Влиятельная антикоррупционная международная организация Transparency International составила рейтинг коррумпированности стран мира — ИВК-2011.
В Индексе восприятия коррупции (ИВК) в 2011 году участвуют 183 страны. В ТОП-10 самых «чистых» вошли: Новая Зеландия, Дания, Финляндия, Швеция, Сингапур, Норвегия, Нидерланды, Австралия, Швейцария и Канада. Россия набрала 2.4 балла и заняла 143 место (154-е в 2010-м) расположившись рядом с Беларусью, Азербайджаном и Нигерией, а Украина заняла 152-е место, значительно опустившись по сравнению с прошлым годом (134-е в 2010-м).
Полная таблица рейтинга «Индекса коррумпированности стран Мира 2011»:
Ранг страны | Страна / Территория | Балл ИВК 2011 | Ранг страны | Число исследований | Стандартное отклонение | Диапазон оценок (высшая / низшая) | 90 % Доверительный интервал | ||
Мин. | Макс. | Нижн. граница | Верхн. граница | ||||||
1 | Новая Зеландия | 9,5 | 1 | 9 | 0,05 | 9,7 | 9,1 | 9,4 | 9,5 |
2 | Дания | 9,4 | 2 | 8 | 0,05 | 9,5 | 9,1 | 9,3 | 9,5 |
2 | Финляндия | 9,4 | 2 | 8 | 0,07 | 9,8 | 9,1 | 9,3 | 9,5 |
4 | Швеция | 9,3 | 4 | 9 | 0,08 | 9,7 | 8,9 | 9,2 | 9,4 |
5 | Сингапур | 9,2 | 5 | 12 | 0,13 | 9,5 | 8,1 | 8,9 | 9,4 |
6 | Норвегия | 9,0 | 6 | 9 | 0,07 | 9,3 | 8,7 | 8,9 | 9,1 |
7 | Нидерланды | 8,9 | 7 | 9 | 0,11 | 9,3 | 8,1 | 8,7 | 9,1 |
8 | Австралия | 8,8 | 8 | 11 | 0,12 | 9,4 | 8,2 | 8,6 | 9,0 |
8 | Швецария | 8,8 | 8 | 8 | 0,22 | 9,4 | 7,5 | 8,4 | 9,1 |
10 | Канада | 8,7 | 10 | 9 | 0,15 | 9,3 | 8,1 | 8,4 | 8,9 |
11 | Люксембург | 8,5 | 11 | 8 | 0,25 | 9,1 | 7,1 | 8,1 | 8,9 |
12 | Гонконг | 8,4 | 12 | 11 | 0,17 | 9,1 | 7,3 | 8,1 | 8,7 |
13 | Исландия | 8,3 | 13 | 8 | 0,27 | 9,5 | 7,1 | 7,8 | 8,7 |
14 | Германия | 8,0 | 14 | 10 | 0,18 | 9,1 | 7,1 | 7,8 | 8,4 |
14 | Япония | 8,0 | 14 | 12 | 0,27 | 9,1 | 5,7 | 7,6 | 8,5 |
16 | Австрия | 7,8 | 16 | 10 | 0,24 | 8,9 | 6,7 | 7,4 | 8,2 |
16 | Барбадос | 7,8 | 16 | 4 | 0,40 | 9,1 | 7,1 | 7,2 | 8,6 |
16 | Великобритания | 7,8 | 16 | 10 | 0,15 | 8,3 | 7,1 | 7,5 | 8,0 |
19 | Бельгия | 7,5 | 19 | 9 | 0,21 | 8,9 | 6,7 | 7,2 | 7,9 |
19 | Ирландия | 7,5 | 19 | 8 | 0,23 | 8,7 | 6,5 | 7,2 | 7,9 |
