Учиться никогда не бывает поздно, учеба – свет жизни. Школьники всего мира приняли участие в самом многочисленном уроке в мире в рамках глобальной кампании по пропаганде образования.
Это мероприятие, организованное международной сетью неправительственных организаций и профсоюзами учителей, ставило своей целью привлечь к участию более 15 миллионов детей из более 120 стран.
Весь мир принимает участие во Всемирной неделе действий направленных на повышение качества образования как методу преодоления маргинализации. В ее рамках будет организован ряд мероприятий, призванных подчеркнуть важность инклюзивного образования, как единственного пути достижения абсолютного приоритета в деятельности ЮНЕСКО — образования для всех.
ЮНЕСКО попытается попасть в Книгу рекордов Гиннесса, присоединившись к мероприятию под названием «Самый большой урок в мире», в котором принимают участие миллионы учащихся и работников системы образования во всем мире.
Кроме этого, по случаю проведения Всемирной недели действий на веб-портале ЮНЕСКО будет открыт новый веб-сайт, посвященный качественному инклюзивному образованию. На этом же портале с 1 по 30 апреля открыт дискуссионный форум на тему «Качественное образование как метод преодоления маргинализации».
Несмотря на ощутимый прогресс, достигнутый с 2000 года в обеспечении всеобщего начального образования, более 200 миллионов детей по-прежнему не посещают школу. 70% из них проживают в Африке южнее Сахары или же в Южной и Западной Азии. Однако группы населения, тем или иным образом не охваченные образованием, существуют во всех странах мира.
Бедность и маргинализация являются основными причинами того, что эти люди лишены доступа к системе образования. Дети, живущие в сельской местности, отдаленных районах и городских трущобах, имеют лишь более ограниченный доступ к образованию. Дети-инвалиды страдают из-за открытого исключения их из системы образования, на их долю приходится более 30% от всего количества детей, не посещающих школу. К наиболее уязвимым группам относятся также дети, вынужденные работать; дети коренных народов и языковых меньшинств; дети из семей кочевников; дети, пострадавшие от ВИЧ/СПИДа. Примерно 37% детей, не охваченных школьной системой, проживают в 35 странах, которые Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) характеризует как нестабильные, причем в это число входят не все страны, находящиеся в состоянии конфликта или переживающие постконфликтную ситуацию.
«Всемирная неделя действий дает нам возможность обратить внимание общественности на эту неприемлемую ситуацию, препятствующую прогрессу в обеспечении образования для всех», — заявил Генеральный директор ЮНЕСКО Койитиро Мацуура в ходе подготовки мероприятия. «Эта Неделя также дает нам возможность четко заявить о том, какие действия должны быть предприняты для решения проблем маргинализации и исключения из общественной жизни».
С этой целью ЮНЕСКО призывает правительства предпринять меры по выявлению детей, которые могут остаться за пределами школы, а также тех учащихся, которым не удается усвоить школьную программу хотя бы в минимальном объеме. Во многих развивающихся странах около 40% детей обладают в лучшем случае лишь минимальным уровнем знаний по языку и математике, а многие из них не достигают и этого уровня.
Необходимо также разработать стратегии устранения причин маргинализации. Школьное образование должно быть доступно с финансовой точки зрения. Проводимая политика должна способствовать повышению качества образования на всех его уровнях, как в школах, так и вне школьных учреждений, а также обеспечивать посещение всеми детьми школ, которые обладают теми программами и практическими возможностями, которые помогут детям преуспеть в жизни. Для решения этих проблем следует учитывать разнообразные потребности учащихся и реагировать на них, разрабатывать надлежащие методики обучения и учебные программы, уделять должное внимание отношениям между школами, семьями и общинами.
Инклюзивные учебные программы содействуют познавательному, эмоциональному и творческому развитию ребенка. Они основаны на обучении тому, как жить вместе с другими – на поощрении толерантности, распространении принципов прав человека, что, в свою очередь, помогает преодолеть культурные, религиозные и иные различия. Инклюзивное образование предполагает уважение к особенностям мальчиков и девочек, культурной и языковой самобытности учащихся, причем не только в учебниках, но и в отношении и подходах учителей к обучению. Такое образование может быть адаптировано к индивидуальным потребностям обучаемых, с тем чтобы все без исключения могли воспользоваться выгодами общепризнанной системы качественного базового образования.
Принцип инклюзивного образования был утвержден на «Всемирной конференции по образованию лиц с особыми потребностями: доступ и качество» в Саламанке (Испания) в 1994 году. Он был вновь подтвержден на Всемирном форуме по образованию, состоявшемся в столице Сенегала Дакаре в 2000 году, и поддержан в Стандартных правилах обеспечения равных возможностей для инвалидов ООН. Увязка инклюзивного характера образования с целями развития вносит вклад в реформирование систем образования в разных странах мира, в борьбу с бедностью и достижение Целей развития тысячелетия.
Всемирная неделя действий ежегодно организуется силами Всемирной образовательной кампании, одного из партнеров ЮНЕСКО.