Домой Креатив Казус жизни

Титаник – 100 лет спустя

В ночь с 14 на 15 апреля 2012 года исполняется ровно 100 лет с момента одной из самых ужасных трагедий начала 20 века. 15 апреля 1912 года – Огромный, Совершенный  и «Непотопляемый» лайнер «Титаник» ушёл на дно Атлантического океана, забрав с собой в морскую пучину жизни полутора тысяч человек.
Титаник - 100 лет спустя
Трагедия «Титаника» для британского города Саутгемптона, имеет практически личный характер, более 500 человек из экипажа парохода были уроженцами этих мест.

Титаник - 100 лет спустяЧтобы почтить память погибших на «Титанике» и 100-ю годовщину с момента трагедии, 8 апреля этого года, из порта Саутгемптона вышел суперлайнер «Balmoral» по маршруту «Титаника» 1912 года и с тем же количеством пассажиров на корабле – 1309 человек, среди которых и прямые родственники, и потомки погибших на корабле.

Возложив цветы на пристань, от которой отчаливал  «Титаник», была проведена минута молчания и исполнен гимн «Nearer My God To Thee», который играли музыканты на судне перед отплытием ровно 100 лет назад.

Круиз «Balmoralа» должен с точностью повторить маршрут «Титаника» и через 12 дней завершиться в Нью-Йорке. На корабле максимально и насколько это возможно воссоздана атмосфера начала 20 века, обстановка, мебель, репертуар оркестра и блюда, которые подавались на судне. Также в маршруте заявлено посещение кладбища в провинции Новой Шотландии, в Галифаксе, где покоятся останки 120 пассажиров, чьи тела были найдены в Северной Атлантике.

Сегодня, 14 апреля суперлайнер «Balmoral» будет на месте трагедии. На корабле проведут мемориальную церемонию, отметив момент столкновения «Титаника» с айсбергом.

Напомним историю «Титаника», второй по величине  морской трагедии начала 20 века.

Титаник – 100 лет спустя…

Титаник - 100 лет спустя
Идея строительства «Титаника» возникла ещё в 1907 году. Она родилась у Джосефа Брюса Исмея, управляющего компанией «White Star Line», и лорда Джеймса Пиррие, партнера компании «Harland and Wolff», которая конструировала и строила все суда «White Star» .

Исмей и Пиррие были заинтересованы в доминировании компании «White Star Line» на трансатлантической торгово-пассажирской линии, где главным конкурентом являлась не менее крупная компания «Cunard Line». Заветной целью было стать обладателями «Голубой ленты Атлантики» — переходящего приза, присуждаемого океанским лайнерам за рекорд скорости при пересечении Северной Атлантики. Немногим позже попытка побить этот рекорд станет одной из причин гибели «Титаника».

В 1907 году Томас Эндрюс, вместе с дядей Уильямом Пирри и Александром Карлайлом, стали конструкторами нового суперлайнера «Олимпик», а в 1909-м — его брата-близнеца «Титаника» для компании «White Star Line». 20 октября 1910 года «Олимпик» был спущен на воду и отбуксирован в монтажный док для окончательной достройки. «Титаник» был практически идентичен «Олимпику», за исключением лишь того, что он был больше «Олимпика» на 1004 валовых (гросс) тонны и в некоторых отношениях более роскошным. Длина «Титаника» составила 268,98 метров, ширина 28,2 метра, высота от ватерлинии до шлюпочной палубы 18,4 метра или 53,3 метра от киля и до верхушек его 4-х огромных труб.

2 апреля 1912 года «Титаник», самое большое судно из когда-либо существовавших до этого времени в мире, вышел из Белфаста на ходовые испытания в море, а 10 апреля 1912 года «Титаник» пустился в свое самое первое плавание, ставшее для него последним.

Страшная катастрофа, послужила благодатной почвой для распространения самых невероятных и разнообразных слухов. Версий о гибели «Титаника» не меньше, чем погибших на борту.

Официальной версией считается, что в ночь с 14 на 15 апреля 1912 года «Титаник» столкнулся с огромным айсбергом, который разрезал его нижние боковые отсеки как «консервную банку», в результате  чего 5 (по другим версиям 6) из 16 водонепроницаемых отсеков было затоплено водой, и через 2 с половиной часа корабль ушел на дно океана. Точные данные о количестве бывших на борту и спасшихся после трагедии до сих пор неизвестны. По одной из них на борту находилось 2224 человека – 1316 пассажиров и 908 членов экипажа, из которых спаслись 711 человек и 1513 погибло. По другой версии 707 спаслось и 1517 погибли в водах Атлантики.

И всё-таки что это было? Ошибка капитана? Непрочность металла, из которого был создан «Титаник»? или же отсутствие биноклей для вперёд смотрящих? Впрочем, большинство  учёных утверждают, что наличие биноклей не помогло бы предотвратить катастрофу. Это подтверждает  то, что распознав в лёгкой дымке айсберг, вперёдсмотрящий Фредерик Флит заметил айсберг, раньше находящихся на мостике, вахтенного офицера и помощников, которые имели  при себе бинокли.

Впервые в 1986 году  учёный и океанограф Роберт Баллар на глубине почти 4000 метров нашёл обломки «Титаника» на дне Атлантики. С этого момента популярность корабля вновь  начала возрастать. Историки и учёные принялись выяснять причины гибели лайнера. Подняв архив в 1200 страниц, была найдена только одна официальная версия, в которой не было ни имён виновников трагедии, ни слова о причинах кораблекрушения. Но существует ещё один источник – журналистское расследование, по материалам которого было обнаружено ещё несколько версий. К тому же подводные экспедиции к остаткам лайнера подтвердили некоторые версии, которые опровергла официальная проверка. Было установлено, что на дне остатки судна разорваны на 2 части, а в носовой части находится рваное отверстие, которое вряд ли могло образоваться от столкновения с айсбергом или от удара о грунт.

