Домой Hi-Tech

Россия углубляется в интернет

Интернет проникает с каждым днем все сильнее и сильнее в наши дома. Глобальная паутина разрастается по всему миру, окутывая от мобильного до старенького персонального компьютера. В России с каждым днем растет число любителей социальных сервисов и развлечений по сети. Пора задуматься стоит ли и зачем отдавать все свое свободное время взамен рыбалке, прогулкам, походам, встречам с друзьями… Рунету. Так, всероссийский центр изучения общественного мнения «ВЦИОМ» представляет данные о том, какие технические устройства есть у россиян дома, сколько человек являются пользователями сети Интернет, зачем им нужен доступ к сети, где и в какое время они выходят в Интернет.

Россия углубляется в интернет

Технические устройства есть сегодня в домах у 93% россиян. В первую очередь, это мобильный телефон (81%). В число популярных технических устройств входят также обычной телефон (62%), видеомагнитофон или DVD плеер (57%). Менее распространены персональный компьютер или ноутбук (46%). Выход в Интернет и кабельное (спутниковое) телевидение есть у 38 и 36% россиян соответственно.

За прошедшие годы значительно больше стало тех, у кого есть перечисленные технические устройства. В первую очередь, это касается мобильного телефона (с 7 до 81%), персонального компьютера (с 9 до 46%) и выхода в Интернет (с 4 до 38%).

Все больше россиян регулярно используют сеть Интернет (т.е. пользуются ей не реже, чем несколько раз в месяц): так, если в 2006 году доля таких респондентов составляла 22%, то сейчас уже  38%. Причем, большая часть в этой группе обращается к сети ежедневно (23% против 5% в 2006 году), еще 11% — еженедельно, 4% — ежемесячно. 1% пользуются Интернетом эпизодически. Постепенно снижается доля тех, кто вообще не использует Интернет (с 76% в 2006 году до 60% в текущем году).

Регулярный пользователь сети Интернет — это житель Уральского или Центрального округов (48 и 45% соответственно), обеих столиц (68%), респондент в возрасте 18-24 лет (70%), с высоким уровнем образования (57%) и материального положения (51%).

Как и прежде, Интернет нужен его пользователям, главным образом, для работы или учебы, однако доля таких респондентов снижается (с 77% в 2006 году до 58% в текущем году). Больше становится тех, кто используется глобальную сеть для ведения переписки (с 42% в 2008 году до 51% в текущем году). В числе прочих аргументов пользования Интернетом — расширение кругозора и получение новостей (49 и 48% соответственно). Растет доля россиян, использующих Интернет для того, чтобы общаться с другими людьми (с 20% в 2006 году до 39% в текущем году), слушать музыку, смотреть фильмы, читать книги  (с 20 до 38%), искать единомышленников (с 9 до 28%), играть (с 11 до 21%). Немаловажным фактором является совершение покупок через Интернет (12%). В меньшинстве — те, кто ищет в Интернете сайты эротического содержания (5%).

В Интернет пользователи чаще всего выходят дома (82%).  В первую очередь, это пожилые респонденты (96%) и неквалифицированные рабочие (89%). Сравнительно меньше тех, кто выходит в сеть на рабочем месте (13%) — это, как правило, 45-59-летние (22%) и специалисты с высшим образованием вне производства (29%). В меньшинстве — те, кто пользуется Интернетом в гостях (3%) или в Интернет-кафе (1%).

Наиболее активное время пользование глобальной сетью — с 19.00 до 23.00 часов, именно в это время выходит в Интернет большинство опрошенных (60%). Каждый четвертый делает это во второй половине дня, после обеда, с 15.00 до 19.00 (24%). Значительно меньше тех, кто использует Интернет в обеденное время, с 12.00 до 15.00 (16%), утром, с 7.00 до 12.00 (13%) или ночью, с 23.00 до 7.00 (12%). Стоит отметить, что респонденты, активно использующие Интернет на работе, в отличие от остальных пользователей, чаще всего выходят в сеть в послеобеденное время, с 15.00 до 19.00 (56%) или же в обеденное в время, с 12.00 до 15.00 (41%).

Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ проведён 27-28 марта 2010 г. Опрошено 1600 человек в 140 населенных пунктах в 42 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.

И еще раз про Рунет…

Рунет — русскоязычный сегмент сети Интернет.
Откуда и зачем…
Возможна более узкая формулировка, гласящая, что Рунет — это часть Всемирной паутины, принадлежащая к национальному российскому домену .ru (Википедия), однако она не отражает реальной ситуации, так как «относящиеся к Рунету» (то есть русскоязычные) ресурсы могут располагаться в любых доменах (или не иметь домена), а соответствующие серверы могут физически находиться в любой стране мира (примером тому является русская Википедия, сервера которой физически располагаются в Голландии и которая принадлежит домену .org). К Рунету обычно относят не только WWW-сайты, но и русскоязычные почтовые списки рассылок, IRC-конференции, FTP-серверы, локальные сети разного масштаба и т. п. Ими могут пользоваться русскоговорящие граждане любых стран. Вероятно, не следует «относить или не относить к Рунету» ресурсы по каким-то другим критериям, кроме языка. Технически Рунет можно распознать по русской кириллической кодировке.

На развитие Рунета повлияли и русскоязычные пользователи «параллельной» «кустарной» компьютерной сети FidoNet.

