10 ноября отмечается Всемирный день науки за мир и развитие. Всемирный день науки за мир и развитие, провозглашенный Генеральной конференцией ЮНЕСКО в 2001 году, является ежегодным мероприятием, которое отмечается во всем мире, чтобы напомнить об обязательствах, принятых на Всемирной конференции по науке ЮНЕСКО-МСНС (Будапешт, 1999 год).
Целью Дня является возобновление национальных, а также международных обязательств в области науки за мир и развитие и намерение подчеркнуть ответственное использование науки на благо общества. Всемирный день науки за мир и развитие также направлен на повышение уровня информированности общественности о важности науки и ликвидацию разрыва между наукой и обществом.
Тема отмечаемого в 2010 году Дня — «Наука в интересах сближения народов и культур».
«Наука не способна развиваться в изоляции. Она расцветает благодаря диалогу между людьми, взаимодействию культур и общин и соприкосновению умов. Она разрастается на почве, изобилующей разнообразием, и в климате, благоприятствующем распространению и взаимооплодотворению. Чтобы развиваться, идеи должны распространяться; чтобы их укоренять, их нужно совместно использовать, а чтобы из них можно было извлечь пользу, они должны быть доступны для всех». Из послания Генерального директора ЮНЕСКО по случаю Дня.
Основные сведения
Об организации целевого мероприятия, связанного с популяризацией науки и проблем общества, которое могло бы быть одним из позитивных итогов Всемирной конференции по науке, говорилось на ее заседаниях в Будапеште. Высказывалось мнение, что такого рода мероприятие позволит ежегодно подтверждать приверженность целям, провозглашенным в Декларации о науке и использовании научных знаний, и содействовать осуществлению рекомендаций, содержащихся в Повестке дня в области науки — Рамках действий.
Первопричиной проведения Всемирного дня науки за мир и развитие является громадное значение роли науки и ученых в создании устойчивого общества, а также необходимость информирования граждан о достижениях науки и их участия в ней. В этом смысле День позволит продемонстрировать широкой общественности актуальность науки для ее жизни и привлечь ее к обсуждению вопросов науки. Мероприятие подобного рода открывает также уникальную перспективу для поиска мира и развития в глобальном масштабе.
Первый День отмечался во всем мире под эгидой ЮНЕСКО 10 ноября 2002 года. В торжественных мероприятиях приняли участие многие партнеры, как, например, правительственные, межправительственные и неправительственные организации, национальные комиссии по делам ЮНЕСКО, научно-исследовательские институты, профессиональные ассоциации, средства массовой информации, преподаватели вузов и школ.
Международная неделя науки и мира
6 декабря 1988 года Генеральная Ассамблея постановила провозгласить Международную неделю науки и мира, которая будет проводиться ежегодно в течение недели, на которую приходится 11 ноября.
Генеральная Ассамблея настоятельно призвала государства-члены и межправительственные и неправительственные организации поощрять проведение в течение этой Недели университетами и другими высшими учебными заведениями, научными академиями и институтами, а также профессиональными ассоциациями и отдельными представителями научных кругов лекций, семинаров, специальных дискуссий и других мероприятий, способствующих изучению и распространению информации о связи между научно-техническим прогрессом и поддержанием мира и безопасности.
Международная неделя науки и мира впервые проводилась в 1986 году в контексте Международного года мира. Организация мероприятий и деятельности в рамках Недели явилась результатом инициативы на неправительственном уровне; секретариат Международного года мира был проинформирован о подготовительной работе и заключительном комплексе мероприятий, которые имели место на протяжении Недели. Организаторы стремились поощрять максимально широкое участие стран и организаций всего мира в ее проведении.
Учитывая успешное празднование Недели в 1986 году, организаторы продолжали предпринимать усилия в последующие годы. Признавая ценность этого ежегодного мероприятия, Генеральная Ассамблея в декабре 1988 года приняла резолюцию 43/61, провозглашающую Международную неделю науки и мира, которая будет проводиться ежегодно в течение недели, на которую приходится 11 ноября. Генеральная Ассамблея настоятельно призвала государства-члены содействовать международному сотрудничеству между учеными и просила Генерального секретаря представить Генеральной Ассамблее на ее сорок пятой сессии доклад о деятельности и инициативах государств-членов и заинтересованных организаций в связи с Неделей.
Ежегодное проведение Международной недели науки и мира представляет собой важный вклад в установление мира. Неделя способствует более широкому научному обмену по теме, имеющей важное значение для всех, а также расширяет осведомленность общественности о взаимосвязи проблем науки и мира. Учитывая имеющийся на сегодняшний день опыт проведения Недели науки и мира, можно ожидать, что с каждым годом участие в ней будет расширяться, способствуя лучшему пониманию между народами и расширению возможностей сотрудничества в использовании науки для обеспечения мира на протяжении всего года.
Послание Генерального директора ЮНЕСКО г-жи Ирины Боковой по случаю Всемирного дня науки за мир и развитие. 10 ноября 2010 г.
Наука не способна развиваться в изоляции. Она расцветает благодаря диалогу между людьми, взаимодействию культур и общин и соприкосновению умов.