21 | Багамские острова | 7,3 | 21 | 3 | 0,11 | 7,5 | 7,1 | 7,1 | 7,4 |
22 | Чили | 7,2 | 22 | 11 | 0,21 | 8,7 | 6,3 | 6,9 | 7,6 |
22 | Катар | 7,2 | 22 | 7 | 0,79 | 9,3 | 3,7 | 5,8 | 8,4 |
24 | США | 7,1 | 24 | 12 | 0,40 | 9,2 | 4,5 | 6,5 | 7,8 |
25 | Франция | 7,0 | 25 | 10 | 0,27 | 8,2 | 5,7 | 6,6 | 7,4 |
25 | Сент-Люсия | 7,0 | 25 | 3 | 0,26 | 7,5 | 6,5 | 6,7 | 7,4 |
25 | Уругвай | 7,0 | 25 | 6 | 0,28 | 8,3 | 6,3 | 6,6 | 7,5 |
28 | ОАЭ | 6,8 | 28 | 8 | 0,46 | 9,0 | 4,9 | 6,1 | 7,6 |
29 | Эстония | 6,4 | 29 | 10 | 0,29 | 8,5 | 5,1 | 5,9 | 6,8 |
30 | Кипр | 6,3 | 30 | 5 | 0,37 | 7,3 | 5,0 | 5,6 | 6,9 |
31 | Испания | 6,2 | 31 | 9 | 0,28 | 7,3 | 4,5 | 5,7 | 6,7 |
32 | Ботсвана | 6,1 | 32 | 7 | 0,19 | 7,1 | 5,4 | 5,8 | 6,4 |
32 | Португалия | 6,1 | 32 | 8 | 0,42 | 7,5 | 4,5 | 5,4 | 6,8 |
32 | Тайвань | 6,1 | 32 | 10 | 0,31 | 8,3 | 5,1 | 5,7 | 6,7 |
35 | Словения | 5,9 | 35 | 8 | 0,39 | 7,5 | 4,5 | 5,2 | 6,5 |
36 | Израиль | 5,8 | 36 | 7 | 0,27 | 6,5 | 4,4 | 5,3 | 6,2 |
36 | Сент-Винсент и Гренадины | 5,8 | 36 | 3 | 0,73 | 7,5 | 4,7 | 4,8 | 6,7 |
38 | Бутан | 5,7 | 38 | 4 | 0,28 | 6,5 | 4,9 | 5,3 | 6,1 |
39 | Мальта | 5,6 | 39 | 5 | 0,23 | 6,5 | 5,1 | 5,2 | 6,0 |
39 | Пуэрто-Рико | 5,6 | 39 | 4 | 0,48 | 7,1 | 4,5 | 4,8 | 6,4 |
41 | Кабо-Верде | 5,5 | 41 | 5 | 0,29 | 6,5 | 4,4 | 5,1 | 6,0 |
41 | Польша | 5,5 | 41 | 12 | 0,30 | 7,5 | 3,7 | 5,0 | 6,0 |
43 | Корея (Южная) | 5,4 | 43 | 13 | 0,23 | 7,3 | 4,1 | 5,0 | 5,7 |
44 | Бруней | 5,2 | 44 | 4 | 0,59 | 6,5 | 3,7 | 4,2 | 6,3 |
44 | Доминика | 5,2 | 44 | 3 | 0,26 | 5,8 | 4,7 | 4,8 | 5,5 |
46 | Бахрейн | 5,1 | 46 | 6 | 0,67 | 7,9 | 3,1 | 4,1 | 6,3 |
46 | Макао | 5,1 | 46 | 3 | 0,74 | 6,0 | 3,3 | 4,2 | 6,0 |
46 | Маврикий | 5,1 | 46 | 6 | 0,37 | 7,1 | 4,4 | 4,6 | 5,8 |
49 | Руанда | 5,0 | 49 | 6 | 0,72 | 7,4 | 3,4 | 3,8 | 6,2 |
50 | Коста-Рика | 4,8 | 50 | 6 | 0,59 | 7,1 | 2,6 | 3,8 | 5,8 |
50 | Литва | 4,8 | 50 | 9 | 0,44 | 7,1 | 2,6 | 4,0 | 5,5 |
50 | Оман | 4,8 | 50 | 6 | 0,82 | 8,1 | 2,6 | 3,5 | 6,2 |
50 | Сейшельские о-ва | 4,8 | 50 | 3 | 0,97 | 7,1 | 3,0 | 3,5 | 6,2 |
