учительских рядов явно не соответствует увеличению числа учащихся.

Учительский корпус является наиболее ценным и важным ресурсом системы образования. От него всецело зависит качественный уровень образования. Но темпы пополнения учительских рядов не соответствуют целям кампании «Образование для всех». Только для достижения всеобщего начального образования к 2015 году потребуется дополнительно 1,9 млн. новых квалифицированных преподавателей.

Именно поэтому ЮНЕСКО и ее партнеры призывают правительства и международное сообщество увеличить инвестиции в подготовку учителей.

Совместное послание ЮНЕСКО, ПРООН, ЮНИСЕФ, МОТ и  Интернационала образования по случаю Всемирного дня учителя 5 октября 2011 г.

Сегодня, во Всемирный день учителя, мы отдаем должное миллионам педагогов  во  всем  мире,  посвящающих  свою  жизнь  обучению  детей,  молодежи  и взрослых.

В этом  году  тема «Учителя  за  гендерное равенство» напоминает нам о  том, что для обеспечения образования для всех (ОДВ) и достижения целей в области развития, сформулированных в Декларации тысячелетия (ЦРТ), особое внимание  необходимо  уделять  гендерным  аспектам  преподавательской  деятельности,  начиная  с  обеспечения  доступа  девочек  к  школьному  образованию. Например, нам известно, что во многих регионах низкая доля учителей-женщин  подразумевает  меньшее  число  девочек  в школе  и,  соответственно, еще меньше  учителей-женщин  в  будущем. При  этом образование девочек и женщин дает все большие преимущества для человеческого развития: сокращение смертности новорожденных; наличие более здоровых детей; увеличение  числа  детей  в  школах;  улучшение  защиты  детей  и  женщин  от  ВИЧ  и СПИДа, торговли и сексуальной эксплуатации, а также расширение экономических и политических прав и возможностей женщин, ведущее к более устойчивому и инклюзивному развитию.

Если мы хотим предоставить нашим дочерям и сыновьям равные возможности для того, чтобы полностью реализовать свой потенциал и отстаивать свои права, мы должны разрабатывать политику и стратегии, привлекающие и побуждающие способных женщин и мужчин к преподавательской деятельности, позволяя им при этом создавать учебную среду, ориентированную на гендерное равенство. Для обеспечения более интенсивного и качественного образования для всех требуются хорошие педагоги и стимулы для поощрения учителей-мужчин и учителей-женщин во всех областях и на всех уровнях преподавания. Это позволит мальчикам и девочкам иметь соответствующие ролевые модели на протяжении всего обучения в школе.

В  начальной  школе  значительная  доля  преподавательского  состава  приходится на женщин (в целом 62%), однако в некоторых странах это соотношение достигает 99%. Вместе  с  тем, в  связи  с дальнейшей феминизацией профессии отмечается ухудшение в области условий труда, заработной платы и статуса. Для того, чтобы учителя выступали в качестве позитивных ролевых моделей в области  гендерного равенства для мальчиков и девочек во всех областях и  на  всех  ступенях школьного образования,  необходимо решить  проблему неравенства на  уровне  преподавательских  кадров. Мы должны  поощрять равные возможности для женщин, с тем чтобы они становились директорами школ, руководителями учреждений и лицами, ответственными за принятие  решений  в  министерствах  образования,  и  с  тем  чтобы  больше  женщин преподавали  естественно-научные  дисциплины,  математику  и  технические науки  и  больше  мужчин  принималось  на  работу  в  качестве  педагогов  в  дошкольные заведения и начальные школы.

Важно  также определить причины нехватки  учителей-женщин  там,  где  существует  такая проблема. Ключевое  значение имеют  соответствующее обеспечение охраны материнства и предоставление отпуска по уходу за ребенком, а также эффективная защита от сексуального насилия и жестокого обращения.

Если  квалифицированные  учителя-женщины  избегают  работы  в  неблагоприятных  и  сельских  районах,  то  каким  образом  мы  можем  убедить  сомневающихся родителей отправлять своих детей в школу?

Такие  вопросы,  включая  предоставление  учителям  возможностей  формулировать  решения  в  области  образования  посредством  социального  диалога, необходимо решать для того, чтобы достойная работа для учителей и качественное образование для детей стали реальностью. Мы призываем всех партнеров в области образования стремиться к полному соблюдению прав и обязанностей, изложенных в Рекомендации МОТ-ЮНЕСКО о положении учителей (1966 г.) и Рекомендации ЮНЕСКО о статусе преподавательских кадров высших учебных заведений (1997 г.), которые стали исходной основой для проведения этого особого дня. Они являются базой для формирования  качественного, профессионального преподавательского состава.

Мы вновь выражаем нашу признательность и благодарность  за  усилия и  самоотверженность учителей-женщин и учителей-мужчин, которые несут ответственность за обучение будущих поколений в целях создания обществ, в основе которых лежат устойчивое развитие, мир, демократия, права человека и равенство.

Присоединяйтесь к нам сегодня, 5 октября 2011 г., с тем чтобы выразить уважение учителям во всем мире!

Ирина Бокова, Генеральный директор ЮНЕСКО

Энтони Лэйк, Директор-исполнитель ЮНИСЕФ

Элен Кларк, Администратор ПРООН

Хуан Сомавия, Генеральный директор МОТ

Фред ван Леувен, Генеральный секретарь Интернационала образования

Источник — ООН