Домой Новости В мире

Составлен рейтинг коррумпированности стран мира 2010

Составлен рейтинг коррумпированности стран мира 2010

Международная организация по противодействию коррупции Transparency International составила рейтинг коррумпированности стран мира в 2010 году. Россия заняла 154-е место (индекс – 2,1) расположившись в одном ряду со следующими странами: Камбоджа, Центральноафриканская Республика, Коморские острова, Конго – Браззавиль, Гвинея-Биссау, Кения, Лаос, Папуа — Новая Гвинея и Таджикистан. Украина расположилась на 134-м месте с индексом 3,4 и обосновалась в рейтинге наряду со следующими странами: Азербайджан, Бангладеш, Гондурас, Нигерия, Филиппины, Сьерра-Леоне, Того и Зимбабве. В ТОП-10 вошли: Дания, Новая Зеландия, Сингапур, Финляндия, Швеция, Канада, Нидерланды, Австралия, Швейцария и Норвегия. Рейтинг был составлен на основе «индекса Восприятия Коррупции» (ИВК). ИВК  является  составным  индексом,  включающим данные 13 различных опросов экспертов и деловых кругов. Опросы, послужившие основой для ИВК за 2010 г., были проведены в период с января 2009 по сентябрь 2010 гг.

Берлин, 26 октября 2010 г. – Согласно данным Индекса восприятия коррупции (ИВК)  за  2010  г., составленного  Трансперенси  Интернешнл (Transparency International) в  целях  измерения коррупции  в  государственных  секторах  различных  стран  мира,  в  то  время  как правительства  выделяют  огромные  средства в  попытках  решения  наиболее острых мировых проблем – от нестабильности финансовых рынков до изменений климата и нищеты –  коррупция остается препятствием на пути достижения столь необходимого успеха в этих областях.

Индекс восприятия коррупции за 2010 г. показывает, что почти три четверти из 178 государств, включенных в Индекс, набрали менее чем по 5 баллов по шкале от 10 (самый  низкий  уровень  восприятия  коррупции)  до  1  (самый  высокий  уровень восприятия  коррупции).  Такие  результаты  свидетельствуют  о  серьезности проблемы коррупции.

«Эти  результаты  дают  сигнал  о  том,  что  по  всему  миру  значительно  более активные  усилия  должны  быть  направлены  на  совершенствование государственного  управления.  Поскольку  этот  вопрос  затрагивает  источники существования  для  столь  многих  людей,  приверженность  правительств  своим обязательствам  по  противостоянию  коррупции,  поддержанию  прозрачности  и подотчетности  должна  выражаться  через  их  дела.  Добросовестное государственное  управление  является    ключевым  компонентом  любых  решений, принимаемых  правительствами  в  качестве  ответа  на  глобальные  политические вызовы,  стоящие  перед  ними  сегодня»,  —  заявила  Угетт  Лабелль, Председатель Правления Трансперенси Интернешнл (ТИ).

Для  того,  чтобы  найти  всеобъемлющее  решение  этих  проблем,  правительствам необходимо  принять  меры,  направленные  на  противостояние  коррупции  во  всех сферах  –  от  действий  по  преодолению  финансового  кризиса  и  борьбы  с изменениями  климата  до  выполнения  обязательств международного  сообщества по  ликвидации  нищеты.  Трансперенси  Интернешнл  выступает  за  более  строгое исполнение  положений  Конвенции  ООН  против  коррупции,  единственного всемирного инструмента, создающего основу для искоренения коррупции.  «Невозможно  примириться  с  дальнейшим  существованием  коррупции;  слишком многие бедные и незащищенные категории населения продолжают испытывать на себе  последствия  этого  явления  по  всему  миру.  Необходимо  добиться  более строгого  применения  уже  существующих  норм  и  законов.  В  мире  не  должно остаться места, где могли бы укрыться коррупционеры или их деньги», — заявила г-жа Лабелль.