54 | Венгрия | 4,6 | 54 | 11 | 0,41 | 7,1 | 2,3 | 3,9 | 5,2 |
54 | Кувейт | 4,6 | 54 | 6 | 0,66 | 7,5 | 2,6 | 3,6 | 5,7 |
56 | Иордания | 4,5 | 56 | 9 | 0,29 | 5,5 | 3,1 | 4,0 | 4,9 |
57 | Республика Чехия | 4,4 | 57 | 12 | 0,29 | 5,8 | 2,3 | 3,9 | 4,8 |
57 | Намибия | 4,4 | 57 | 7 | 0,30 | 5,8 | 3,2 | 3,9 | 4,9 |
57 | Саудовская Аравия | 4,4 | 57 | 5 | 0,86 | 8,1 | 2,6 | 3,2 | 6,0 |
60 | Малайзия | 4,3 | 60 | 12 | 0,31 | 6,3 | 2,7 | 3,8 | 4,8 |
61 | Куба | 4,2 | 61 | 4 | 0,49 | 5,2 | 3,1 | 3,2 | 5,1 |
61 | Латвия | 4,2 | 61 | 7 | 0,30 | 5,1 | 2,6 | 3,7 | 4,6 |
61 | Турция | 4,2 | 61 | 11 | 0,22 | 5,4 | 3,2 | 3,8 | 4,6 |
64 | Грузия | 4,1 | 64 | 7 | 0,43 | 6,0 | 2,6 | 3,5 | 4,9 |
64 | Южная Африка | 4,1 | 64 | 11 | 0,21 | 5,2 | 3,2 | 3,8 | 4,4 |
66 | Хорватия | 4,0 | 66 | 10 | 0,21 | 5,2 | 3,4 | 3,7 | 4,4 |
66 | Черногория | 4,0 | 66 | 5 | 0,50 | 5,5 | 2,6 | 3,1 | 4,8 |
66 | Словакия | 4,0 | 66 | 10 | 0,36 | 5,8 | 1,9 | 3,4 | 4,6 |
69 | Гана | 3,9 | 69 | 10 | 0,28 | 5,1 | 2,3 | 3,4 | 4,3 |
69 | Италия | 3,9 | 69 | 9 | 0,19 | 4,8 | 3,2 | 3,6 | 4,2 |
69 | БЮР Македония | 3,9 | 69 | 6 | 0,21 | 4,5 | 3,2 | 3,6 | 4,3 |
69 | Самоа | 3,9 | 69 | 3 | 0,35 | 4,7 | 3,3 | 3,4 | 4,3 |
73 | Бразилия | 3,8 | 73 | 10 | 0,24 | 5,2 | 2,8 | 3,4 | 4,2 |
73 | Тунис | 3,8 | 73 | 7 | 0,67 | 8,0 | 2,2 | 2,8 | 5,1 |
75 | Китай | 3,6 | 75 | 12 | 0,26 | 5,4 | 2,2 | 3,2 | 4,1 |
75 | Румыния | 3,6 | 75 | 10 | 0,17 | 4,9 | 2,8 | 3,4 | 3,9 |
77 | Гамбия | 3,5 | 77 | 6 | 0,65 | 5,7 | 1,8 | 2,5 | 4,6 |
77 | Лесото | 3,5 | 77 | 6 | 0,44 | 5,8 | 2,3 | 2,9 | 4,3 |
77 | Вануату | 3,5 | 77 | 3 | 0,92 | 5,8 | 2,1 | 2,3 | 4,7 |
80 | Колумбия | 3,4 | 80 | 9 | 0,29 | 5,2 | 2,5 | 3,0 | 3,9 |
80 | Эль-Сальвадор | 3,4 | 80 | 7 | 0,10 | 3,9 | 3,0 | 3,3 | 3,6 |
80 | Греция | 3,4 | 80 | 8 | 0,26 | 4,5 | 2,6 | 3,0 | 3,8 |
80 | Марокко | 3,4 | 80 | 8 | 0,37 | 5,2 | 2,2 | 2,9 | 4,1 |
80 | Перу | 3,4 | 80 | 9 | 0,16 | 4,1 | 2,4 | 3,1 | 3,6 |
80 | Таиланд | 3,4 | 80 | 11 | 0,15 | 4,1 | 2,6 | 3,1 | 3,6 |
86 | Болгария | 3,3 | 86 | 10 | 0,27 | 5,4 | 2,3 | 2,9 | 3,8 |
86 | Ямайка | 3,3 | 86 | 7 | 0,18 | 4,2 | 2,6 | 3,1 | 3,6 |
