Домой БИЗНЕС

ВКонтакте с миллиардом

ВКонтакте с миллиардом

Одна из лидеров социальных сетей «ВКонтакте» занимает лидирующие позиции на рекламном рынке Рунета. Так согласно данных Росстата прибыль «ВКонтакте» составила в 2009 г. 1,094 млрд. руб. ($34,5 млн.), что в 6,8 раза больше, чем в 2008 г. Чистая прибыль выросла в 3,9 раза и составила 369,3 млн. руб. ($11,6 млн.). В группу компаний входят еще два юридических лица — ООО «В кадре» и ООО «В контакте медиа», результаты которых не учитывает отчетность по российским стандартам. Но эти компании не приносят значительной прибыли, поэтому данные по основному ООО корректны, говорит близкий к сети «В контакте» человек.

По аудитории «ВКонтакте» обгоняет «Одноклассников», но выручка — почти на 0,5 млрд. руб. меньше. «Мы никогда не гнались за краткосрочной прибылью, а всегда думали об удобстве пользователей», — объясняет исполнительный директор «ВКонтакте» Лев Левиев: рост аудитории «ВКонтакте» по TNS показывает правильность этой стратегии. «ВКонтакте» впервые обогнала «Одноклассников» по аудитории в январе 2009 г., тогда месячная аудитория сетей превышала 13 млн. человек. С тех пор разрыв между конкурентами увеличивался.

По данным TNS, в июле 2010 г. месячная аудитория «ВКонтакте» достигла 19,3 млн. человек, «Одноклассников» — 15 млн. Чистая прибыль у «ВКонтакте» также выше — на 2,9 млн. руб.

Это специфика бизнес-модели «ВКонтакте»: в прошлом году социальная сеть открыла сервис API (application programming interface) для разработчиков и теперь получает доход от их продуктов, хотя сама не вкладывается в разработку, говорит председатель правления «Финама» Владислав Кочетков. Например, заработавшие во «ВКонтакте» $20 млн. разработчики игры «Счастливый фермер» отдали соцсети половину этой суммы. «Одноклассники» в прошлом году зарабатывали на рекламе и платных сервисах, а сеть для разработчиков открыли лишь весной.

Отставание «В контакте» по прибыли Кочетков объясняет меньшими, чем у конкурентов, объемами проданной рекламы. У «Одноклассников» большое число платных сервисов, говорит аналитик «Тройки диалог» Анна Лепетухина, а также платная регистрация (около $1). Если бы «В контакте» брала деньги за регистрацию, то давно обогнала бы по выручке конкурентов, считает Левиев.

Гендиректор рекламного агентства iContext Мария Черницкая считает, что более высокая выручка «Одноклассников» объясняется более высоким качеством их аудитории — у «ВКонтакте» она моложе, а следовательно, меньше платит за сервисы. «Одноклассники» могли также хорошо заработать на медийной рекламе — благодаря созданной в 2009 г. сети региональных рекламных агентств, полагает она: возможность купить рекламу получили сотни региональных компаний, не имеющих офисов в Москве. «ВКонтакте» продает рекламу централизованно, через одно агентство, заключает Черницкая.

Источник: газета «Ведомости»