Индекс восприятия коррупции за 2010 г.: Результаты

Наивысшее место в Индексе за 2010 г. заняли Дания, Новая Зеландия и Сингапур, набравшие  по  9.3  балла.  На  нижних  позициях  ИВК  по-прежнему  преобладают нестабильные  режимы,  зачастую  страдающие  от  последствий  конфликтов.

Афганистан  и Мьянма  разделяют  предпоследнее  место,  набрав  по  1.4  балла,  а замыкает рейтинг Сомали, получившая лишь 1.1 балла.

В  тех  случаях,  когда  опросы,  послужившие  источниками  данных  по соответствующим странам, проводились ежегодно, а информация, полученная из более  чем  половины  источников,  совпадает,  становится  возможным  выявление фактических  изменений  восприятия  уровня  коррупции.  Используя  данные критерии,  можно  установить,  что  в  2009  –  2010  гг.  положительные  изменения показателей  ИВК  наблюдались  в  таких  государствах  как  Бутан,  Чили,  Эквадор, БЮР Македония, Гамбия, Гаити, Ямайка, Кувейт, и Катар. За тот же период (2009 – 2010 гг.) снизились показатели таких стран как Республика Чехия, Греция, Венгрия, Италия, Мадагаскар, Нигер, и США.

Последствия финансового кризиса

Примечательным фактом является  то, что среди  государств, показатели  которых снизились  за  прошедший  период,  находятся  несколько  стран,  в  наибольшей степени  пострадавших  от  финансового  кризиса,  усугубленного  недостатком прозрачности  и  добросовестности.  В  то  же  время  то  обстоятельство,  что  среди стран,  улучшивших  свое  положение  за  прошлый  год,  практически  отсутствуют государства-члены  ОЭСР,  подчеркивает  необходимость  совершенствования механизмов добросовестного государственного управления для любой страны.

Оценка  36  промышленно  развитых  государств-участников  Конвенции  ОЭСР  по борьбе  со  взяточничеством,  которая  запрещает  подкуп  зарубежных государственных  должностных  лиц,  проведенная  ТИ,  выявила,  что  20  из  них  в недостаточной  мере  исполняют  или  вовсе  не  исполняют  нормы,  установленные Конвенцией,  что  ставит  под  сомнение  приверженность  этих  стран  к  выполнению взятых на себя обязательств по обузданию коррупции. И в то время как коррупция по-прежнему  является  одной  из  основных  проблем  в  новообразованных государствах,  препятствуя  их  усилиям,  направленным  на  строительство  и укрепление государственных и общественных институтов, защиту прав человека и повышение благосостояния населения, по всему миру сохраняются значительные объемы международных коррупционных потоков.

«Данные ИВК, опубликованного в этом году, снова демонстрируют, что коррупция представляет собой глобальную проблему, решение которой должно стать одним из  направлений  общемировых  политических  реформ.  Следует  отметить,  что Группа  20  государств  приняла  на  себя  твердые  обязательства  по  соблюдению прозрачности  и  добросовестности  в  преддверии  своего  ноябрьского  саммита, который состоится в Сеуле», — заявила г-жа Лабелль. «Тем не менее, сам процесс реформ следует ускорить».

ТИ  призывает  «Большую  двадцатку»  установить  более  строгий  государственный надзор  и  большую  степень  открытости  для  общества  в  отношении  всех  мер, предпринимаемых организацией в области снижения системных рисков, связанных с  возможностями  для  коррупционных  и  мошеннических  действий  в государственном и частном секторах экономики.

Значение данных Индекса Восприятия Коррупции 2010 несомненно: по всему миру прозрачность и подотчетность являются критическими факторами восстановления доверия  и  снижения  размаха  коррупции.  Если  прозрачность  и  подотчетность отсутствуют, это ставит под угрозу разработку глобальных политических решений по преодолению нынешних и будущих мировых кризисов.

Краткая методологическая справка по ИВК

Источники данных:

•  Индекс восприятия коррупции (ИВК) за 2010 г. представляет собой сводный индикатор, сочетающий данные, полученные из источников, охватывающих два последние года. В случае ИВК 2010, такие источники включают опросы, опубликованные в период с января 2009 по сентябрь 2010 гг.