86 | Панама | 3,3 | 86 | 6 | 0,23 | 4,4 | 2,6 | 2,9 | 3,7 |
86 | Сербия | 3,3 | 86 | 7 | 0,20 | 4,3 | 2,6 | 3,0 | 3,6 |
86 | Шри-Ланка | 3,3 | 86 | 8 | 0,23 | 4,4 | 2,1 | 2,9 | 3,7 |
91 | Босния и Герцеговина | 3,2 | 91 | 6 | 0,12 | 3,5 | 2,7 | 3,0 | 3,4 |
91 | Либерия | 3,2 | 91 | 6 | 0,34 | 4,4 | 1,9 | 2,6 | 3,8 |
91 | Тринидад и Тобаго | 3,2 | 91 | 5 | 0,32 | 4,4 | 2,4 | 2,7 | 3,7 |
91 | Замбия | 3,2 | 91 | 8 | 0,31 | 5,2 | 2,2 | 2,7 | 3,8 |
95 | Албания | 3,1 | 95 | 8 | 0,18 | 4,0 | 2,3 | 2,8 | 3,4 |
95 | Индия | 3,1 | 95 | 13 | 0,12 | 3,9 | 2,6 | 2,9 | 3,3 |
95 | Кирибати | 3,1 | 95 | 3 | 0,56 | 4,4 | 2,1 | 2,3 | 3,8 |
95 | Свазиленд | 3,1 | 95 | 5 | 0,08 | 3,3 | 2,8 | 2,9 | 3,2 |
95 | Тонга | 3,1 | 95 | 3 | 0,17 | 3,4 | 2,7 | 2,9 | 3,4 |
100 | Аргентина | 3,0 | 100 | 10 | 0,21 | 3,7 | 1,6 | 2,6 | 3,3 |
100 | Бенин | 3,0 | 100 | 7 | 0,18 | 3,7 | 2,3 | 2,7 | 3,3 |
100 | Буркина-Фасо | 3,0 | 100 | 7 | 0,31 | 4,8 | 2,0 | 2,6 | 3,6 |
100 | Джибути | 3,0 | 100 | 3 | 0,59 | 4,4 | 2,2 | 2,2 | 3,7 |
100 | Габон | 3,0 | 100 | 4 | 0,29 | 3,7 | 2,1 | 2,5 | 3,4 |
100 | Индонезия | 3,0 | 100 | 12 | 0,27 | 5,2 | 1,9 | 2,6 | 3,5 |
100 | Мадагаскар | 3,0 | 100 | 7 | 0,40 | 5,2 | 1,8 | 2,4 | 3,7 |
100 | Малави | 3,0 | 100 | 8 | 0,18 | 3,9 | 2,1 | 2,7 | 3,3 |
100 | Мексика | 3,0 | 100 | 11 | 0,13 | 3,7 | 2,3 | 2,8 | 3,2 |
100 | Сан-Томе и Принсипи | 3,0 | 100 | 3 | 0,19 | 3,4 | 2,6 | 2,7 | 3,3 |
100 | Суринам | 3,0 | 100 | 3 | 0,37 | 3,9 | 2,6 | 2,6 | 3,5 |
100 | Танзания | 3,0 | 100 | 8 | 0,18 | 3,7 | 2,1 | 2,6 | 3,2 |
112 | Алжир | 2,9 | 112 | 7 | 0,16 | 3,3 | 2,0 | 2,6 | 3,1 |
112 | Египет | 2,9 | 112 | 7 | 0,21 | 4,1 | 2,4 | 2,6 | 3,2 |
112 | Косово | 2,9 | 112 | 3 | 0,10 | 3,1 | 2,7 | 2,7 | 3,0 |
112 | Молдова | 2,9 | 112 | 8 | 0,13 | 3,5 | 2,5 | 2,7 | 3,1 |
112 | Сенегал | 2,9 | 112 | 10 | 0,15 | 3,9 | 2,1 | 2,6 | 3,1 |
112 | Вьетнам | 2,9 | 112 | 11 | 0,17 | 3,7 | 1,9 | 2,6 | 3,1 |
118 | Боливия | 2,8 | 118 | 7 | 0,18 | 3,4 | 2,0 | 2,5 | 3,1 |
118 | Мали | 2,8 | 118 | 7 | 0,20 | 3,4 | 1,9 | 2,4 | 3,1 |
120 | Бангладеш | 2,7 | 120 | 9 | 0,34 | 5,2 | 1,9 | 2,1 | 3,3 |
