Домой Новости

Выставка картин Исаака Рабиновича

“Художник, опередивший время…”
Выставка известного театрального художника Исаака Моисеевича Рабиновича

Карменсита и солдат (1924). Костюмы испанок 2
Карменсита и солдат (1924). Костюмы испанок 2

С 15 марта по 13 апреля в московском Доме-музее К. С. Станиславского пройдет выставка известного художника, одного из создателей русского театрального авангарда ХХ века — Исаака Моисеевича Рабиновича, посвященная 120-летию со дня его рождения. Впервые зрители увидят более 100 экспонатов, среди которых фотографии постановок, живопись, графика, костюмы и макеты декораций выдающегося мастера.
Rabinovich Isaak
Исаак Моисеевич Рабинович родился на рубеже XIX-XX вв. и вобрал в себя все новаторские искания художественного языка. В 1918 году совместно с Экстер он основал мастерскую декоративного искусства, учениками которой были Б.С.Аронсон, А.Г.Тышлер, Н.А.Шифрин и др. Многогранно одаренный, И.М.Рабинович стоял у истоков кинематографии (оформлял фильмы Якова Протазанова “Аэлита” и “Процесс о трех миллионах”), работал над оформлением мозаичных панно и барельефов станций Московского метрополитена, а в 1939-1948 гг. проектировал витражи и интерьеры Дворца Советов. Но любовью всей его жизни стал театр. Как театральный художник он работал Большом театре и театре Вахтангова, в театре Корша и театре «Соловцова». В экспозиции представлены его работы во МХАТе и Музыкальной студии МХТ.

Вершиной его творчества явилось художественное оформление спектакля “Лисистраты” Аристофана (1923), поставленного В.И.Немировичем-Данченко, которое получило гран-при Международной выставки художественно-декоративных искусств в Париже в 1925 г. Восторженно встреченное современниками и быстро ставшее хрестоматийным, оно вместе с тем разительно опережало свое время по характеру образности и принципам пространственного решения, прямо предвосхищая достижения русской сценографии 1970-1980-х гг. Не удивительно, что смелое новаторство художника в полной мере было оценено лишь полвека спустя.

Лисистрата (1923). Макет декорации
Лисистрата (1923). Макет декорации

Среди его работ было немало превосходных, по праву вошедших в сокровищницу отечественной сценографии, в частности МХАТа: “Карменсита и солдат” Ж. Бизе (1924), “Растратчики” В.Катаева и “Блокада” Вс.Иванова (1928-1929). И, конечно, “Гроза” А.Островского в постановке Вл.И.Немирович-Данченко (1934). Впервые в этом спектакле Рабинович применил живописную роспись по готовому костюму, сшитому из холста, впоследствии этот прием стал широко применяться театральными художниками. Во всех этих спектаклях сценографии Рабиновича присущи были яркая зрелищность, сочетание условной архитектурно-объемной декорации с эмоциональной, декоративно насыщенной живописью.
Гроза (1934). Декорация IV действия
Гроза (1934). Декорация IV действия

В год 120-летия со дня рождения И.М.Рабиновича Музей МХАТ хотел бы не просто вспомнить этого удивительного человека, а отдать справедливую дань художнику опередившему время, давшему толчок в развитии авангардной сценографии не только России, но и Европы.

Возраст: 0+

Время работы выставки: 15 марта — 13 апреля, среда-воскресенье с 11:00 до 18:00, в четверг до 21:00
Стоимость посещения: 50 руб.

Адрес Дома-музея К.С. Станиславского: м. Тверская, Леонтьевский пер, 6