Домой Новости

Украина – страна для реформ

Надо признать – страна, в которой живет украинский народ, стала другой. Но непохожей на ту, какую обещала проигравшая на президентских выборах 2010 команда Юлии Тимошенко, и тем более не стала она такой, как пессимистическими красками рисовал украинцам напоследок уходящий президент Виктор Ющенко.

Украина - страна для реформОбщество скорее ждало, что правление Виктора Януковича охарактеризуется во внутренней политике словом «застой», а внешняя будет состоять в перемещениях президентского борта номер один исключительно против солнца, то есть из Киева в Москву и дружественные столицы бывших братских республик.

Полгода – достаточный срок, чтобы делать не предварительные, а категорические выводы. Итак, Президент Украины – реформатор.

По состоянию на сегодня Украина с трепетом ожидает принятие нового Налогового кодекса, пенсионную реформу и изменение Конституции. Не считая всякой анонсированной «мелочи» вроде улучшения закона о языках в пользу русского, отмены техосмотров, создания игорных зон и переименования милиции. И это мы все только о внутренней политике, не вспоминая, что начало этой недели президент встретил в Брюсселе, а конец следующей проведет в Нью-Йорке.

За истекшие полгода реформы напрямую коснулись образования, судебной системы и выборов в местные советы. Оппонентов Януковича можно упрекнуть в явной недооценке его реформаторских способностей! Даже в отношениях с Россией он пошел дальше, чем ожидали злейшие его враги. Количество встреч на высшем уровне и пасторских визитов в любой их форме еще можно было предугадать, но продление договора об аренде Черноморского флота до 2042 года и проект по возможному слиянию «Нафтогаза» с «Газпромом» – это вот, собственно, именно то, чем нежно начали растапливать лед украинско-российской дружбы, мгновенно доведя ее до состояния кипения.

Впрочем, главные реформы Януковича не поддаются описанию законами и правовыми нормами. Они совсем в другом, зачастую на уровне ощущения. Так, первое, что сделано было президентом, – это реформа восприятия власти.

Власть вновь стала сакральной.

Янукович аккуратно прибрал «детские грабли» Виктора Ющенко, который в 2004 году построил свою избирательную кампанию, активно употребляя формулу «преступная власть». Ющенко-то не задумывался, что этими словами он просто выкопал под себя яму и дискредитировал полученную должность – раз президент не сакрален, то чего ж его слушаться? По итогам президентская вертикаль в стране не работала, а как иначе, если власть – преступна?

При Януковиче власть последовательно стала эффективной, конкретной и сакральной.

«Эффективной» по скорости назначения правительства и топ-менеджеров государственных институтов. «Конкретной», благодаря немедленному объявлению и достижению ими поставленных целей, без уделения какого-либо внимания протестам и мнениям несогласных. «Сакральной» вот стала сейчас по факту того, что общество замерло в ожидании – ему известны ближайшие реформы, но непонятен механизм их проведения.

А это и есть сакральность власти.

Сакральная власть от власти преступной отличается тщательным соблюдением приличий – даже в наперстки здесь полагается играть по определенным правилам. Вот, к примеру, про первые полгода правления Виктора Ющенко вспоминаются немедленно два реформаторских явления – люстрация и реприватизация. Обе эти «реформы» были, заметим, никакие не сакральные…

Посадить Бориса Колесникова в тюрьму за неправильно купленный универмаг «Белый лебедь» или пытаться отобрать у братьев Суркисов ФК «Динамо» Киев – а именно это и происходило в 2005 году – это все равно что арестовывать Александра Турчинова по наводке Национальной комиссии по морали, заставив ее классифицировать его книжку «Иллюзия страха» как порнографию.

То ли дело, скажем, происходит сейчас, когда экс-министра экономики Богдана Данилишина культурно объявляют в розыск Интерпола, а деятелей «Нафтогаза» и таможни СБУ, с соблюдением всех возможных процедур, призывают к ответу за незаконно отобранный у «РосУкрЭнерго» газ?

Да, это действительно похоже на чью-то месть. Однако это непохоже на бардак, что уже немало.

Вот, возвращаясь к реформам, есть такой любопытный документ в виде брошюры на 24 страницах, который называется «Украина для людей». Это предвыборная программа Виктора Януковича. Ее отличие от аналогичного изделия Виктора Ющенко в 2004 году под названием «10 шагов навстречу людям» состоит в том, что документ действительно дает исчерпывающее представление о намерениях украинского президента.

На шестой странице обещают отказ от системы обязательного внешнего тестирования. На 15-й странице идет речь про новый Налоговый кодекс, а на 19-й – про восстановление дружеских и взаимовыгодных отношений с Россией и другими странами СНГ. На 22-й – о борьбе с коррупцией и про выборность судей.

Все конкретно, не правда ли?

Не хватает разве пенсионной реформы, но кто же знал, что Украине понадобится взять у МВФ столько денег, что мы будем вынуждены выполнять их требования? А еще не хватает Конституционной реформы, которая и не реформа вовсе, а реакция, то есть буквально откат до норм 1996 года.

Вот с этой Конституционной реформой есть вопросы. Президент Янукович безусловно воплощает сейчас брошюру «Украина для людей» в жизнь, делает из нее Украину для реформ, как мы то классифицировали в заголовке.

Но Конституцию то зачем трогать?

Тем более если трогать ее так же конкретно, как и все остальное, последствия могут быть предсказуемыми и невеселыми непосредственно для Януковича. Что мы тут будем ему рассказывать? Он сам прекрасно должен знать, что к политической жизни в 2005 году его вернула ссора между Ющенко и Тимошенко, сопровождаемая отставкой последней и взаимными обвинениями «оранжевых». Тогда нынешний президент из маргинала, проигравшего выборы и фактически стертого с политической карты страны, превратился в лидера оппозиции.

Не правда ли, будет забавно, если, казалось бы, уничтоженная навсегда Тимошенко вновь поднимет голову, когда конкретные руки потянутся к нашей многострадальной Конституции? Еще смешнее, если вспомнить, что у Ющенко-то действительно не было другого выбора, кроме как увольнять Тимошенко.

А чего Янукович не может сделать с нынешними полномочиями и рычагами?

Ему-то как раз власти хватает. Может быть, не хватает ее кому-то из тех, кто находится рядом с ним?

Дмитрий Белянский, газета «Профиль»