Домой Новости

В Киеве открыт памятник Ивану Кожедубу

В Киеве открыт памятник Ивану Кожедубу
В Киеве открыт памятник Ивану КожедубуВ День 65-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне Президент Украины Виктор Янукович и Премьер-министр Николай Азаров 9 мая открыли памятник трижды герою Советского Союза, маршалу авиации Ивану Кожедубу, который во время Второй Мировой войны сбил 64 военных самолета противника.

Справка LibyMax
Кожедуб Иван Никитович – командир эскадрильи 240-го истребительного авиационного полка (302-я истребительная авиационная дивизия, 5-я воздушная армия, Степной фронт); заместитель командира 176-го гвардейского истребительного авиационного полка (302-я истребительная авиационная дивизия, 16-я воздушная армия, 1-й Белорусский фронт).

Родился 8 июня 1920 года в селе Ображиевка ныне Шосткинского района Сумской области Украины в семье крестьянина. Украинец. Член ВКП (б)/КПСС с 1943 года. Окончил химико-технологический техникум и Шосткинский аэроклуб.

В Красной Армии с 1940 года. В 1941 году окончил Чугуевскую военную авиационную школу лётчиков. Служил в ней инструктором.

С началом Великой Отечественной войны вместе с авиашколой эвакуирован в Среднюю Азию. После многочисленных рапортов с просьбой отправить на фронт его желание было удовлетворено. В ноябре 1942 года сержант Кожедуб прибыл в Иваново в 240-й истребительный авиационный полк формирующейся 302-й истребительной авиационной дивизии. В марте 1943 года в составе дивизии вылетел на Воронежский фронт.

В Киеве открыт памятник Ивану КожедубуСвой первый боевой вылет совершил 26 марта, но неудачно: его Ла-5 (бортовой № 75) получил повреждения в бою, а при возвращении ещё и был обстрелян советской зенитной артиллерией. С большим трудом Кожедуб довёл истребитель до аэродрома и совершил посадку. Месяц летал на старых машинах, пока не получил новый Ла-5. Позже воевал на Степном фронте. Боевой счёт младший лейтенант Кожедуб открыл 6 июля на Курской дуге, сбив бомбардировщик Ju-87. На следующий день сбил второй, а 9 июля в воздушном бою сбил сразу 2 истребителя Me-109. В августе назначен командиром эскадрильи.

Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали “Золотая Звезда” (№ 1472) командиру эскадрильи 240-го истребительного авиационного полка (5-я воздушная армия, Степной фронт) старшему лейтенанту Кожедубу Ивану Никитовичу присвоено Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 февраля 1944 года за 146 боевых вылетов и 20 сбитых самолётов противника.

С мая 1944 года Иван Никитович воевал на Ла-5ФН (бортовой № 14), построенном на средства колхозника Сталинградской области В.В. Конева. Спустя несколько дней сбил на нём Ju-87. В течение 6 последующих дней сбил ещё 7 самолётов. В конце июня он передал свой Ла-5ФН К.А. Евстигнееву (впоследствии дважды Герой Советского Союза), а сам перешёл в учебный полк. Однако уже в августе был назначен заместителем командира 176-го гвардейского полка. В это время полк был перевооружён на истребители Ла-7. Кожедубу достался самолёт с № 27, на котором он воевал до конца войны.

Второй медали “Золотая Звезда” заместитель командира 176-го гвардейского истребительного авиационного полка (302-я истребительная авиационная дивизия, 16-я воздушная армия, 1-й Белорусский фронт) гвардии капитан Кожедуб И.Н. удостоен Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 августа 1944 года за 256 боевых вылетов и 48 лично сбитых самолетов противника.

Однажды в воздушном бою над территорией противника Ла-7 Ивана Никитовича был подбит. Когда заглох двигатель, Кожедуб, чтобы не сдаваться в плен, выбрал себе на земле цель и начал на неё пикировать. Когда до цели осталось совсем немного, двигатель вдруг снова заработал. Тогда Кожедуб вывел самолёт из пикирования и благополучно вернулся на свой аэродром.