120 | Эквадор | 2,7 | 120 | 6 | 0,22 | 3,7 | 1,9 | 2,3 | 3,0 |
120 | Эфиопия | 2,7 | 120 | 9 | 0,18 | 3,6 | 2,0 | 2,4 | 3,0 |
120 | Гватемала | 2,7 | 120 | 7 | 0,19 | 3,5 | 2,1 | 2,4 | 3,1 |
120 | Иран | 2,7 | 120 | 7 | 0,35 | 4,3 | 1,9 | 2,2 | 3,3 |
120 | Казахстан | 2,7 | 120 | 9 | 0,37 | 4,8 | 1,5 | 2,1 | 3,3 |
120 | Монголия | 2,7 | 120 | 8 | 0,13 | 3,3 | 2,1 | 2,5 | 2,9 |
120 | Мозамбик | 2,7 | 120 | 8 | 0,16 | 3,6 | 2,0 | 2,4 | 3,0 |
120 | Соломоновы о-ва | 2,7 | 120 | 3 | 0,28 | 3,3 | 2,1 | 2,3 | 3,1 |
129 | Армения | 2,6 | 129 | 8 | 0,16 | 3,5 | 2,0 | 2,4 | 2,9 |
129 | Доминиканская республика | 2,6 | 129 | 7 | 0,19 | 3,3 | 1,8 | 2,3 | 2,9 |
129 | Гондурас | 2,6 | 129 | 7 | 0,19 | 3,5 | 1,9 | 2,3 | 2,9 |
129 | Филиппины | 2,6 | 129 | 12 | 0,19 | 4,1 | 1,8 | 2,4 | 3,0 |
129 | Сирия | 2,6 | 129 | 6 | 0,16 | 3,2 | 1,9 | 2,3 | 2,8 |
134 | Камерун | 2,5 | 134 | 9 | 0,19 | 3,7 | 1,9 | 2,2 | 2,8 |
134 | Эритрея | 2,5 | 134 | 4 | 0,56 | 4,4 | 1,8 | 1,8 | 3,2 |
134 | Гайана | 2,5 | 134 | 5 | 0,10 | 2,8 | 2,2 | 2,3 | 2,7 |
134 | Ливан | 2,5 | 134 | 7 | 0,15 | 3,2 | 2,0 | 2,3 | 2,7 |
134 | Мальдивские о-ва | 2,5 | 134 | 3 | 0,15 | 2,7 | 2,1 | 2,3 | 2,7 |
134 | Никарагуа | 2,5 | 134 | 7 | 0,21 | 3,7 | 1,9 | 2,2 | 2,9 |
134 | Нигер | 2,5 | 134 | 5 | 0,17 | 3,1 | 2,0 | 2,3 | 2,8 |
134 | Пакистан | 2,5 | 134 | 10 | 0,13 | 3,2 | 1,9 | 2,3 | 2,7 |
134 | Сьерра-Леоне | 2,5 | 134 | 6 | 0,15 | 3,0 | 1,9 | 2,2 | 2,7 |
143 | Азербайджан | 2,4 | 143 | 8 | 0,19 | 3,4 | 1,9 | 2,1 | 2,7 |
143 | Беларусь | 2,4 | 143 | 4 | 0,10 | 2,6 | 2,1 | 2,3 | 2,6 |
143 | Коморские острова | 2,4 | 143 | 3 | 0,37 | 3,3 | 1,8 | 1,9 | 2,9 |
143 | Мавритания | 2,4 | 143 | 6 | 0,18 | 3,3 | 2,0 | 2,1 | 2,7 |
143 | Нигерия | 2,4 | 143 | 10 | 0,14 | 3,2 | 1,9 | 2,2 | 2,7 |
143 | Россия | 2,4 | 143 | 11 | 0,22 | 4,5 | 1,9 | 2,1 | 2,8 |
143 | Тимор-Лесте | 2,4 | 143 | 5 | 0,26 | 3,3 | 1,5 | 2,0 | 2,8 |
143 | Того | 2,4 | 143 | 5 | 0,08 | 2,6 | 2,2 | 2,3 | 2,5 |
143 | Уганда | 2,4 | 143 | 9 | 0,13 | 3,2 | 2,1 | 2,2 | 2,7 |
152 | Таджикистан | 2,3 | 152 | 7 | 0,28 | 3,6 | 1,5 | 1,8 | 2,8 |