Название «Рунет», составленное из доменного имени .ru (которое также можно интерпретировать как первые две буквы слова «русский») и постфикса «нет», что по-английски значит «сеть» (net), вошло в употребление стихийно в конце 1990-х годов. Термин изобрёл весной 1997 года автор одной из первых регулярных русскоязычных сетевых колонок Раффи Асланбеков и внедрил в тогдашний круг своего русскоязычного интернет-культурного общения, где термин быстро прижился. В какой-то период некоторая часть пользователей критиковала термин, считая его не очень благозвучным. Тем не менее, в 2001 году слово с заглавной буквы с формулировкой «Рунет, -а (российский Интернет)» (некорректной из-за неоправданного отождествления русского и российского, правильнее было бы «русскоязычный») вошло в орфографический словарь РАН под редакцией В. В. Лопатина — основной словарь государственного языкового портала Грамота.ру. В 2005 году оно вошло в орфографический словарь Д. Э. Розенталя.

По похожему принципу стали называть и некоторые другие «сегменты Интернета», относящиеся к странам бывшего СССР. Так, за «казахским Интернетом» закрепилось название «Казнет», за белорусским — «Байнет», украинским — «УАнет», узбекским — «Узнет» и т. д. Эти области обычно «частично включают» в Рунет, так как там распространён русский язык. То же относится и к Татнету (то есть к татарской части Интернета), который лишь «частично входит» в Рунет. Свои названия могут иметь и другие локальные объединения ресурсов внутри РФ, такие как Тонет или Ч?ваштет. Нерусскоязычные ресурсы интернета (особенно в среде специалистов по электронной коммерции, SEO, SMO, фрилансу и т. п.) принято обозначать термином «Буржуйнет».

Использование названия государством

Сегодня слово «Рунет» используется в названии «Премии Рунета» — «ежегодной национальной премии РФ за вклад в развитие российского сегмента сети Интернет». Эта награда была учреждена в 2004 году, в год 10-летия домена .ru, при поддержке ФАПМК РФ, а через год получила статус государственной награды под патронажем этого ведомства. Слово регулярно используется в своих обращениях президентом РФ Дмитрием Медведевым.

Концепция «Казнета», в свою очередь, определяется на уровне постановлений правительства Казахстана.
Измерения Рунета
Различные мониторинговые агентства регулярно проводят исследования интернет-аудитории в РФ. Иногда об их результатах говорят как о «численности Рунета», но это неверно, так как «русскоязычный Интернет» распространяется, помимо РФ, на другие страны бывшего СССР и на большие зарубежные русскоязычные диаспоры. Точную его численность установить невозможно.

Численность «пользующихся Интернетом» жителей РФ (у разных агентств разные критерии того, кого считать пользователем) демонстрирует уверенный рост в первые годы XXI века. По данным сайта Internet World Stats, в 2000 году российский «индекс интернетизации» составлял 2,1 %, что соответствовало 3,1 миллиона человек. К 2007 году этот показатель вырос на 803,2 % и составил 19,5 % (28 миллионов человек). Мониторинговый центр ФОМ в марте 2007 года при оценке «шестимесячной аудитории» (тех, кто пользовался Интернетом хоть раз за последние полгода) указал также на цифру 28 миллионов, но уровень интернетизации при этом был оценен в 25 %. В ноябре 2006 года авторитетное аналитическое агентство TNS Gallup Media провело собственное измерение российского Интернета (некоторые СМИ назвали это «первым качественным» исследованием) и оценило его ежемесячную аудиторию в 15 миллионов человек.

Открывая РИФ-2008, избранный президент РФ Дмитрий Медведев заявил: «За последние восемь лет … увеличилась аудитория интернет-сервисов приблизительно в 10 раз, и сегодня у нас около 40 миллионов человек относят себя к пользователям Интернета, пользователям Рунета».

В середине 2009 года ФОМ обнародовал данные нового исследования и сообщил, что «полугодовая аудитория Интернета среди населения в возрасте 18 лет и старше составляет 33 %, или 37,5 млн человек».

Справочник ЦРУ по странам мира указывает, что в России количество интернет-хостов в 2008 году составляло 4,822 млн, а количество интернет-пользователей в 2007 году — 30 млн.

Наиболее развитым регионом России по уровню проникновения Интернета является Урал. Если сравнивать интернет-аудиторию городов, то к 2009 году в трёх городах России интернетизация превысила 50%-й барьер — это Москва (ежесуточная аудитория 5 816 000), Санкт-Петербург (2 244 000) и Екатеринбург (657 000), далее идёт Казань, где ежесуточная аудитория составила 428 000 человек.

В ноябре 2009 года «Яндекс» опубликовал своё первое «исследование Рунета», озаглавленное «Контент Рунета» (за Рунет «Яндекс» посчитал «русские, украинские, белорусские сайты, а также все ресурсы в доменах .am, .az, .by, .ge, .kg, .kz, .md, .ru, .su, .tj, .ua и .uz»). В документе, в частности, говорится, что осенью 2009 года на Рунет пришлось 6,5 % всех интернет-сайтов мира, то есть каждый пятнадцатый сайт, то есть 15 миллионов сайтов. В индексе «Яндекса» хранится 140 тысяч гигабайт текстовых данных (или 2,3 триллиона слов); если всё это распечатать, выйдет состоящий из 10,5 миллиарда страниц куб высотой с девятиэтажный дом. Каждая четвёртая веб-страница, хоть и содержит текст, бесполезна (является поисковым спамом). 56 % сайтов состоят лишь из одной страницы, 88 % информации сконцентрировано менее чем в одном проценте сайтов.