Она разрастается на почве, изобилующей разнообразием, и в климате, благоприятствующем распространению и взаимооплодотворению. Чтобы развиваться, идеи должны распространяться; чтобы их укоренять, их нужно совместно использовать, а чтобы из них можно было извлечь пользу, они должны быть доступны для всех.
Как нельзя более удачно выбрана тема отмечаемого в этом году Всемирного дня науки за мир и развитие – «Наука в интересах сближения народов и культур», особенно ввиду того, что на ЮНЕСКО возложена ведущая роль в рамках проводимого в 2010 г. Международного года сближения культур. Использование потенциала науки для объединения людей и культур, для извлечения максимальной пользы из огромного разнообразия человечества и для содействия мирному развитию лежит в основе мандата ЮНЕСКО.
Глобальный ландшафт науки быстро меняется. Новые центры развития науки и технологии появляются во всем мире. Развиваются инновационные формы сотрудничества, в том числе между странами Юга. Все большее внимание уделяется «зеленым» технологиям. Как показано в Докладе ЮНЕСКО о науке а 2010 г., который выпускается сегодня, арена действий становится более транспарентной и упорядоченной, благодаря революции в области информационных и коммуникационных технологий и укреплению глобальных институциональных рамок. Эти тенденции носят позитивный характер.
Однако мы этого еще в полной мере не достигли. Сохраняются глубокие различия между странами и, во все большей степени, внутри них. Количество выдаваемых патентов распределяется неравномерно. Управление развитием науки и технологии на национальном и глобальном уровнях становится гораздо более сложным. Правительства и международные организации призваны реагировать на эту ситуацию – устранять недостатки и поддерживать позитивные тенденции. ЮНЕСКО играет в этом отношении свою роль. Мы стремимся к мобилизации научных знаний и политики в интересах устойчивого развития исходя из трех целей – применение научных знаний в интересах охраны окружающей среды и управления природными ресурсами; активизация политики и создания потенциала в области науки, технологии и инноваций и содействие обеспечению готовности на случай бедствий и смягчению их последствий.
В этом году мы особенно выделяем роль науки в качестве одной из сил, способствующих единению народов и культур. В условиях быстрых перемен нам жизненно важно признать эту силу как один из факторов развития и диалога.
История может нам помочь. Ни одна из цивилизаций прошлого не существовала сама по себе. Знания всегда развивались благодаря обмену и взаимодействию. Греческие города обновлялись под влиянием африканских и азиатских культур знаний. Великая наука Багдада находилась под плодотворным влиянием Индии и Китая. История науки в Персии свидетельствует о столь же разнообразной динамике. На протяжении тысячелетий Азия и Африка служили источниками знаний и помогали формированию того мира, который мы знаем сегодня. Американские континенты доколумбовой эпохи также являются носителями богатой истории интеллектуальных и материальных достижений в таких областях, как астрономия, архитектура и инженерное дело. Таким образом, история науки не носит единообразного характера; она – многогранна.
Так обстоит дело и сегодня. Я полагаю, что нам надлежит опираться на мощь науки в качестве одной из сил для сближения народов и культур на трех уровнях. Во-первых, на глобальном уровне. Никакие народы, общины или государства не способны в одиночку противостоять изменению климата. Нам жизненно важно проявить необходимую волю для того, чтобы добиться успеха на Конференции Организации Объединенных Наций по изменению климата, которая завершится 10 декабря в Мексике. ЮНЕСКО будет вносить вклад в эту деятельность с помощью своей Инициативы в связи с изменением климата, основывающейся на нашем многодисциплинарном и глубоко гуманистическом подходе. Это послужит фундаментом для продуктивной работы Конференции Организации Объединенных Наций по устойчивому развитию, которая состоится в 2012 г. в Рио-де-Жанейро. Устойчивое развитие призвано носить «зеленый» характер и должно быть предназначено для всех, иначе оно не состоится.
Во-вторых, мы должны действовать на региональном уровне для того, чтобы максимально использовать науку в качестве платформы для единения культур и народов. Прекрасным примером этого служит расположенный в Иордании межправительственный научный центр, именуемый СЕЗАМЕ. Этот важный международный исследовательский центр, образцом для которого послужила Европейская организация ядерных исследований в Женеве, объединяет в своем составе девять членов из этого расширенного региона, а именно: Бахрейн, Египет, Израиль, Иорданию, Иран, Кипр, Пакистан, Палестинскую администрацию и Турцию. Центр поддерживает группа из 11 стран, включая Германию, Российскую Федерацию, Соединенное Королевство, Соединенные Штаты Америки, Францию и Японию. Это – миростроительство посредством науки.
Наконец, мы должны действовать на местном уровне. Я убеждена в том, что системы знаний местного и коренного населения должны играть жизненно важную роль в выработке решений инклюзивного характера для общих проблем, особенно в том, что касается поощрения биологического и культурного разнообразия. Системы местных знаний служат также фундаментальными опорами для подлинного устойчивого развития.
Сегодня политика в области науки является в равной мере культурной дипломатией и политикой в сфере развития. Нынешний Всемирный день науки за мир и развитие дает прекрасную возможность признать и использовать этот фактор, неизменно руководствуясь целью формирования единой общности всего человечества на основе человеческого достоинства и культуры мира.
По материалам UNESCO, UN.