152 | Украина | 2,3 | 152 | 10 | 0,10 | 2,8 | 1,8 | 2,1 | 2,5 |
154 | Центрально-Африканская Респ. | 2,2 | 154 | 4 | 0,05 | 2,4 | 2,1 | 2,1 | 2,3 |
154 | Республика Конго | 2,2 | 154 | 6 | 0,10 | 2,6 | 1,9 | 2,0 | 2,3 |
154 | Кот-д’Ивуар | 2,2 | 154 | 8 | 0,15 | 3,2 | 1,8 | 2,0 | 2,5 |
154 | Гвинея-Биссау | 2,2 | 154 | 4 | 0,10 | 2,6 | 2,0 | 2,0 | 2,4 |
154 | Кения | 2,2 | 154 | 9 | 0,12 | 2,7 | 1,5 | 2,0 | 2,4 |
154 | Лаос | 2,2 | 154 | 4 | 0,16 | 2,7 | 1,9 | 2,0 | 2,5 |
154 | Непал | 2,2 | 154 | 6 | 0,10 | 2,7 | 2,0 | 2,1 | 2,4 |
154 | Папуа – Новая Гвинея | 2,2 | 154 | 6 | 0,16 | 2,7 | 1,5 | 1,9 | 2,4 |
154 | Парагвай | 2,2 | 154 | 6 | 0,17 | 3,1 | 1,9 | 2,0 | 2,5 |
154 | Зимбабве | 2,2 | 154 | 8 | 0,37 | 3,8 | 0,9 | 1,6 | 2,9 |
164 | Камбоджа | 2,1 | 164 | 10 | 0,15 | 3,1 | 1,5 | 1,9 | 2,4 |
164 | Гвинея | 2,1 | 164 | 6 | 0,11 | 2,6 | 1,8 | 1,9 | 2,3 |
164 | Киргизстан | 2,1 | 164 | 8 | 0,09 | 2,6 | 1,7 | 2,0 | 2,3 |
164 | Йемен | 2,1 | 164 | 6 | 0,12 | 2,6 | 1,6 | 1,9 | 2,3 |
168 | Ангола | 2,0 | 168 | 8 | 0,10 | 2,6 | 1,5 | 1,8 | 2,2 |
168 | Чад | 2,0 | 168 | 6 | 0,05 | 2,3 | 1,8 | 2,0 | 2,1 |
168 | Демокр. Республика Конго | 2,0 | 168 | 5 | 0,09 | 2,4 | 1,8 | 1,9 | 2,2 |
168 | Ливия | 2,0 | 168 | 6 | 0,13 | 2,6 | 1,7 | 1,8 | 2,2 |
172 | Бурунди | 1,9 | 172 | 6 | 0,14 | 2,5 | 1,5 | 1,7 | 2,2 |
172 | Экваториальная Гвинея | 1,9 | 172 | 3 | 0,07 | 2,1 | 1,8 | 1,8 | 2,0 |
172 | Венесуэла | 1,9 | 172 | 9 | 0,10 | 2,3 | 1,4 | 1,7 | 2,1 |
175 | Гаити | 1,8 | 175 | 5 | 0,14 | 2,2 | 1,4 | 1,6 | 2,0 |
175 | Ирак | 1,8 | 175 | 4 | 0,09 | 2,0 | 1,5 | 1,7 | 1,9 |
177 | Судан | 1,6 | 177 | 6 | 0,08 | 1,9 | 1,4 | 1,4 | 1,7 |
177 | Туркменистан | 1,6 | 177 | 3 | 0,12 | 1,9 | 1,4 | 1,4 | 1,8 |
177 | Узбекистан | 1,6 | 177 | 6 | 0,11 | 2,1 | 1,4 | 1,5 | 1,8 |
180 | Афганистан | 1,5 | 180 | 4 | 0,10 | 1,8 | 1,2 | 1,4 | 1,7 |
180 | Мьянма | 1,5 | 180 | 4 | 0,26 | 2,0 | 0,6 | 1,0 | 1,9 |
182 | Корея (Северная) | 1,0 | 182 | 3 | 0,24 | 1,4 | 0,4 | 0,7 | 1,3 |
182 | Сомали | 1,0 | 182 | 4 | 0,23 | 1,5 | 0,4 | 0,6 | 1,4 |
Пресс-релиз Transparency International.