Вот некоторые версии трагедии «Титаника»,  составленные LibyMax по данным учёных, историков, экспедиций и американских журналистов:

1. Пожар

По источникам американских журналистов было выяснено, что в одном из бункеров «Титаника» с момента спуска на воду не переставая горел уголь, так же было известно, что перед отплытием с корабля по неизвестным причинам дезертировали несколько пожарных и главный кочегар Джон Коффи. И хотя пожар на суде – страшное явление, но как правило пожар в бункере можно погасить, до того момента, как может произойти взрыв на судне. Известно, что 14 апреля 1912 года пожар и следы пожара были устранены. В первой экспедиции было обнаружено, что «Титаник» лежащий  на дне разорван на 3 части. Специалисты утверждают, лайнер разломился от сильного напора воды. Но в носовой части корабля лежит рваное отверстие, которое хоть и находится далеко от того бункера где был пожар, но больше похоже на следы взрыва, нежели на столкновение с айсбергом.

2. Немецкая подводная лодка?

В начале 20 века в Германии, капитан Альфред Фон Тирпиц подготовил план создания мощного флота для опережения Англии, которая на тот момент считалась сильнейшей и являлась прямым соперником немецкого ВМФ. Расчёт строился на том, чтобы блокировать британский флот и выходы из германских портов в Атлантику через Северное море. Все свидетели гибели «Титаника» твердят о громком взрыве перед тем, как корабль ушёл на дно. А ранее упомянутая неизвестная рваная пробоина в носовой части, которая  не могла образоваться в момент удара корпуса о грунт, или столкновение с айсбергом, свидетельствует о том, что «Титаник» мог оставаться на плаву, если бы не это отверстие. По версии в лайнер могла быть выпущена торпеда немецкой подводной лодки, которая сопровождала его в Атлантике. Но и эта версия не была подтверждена.

3. Связь

Радисты, которые игнорировали сигналы об айсбергах в пользу передачи частных телеграмм от богатых пассажиров «Титаника». В то время телеграфирование с борта корабля на материк было роскошным удовольствием. «Титаник» стал первым лайнером, с которого была возможность отправить телеграмму на сушу, а так же первым кто отправил сигнал «SOS» вместо привычного на то время « CQD»!

4. Ракеты

На «Титанике» не было сигнальных ракет красного цвета, которые означают призыв о помощи. Возможно, этот факт стал причиной гибели такого количества пассажиров. Судно, которое было недалеко  от терпевшего бедствие лайнера, не восприняло всерьез ракеты белого цвета, запускаемые с борта, приняв  их за салют, поэтому и не пришло ему на помощь.

5. Сталь

Плохое качество стали с добавление фосфора, в результате чего при низкой температуре его прочность снижалась. Если бы обшивка была изготовлена из качественной стали с низким содержанием фосфора, она бы в значительной мере смягчила удар. Металлические листы бокового отсека просто вогнулись бы внутрь и повреждения корпуса оказались бы не столь серьёзными. Тогда бы «Титаник» был спасён или оставался на плаву в течение долгого времени.

6. Командование

Грубейшая ошибка вахтенного офицера Уильяма Мэрдока. Неправильно отданные им сигналы «Стоп» и «Право на борт» спровоцировали удар корабля об айсберг, который можно было обогнуть, одновременно передав приказ в машинное отделение «полный назад» и закрыв водонепроницаемые двери в переборках котловых и машинном отделении.

7. «Титаник» или «Олимпик»?

Самой скандальной версией считается следующая: 15 апреля 1912 года в Атлантике затонул не «Титаник», а его предшественник «Олимпик»…

Эти лайнеры были близнецами, так как зрительно их невозможно было различить, разве что только по надписям на плитах. Главной тайной считается курьезный момент: если поменять таблички с названием  и некоторые вещи на борту с указанием точного корабля, то новый «Титаник» останется, а старый и залатанный после двух аварий «Олимпик» под названием «Титаник» уйдёт в свой первый рейс. Там то «Титаник-Олимпик» и потерпит трагедию столкнувшись с айсбергом, в результате чего люди на борту не пострадают, так как корабль «непотопляем», а компания «White Star Line» получит огромную страховку, покроет свои расходы и не потерпит никакого риска.

Афера была тщательно продумана самим Джоном Морганом владельцем компании «White Star Line» и управляющим компании Джозефом Брюсом Исмеем. Причём идея взялась не откуда-нибудь, а из нашумевшей повести Моргана Робертсона «Тщетность» написанной ещё за 14 лет до  трагедии, с описанием гибели корабля столкнувшегося с айсбергом, которая слишком совпадала с реальностью «Титаника».

Эксперты убеждены, что на дне Атлантики лежит именно «Титаник», об этом свидетельствуют поднятые предметы с номерами 400, у «Олимпика» же был номер 401. Но так как все чертежи корабля сгорели во время второй мировой войны, то не осталось никакой информации для подтверждения этой версии, и тем не менее, она тоже может считаться основной причиной трагедии.

И всё же приходится признавать, что трагедия «Титаника» цепь длинных роковых случайностей.

Послесловие

О причинах гибели «Титаника» можно спорить до бесконечности, и это далеко не все версии его крушения. Сто лет назад самый шикарный и самый казалось бы прочный корабль вместе  с собой унёс на дно главную загадку, над которой  учёные ломают голову и по сей день, пока его остатки покоятся на дне океана. Расследования продолжаются, и, вероятно, нам предстоит узнать еще множество фактов его создания, триумфа и трагической гибели в Северной Атлантике.

И немногим еще – Аукционные страсти по Титанику.