•  ИВК  2010  рассчитывался  на  основании  данных  из  13  источников, предоставленных  10  независимыми  организациями.  Все  источники измеряют  общую  степень  распространенности  коррупции  (частотность  и  / или  объем  взяток)  в  государственном  и  политическом  секторах.  Все источники ранжируют страны, иными словами, включают оценку множества стран.

•  Оценка  степени  распространенности  коррупции  в  стране  /  территории производится двумя группами: экспертами, как живущими в этой стране, так и  зарубежными,  и  ведущими  представителями  деловых  кругов.  ИВК  2010 основан  на  следующих  семи  источниках,  представляющих  данные, полученные  от  экспертов-аналитиков:  Азиатский  банк  развития  (Asian Development  Bank,  ADB),  Африканский  банк  развития  (African Development Bank,  AFDB),  Фонд  Бертельсманна  (Bertelsmann  Foundation),  Экономист Интеллидженс  Юнит  (Economist  Intelligence  Unit,  EIU),  Фридом  Хаус (Freedom House, FH), Глобал Инсайт  (Global  Insight, GI), и Всемирный Банк (World  Bank).  Три  источника ИВК  2010  отражают  оценки  ситуации  в  своих собственных  странах  со  стороны  ведущих  представителей  местных деловых  кругов:    Международный  институт  развития  менеджмента (International  Institute  for  Management  Development,  IMD),  Агентство  по оценке  экономического  и  политического  риска  (Political  &  Economic  Risk Consultancy,  PERC)  и  Всемирный  экономический  форум  (World  Economic Forum, WEF).

•  В  случаях,  когда  источники ИВК  представляют  собой  опросы,  проводимые ежегодно, и доступны данные опросов за предыдущие годы, для получения выравнивающего эффекта учитываются данные за два последние года.

•  В  случаях,  когда  источники  представляют  собой  экспертные  оценки (агентств  по  оценке  рисков  /  экспертов  по  отдельным  странам), используются  лишь  последние  изменения  в  таких  оценках,  поскольку  они практически  всегда  проверяются  независимыми  экспертами  и редко меняются от года к году.

Этапы расчета ИВК:

1.  На  первом  этапе  расчета  ИВК  проводится  стандартизация  данных, полученных  из отдельных  источников  (иными  словами,  они  приводятся  к единой  шкале).  В  данном  случае  используется  метод  сравнения перцентилей.  Эта  техника  расчетов  подразумевает  использование  рангов стран, представленных в каждом отдельном источнике. Этот метод полезен при  комбинировании  источников  с  различным  распределением  данных.

Несмотря  на  тот  факт,  что  данная  техника  подразумевает  определенные потери информации, она приводит  к тому, что все представленные оценки остаются в пределах шкалы ИВК, иными словами, в интервале от 0 до 10.

2.  Вторым этапом является применение так называемой бета-трансформации к  стандартизированным  оценкам.  Эта  операция  приводит  к  росту стандартного отклонения по всем странам, включенным в ИВК, и позволяет более точно ранжировать страны, баллы которых кажутся равными.

3.  Наконец, путем усреднения всех стандартизированных значений по каждой стране, устанавливаются показатели ИВК.

Результаты:

•  В ИВК,  наряду  с  количеством  баллов  и  рангом  страны,  приводятся  также число источников, разница между наиболее высокими / низкими значениями индикаторов, величина стандартного отклонения и доверительный интервал по каждой стране.

•  Доверительный  интервал  определяется  пошаговым  (непараметрическим) методом,  который  позволяет  сделать  выводы  об  исходной  точности результатов.  После  этого  устанавливается  90-процентный  доверительный интервал,  при  котором  существует  5-процентная  вероятность  того,  что значение индикатора находится ниже и 5-процентная вероятность того, что значение индикатора находится выше доверительного интервала.

Данные предоставлены  Transparency International