2011 год – кризис государственного управления
Акции протеста, под знаком которых прошел 2011 год, показывают возмущение коррупцией в политике и государственном секторе.
Берлин, 1 декабря 2011 г. – Согласно данным опубликованного сегодня Индекса восприятия коррупции Трансперенси Интернешнл за 2011 г., коррупция по-прежнему остается одной из основных проблем во многих государствах мира. Данные ИВК показывают, что правительства некоторых стран не смогли защитить своих граждан от коррупции, будь то злоупотребления в области государственных ресурсов, взяточничество или принятие решений без ведома общественности.
Трансперенси Интернешнл предупреждает, что идущие по всему миру акции протеста, во многих случаях спровоцированные коррупцией и экономической нестабильностью, ясно показывают – граждане считают, что руководители и общественные институты их государств в недостаточной мере прозрачны и подотчетны.
«За этот год мы не раз видели слово «коррупция» на плакатах демонстрантов, как в бедных, так и в богатых странах. Будь то в Европе, по которой ударил финансовый кризис, или в странах арабского мира, вступающих в новую политическую эру, руководителям государств следует прислушаться к требованиям улучшить государственное управление», — заявила г-жа Угетт Лабелль, Председатель Правления Трансперенси Интернешнл (ТИ).
Индекс восприятия коррупции 2011: итоги
Индекс ранжирует 183 страны и территории по шкале от 0 (самый высокий уровень коррупции) до 10 (самый низкий уровень коррупции) на основе восприятия уровня коррумпированности государственного сектора. При его составлении использовались данные 17 опросов, оценивающих такие факторы, как исполнение антикоррупционных законов, доступ к информации и конфликты интересов.
Две трети стран, включенных в рейтинг, набрали менее чем по 5 баллов.
Наивысшее место в Индексе заняла Новая Зеландия, чуть ниже расположились Финляндия и Дания. Замыкают список Сомали и Северная Корея (впервые включенная в Индекс в этом году).
«В 2011 г. движение за большую прозрачность стало необоримой силой: по всему миру граждане требуют подотчетности от своих правительств. Пример стран, показавших высокие результаты, доказывает, что с течением времени меры по повышению прозрачности, при условии, что они проводятся последовательно, приводят к успеху и служат на благо граждан», — заявил г-н Кобус де Свардт, Исполнительный директор Трансперенси Интернешнл.
Большинство стран, в которых развернулись события «Арабской весны», занимают позиции в нижней части Индекса с показателями ниже 4 баллов. Еще до этих событий доклад Трансперенси Интернешнл, посвященный данному региону, предупреждал о том, что даже наличие антикоррупционных законов лишь в малой степени сдерживает непотизм, взяточничество и раздачу должностей – настолько глубоко укоренились такие явления в повседневной жизни этих государств.