12 февраля 1945 года Кожедуб в паре лейтенантом В.А.Громаковским патрулировал над передним краем. Обнаружив группу из 13-и FW-190, наши лётчики немедленно атаковали их и сбили 5 самолётов противника. Три из них на счету Кожедуба, а два – его ведомого. 15 февраля над Одером Кожедуб сбил реактивный истребитель Me-262 унтер-офицера К. Лянге из I./KG(J)54.

К концу войны гвардии майор Кожедуб совершил 330 боевых вылетов, в 120 воздушных боях сбил 62 самолёта противника (сюда не входят 2 американских P-51, сбитых им весной 1945 года, которые первыми напали на него). Последний свой бой, в котом сбил 2 FW-190, провёл в небе Берлина. За всю войну ни разу не был сбит. Он по праву считается лучшим асом авиации союзников.

Третьей медали “Золотая Звезда” гвардии майор Кожедуб удостоен Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 августа 1945 года за высокое воинское мастерство, личное мужество и отвагу.

После войны отважный лётчик-истребитель продолжал служить в ВВС. Освоил реактивные самолёты. В 1949 году он окончил Краснознамённую Военно-воздушную академию, в 1956 году – Военную академию Генерального штаба. Во время войны в Корее командовал 324-й истребительной авиационной дивизией (64-й истребительный авиационный корпус). Но самому ему летать запретили. За год боёв лётчики дивизии сбили 239 самолётов противника.

В 1964-1971 годах И.Н. Кожедуб был первым заместителем командующего ВВС Московского военного округа. С 1971 года служил в центральном аппарате ВВС, с 1978 года – в Группе генеральных инспекторов Министерства Обороны СССР. В 1985 году И.Н. Кожедубу присвоено высшее воинское звание “Маршал авиации”. Был членом Президиума ЦК ДОСААФ. Избирался депутатом Верховного Совета СССР 2-5 созывов, народным депутатом СССР. Почётный гражданин городов Бельцы, Чугуев, Калуга, Купянск, Сумы и др. Автор книг «Служу Родине», «Верность Отчизне».

Скончался 8 августа 1991 года. Похоронен 12 августа в городе-герое Москве на Новодевичьем кладбище.

Награждён 2 орденами Ленина (04.02.1944; 21.02.1978), 7 орденами Красного Знамени (22.07.1943, № 52212; 30.09.1943, № 4567; 29.03.1945, № 4108; 29.06.1945, № 756; 02.06.1951, № 122; 22.02.1968, № 23; 26.06.1970, № 537483), орденами Александра Невского (31.07.1945, № 37500), Отечественной войны 1-й степени (06.04.1985), 2 орденами Красной Звезды (04.06.1955; 26.10.1955), орденами «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» 2-й (22.02.1990) и 3-й степени (30.04.1975), медалями, иностранными орденами и медалями. а также Маршальской Звездой (07.05.1985).

На родине – в селе Ображиевка установлен бронзовый бюст Героя, памятный знак на месте дома, в котором родился И.Н.Кожедуб. В городе Сумы (Украина), в честь Героя, установлен памятник и назван парк. 8 июня 2005 года в городе Шостка Сумской области, в честь 85-летия со дня рождения земляка, был открыт музей И.Н.Кожедуба. Мемориальные доски открыты: в городе Шостке на здании Шосткинского химико-технологического техникума (ныне колледжа) имени И.Н.Кожедуба, в котором учился Герой; в Москве на доме, в котором он жил. Его “Ла-7” (бортовой № 27) экспонируется в музее ВВС в Монино.