Страны Еврозоны, страдающие от долговых кризисов, отчасти обязаны этим неспособности государственной власти справиться с взяточничеством и уклонением от уплаты налогов, ключевыми факторами, стоящими за кризисами такого рода, и показали худшие результаты среди государств-членов ЕС.
Пресс-релиз Российского Центра Трансперенси Интернешнл.
Законы по борьбе с коррупцией приняты. Осталось заставить их работать.
Только неизбирательность и неизбежность ответственности за коррупцию может обеспечить устойчивый результат антикоррупционных реформ в России
Москва, 1 декабря 2011 г. – В Индексе Восприятия Коррупции в 2011 году (ИВК) Россия набрала 2.4 балла и заняла 143 место из 183 возможных.
Ежегодный ИВК, составляемый международным движением по противодействию коррупции Трансперенси Интернешнл, измеряет уровень восприятия коррупции в государственном секторе той или иной страны и является составным индексом, основанным на данных опросов, проведенных среди экспертов и в деловых кругах. ИВК за 2011 г. ранжирует 183 страны мира (в 2010 году ИВК рассчитывался для 178 стран) по шкале от 0 до 10 баллов, причем ноль обозначает самый высокий уровень восприятия коррупции, а десять – наименьший.
Если сравнивать Индекс России в 2011 году с данными 2010 года (индекс 2.1, 154 место из 178) можно отметить небольшую позитивную динамику. Данные изменения объясняются принятием Россией комплекса антикоррупционного законодательства, определяющего основные правовые параметры предотвращения коррупции в публичном секторе и вводящего, в том числе, ответственность за дачу взятки публичным должностным лицам иностранных государств, что позволило заявить о готовности Российской Федерации присоединиться к Конвенции ОЭСР по борьбе со взяточничеством.
Не надо рассматривать полученный результат как повод считать, что дело сделано и в дальнейшем борьба с коррупцией в стране пойдёт сама собой. Выросший на 0,3 балла показатель Индекса страны скорее устанавливает планку, относительно которой в дальнейшем будет возможно оценивать реальные антикоррупицонные успехи по применению законодательства, принятого c 2008 по 2011 год. Только если все законы будут применяться согласно принципам неизбежности и неизбирательности, можно будет говорить о реальном изменении ситуации к лучшему.
Важно отметить и тот факт, что последняя треть списка стран, включённых в ИВК 2011, во многом состоит из государств, в которых коррупционные практики в последнее десятилетие претерпели мутацию, в результате которой всё более значительную роль в системе коррупционных отношений стало играть не «добровольное» взяточничество, а коррупционное вымогательство. В некоторых странах оно приобрело институционные формы, имеет своей целью незаконное обогащение правящих кругов и практически полностью подменило систему государственного управления.
В тех странах, где коррупция не только сказывается на качестве жизни населения, но и подрывает устойчивость экономического и социального развития, уничтожает принципы верховенства закона и равенства перед законом, начинает происходить глубокая коррозия демократических институтов, уничтожение политической и экономической конкуренции, свободы слова и института выборов. В результате исчезает политическая стабильности таких режимов. Совершенно очевидно, что именно глубинное коррупционное поражение государственных, экономических и общественных институтов привело к политическим потрясениям Арабской весны. Антикоррупционные реформы в таких странах необходимы не только и не столько для борьбы с коррупцией как таковой, а для предотвращения политических и социальных потрясений, приобретающих зачастую отнюдь не мирные формы.
Устойчивый результат антикоррупционных реформ в любой из таких стран могут обеспечить политическая воля к таким реформам и их общественная поддержка и контроль. Должен быть поставлен заслон на пути политической коррупции, проявляющейся в злоупотреблении административными и публичными ресурсами. Общественные и журналистские расследования обязаны вызывать должную реакцию правоохранительных органов. Заявители о коррупции должны чувствовать себя защищённо, суды выносить правосудные решения в соответствии с духом и буквой закона, надзорные органы должны внимательно отслеживать использование бюджетных средств и исполнение должностных полномочий теми, кто ими распоряжается и на корню пресекать попытки незаконного обогащения. Выявленные случаи коррупции должны расследоваться гласно и получать адекватную правовую оценку, невзирая на чины и лица.
Это в полной мере относится и к России.