Список воздушных побед

В официальной советской историографии итог боевой деятельности Кожедуба выглядит как 62 самолёта противника, сбитые лично. Однако недавние архивные исследования показали, что эта цифра немного занижена — в наградных документах (откуда она, собственно, и была взята) по неизвестным причинам отсутствуют две воздушные победы (8 июня 1944 — Ме-109 и 11 апреля 1944 — ПЗЛ-24), между тем как они были подтверждены и официально занесены на личный счёт лётчика.

ДатаТипМесто
106.07.1943Ю-87зап. Завидовка
207.07.1943Ю-87ст. Гостищево
309.07.1943Ме-109Красная Поляна
409.07.1943Ме-109вост. Покровка
509.08.1943Ме-109Прелестный
614.08.1943Ме-109Искровка
714.08.1943Ме-109Коломна
816.08.1943Ю-87Рогань
922.08.1943ФВ-190Люботин
1009.09.1943Ме-109сев. Искровка
1130.09.1943Ю-87юго-зап. Бородаевка
1201.10.1943Ю-87зап. Бородаевка
1301.10.1943Ю-87зап. Бородаевка
1402.10.1943Ме-109Плоское
1502.10.1943Ю-87Петровка
1602.10.1943Ю-87юго-зап. Андреевка
1702.10.1943Ю-87юго-зап. Андреевка
1804.10.1943Ме-109сев.-зап. Бородаевка
1905.10.1943Ме-109юго-зап. Красный Кут
2005.10.1943Ме-109зап. Куцеваловка
2106.10.1943Ме-109Бородаевка
2210.10.1943Ме-109Днепрово-Каменка
2312.10.1943Ю-87сев. Плоское
2412.10.1943Ме-109юж. Петровка
2512.10.1943Ю-87юж. Домоткань
2629.10.1943Ю-87Кривой Рог
2729.10.1943Хе-111зап. Будовка
2816.01.1944Ме-109Ново-Злынка
2930.01.1944Ме-109вост. Нечаевка
3030.01.1944Ю-87зап. Липовка
3114.03.1944Ю-87Осиевка
3221.03.1944Ю-87Лебедин — Шпола
3311.04.1944ПЗЛ-24Сырка
3419.04.1944Хе-111сев. Яссы
3528.04.1944Ю-87юго-вост. Вултуру
3629.04.1944Хш-129Хорлешти
3729.04.1944Хш-129Хорлешти
3803.05.1944Ю-87Тыргу Фрумос — Думбрэвица
3931.05.1944ФВ-190вост. Вултуру
4001.06.1944Ю-87Чужа Вода
4102.06.1944Хш-129зап. Стынка
4203.06.1944ФВ-190Редиу-Улуй — Тэтэр
4303.06.1944ФВ-190Редиу-Улуй — Тэтэр
4403.06.1944ФВ-190сев.-зап. Яссы
4507.06.1944Ме-109Пырлица
4608.06.1944Ме-109Кырпицы
4722.09.1944ФВ-190сев.-зап. Стренчи
4822.09.1944ФВ-190юго-зап. Рамниеки — Даксты
4925.09.1944ФВ-190сев.-зап. Валмиера
5016.01.1945ФВ-190юж. Студзяна
5110.02.1945ФВ-190сев.-зап. окр. аэродром Морин
5212.02.1945ФВ-190зап. Кинитц
5312.02.1945ФВ-190зап. Кинитц
5412.02.1945ФВ-190оз. Китцер-Зее
5517.02.1945Ме-262вост. Альт-Фридлянд
5619.02.1945Ме-109сев. Фюрстенфельде
5711.03.1945ФВ-190сев. Брюнхен
5818.03.1945ФВ-190сев. Кюстрин
5918.03.1945ФВ-190сев.-зап. Кюстрин
6022.03.1945ФВ-190сев. Зеелов
6122.03.1945ФВ-190вост. Гузов
6223.03.1945ФВ-190ст. Вербиг
6317.04.1945ФВ-190Врицен
6417.04.1945ФВ-190Кинитц

Использованы данные: Wikipedia, aeroram.narod.ru. Фото:  Назар Копатько