Домой Новости

Электричка будет жить — ВЦИОМ

Электричка будет жить - ВЦИОМ

Пригородные перевозки особенно востребованы в регионах с высоким уровнем маятниковой миграции. Зачастую электричка — единственный способ добраться до места назначения.

Жители Москвы и Подмосковья  пользующиеся «электричками» для своих нужд, будь это на работу или на учебу, хотя бы раз в неделю пользуются данным видом транспорта. Можно ли заменить «электричку» и каковы перспективы отмены пригородного железнодорожного сообщения? На этот вопрос ответили пассажиры.

Всероссийский центр изучения общественного мнения «ВЦИОМ» представляет LibyMax данные о том, какое значение играет сегодня пригородное сообщение,  и кто, по мнению пассажиров, несет за него ответственность.

Услуги пригородного сообщения широко востребованы в разных регионах России, и, в первую очередь — в тех субъектах, где высок уровень маятниковой миграции. Так, в Московской области пригородными электричками минимум раз в неделю пользуются 50% опрошенных.

Основные преимущества железной дороги перед другими видами транспорта — безопасность перевозок, экономия времени, возможность добраться без пробок, единственный способ доехать до места назначения, так как отсутствуют надлежащие автомобильные дороги, возможность уехать при любых погодных условиях, удобное расписание/ частота прибытия/отправления электричек. При этом возможность сэкономить время на дорогу больше ценят жители Московской области (61%). Об отсутствии возможности добраться до пункта назначения каким-либо транспортом кроме электрички чаще других говорили жители Новосибирской области (39%).

Значительное сокращение частоты движения пригородных электричек серьезно скажется на структуре поездок большинства (57-69%) пассажиров. В этом случае существенная часть жителей столичного региона (39%) будут вынуждены переключиться на другой вид транспорта, а в  Свердловской и Новосибирской областях более трети респондентов (39% и 37% соответственно) намерены полностью отказаться от пригородных поездок по железной дороге, так как не имеют другой возможности добраться до места назначения.

Главной альтернативой пригородным электричкам для большинства пассажиров является автобусное сообщение (62-68%). Значительно реже респонденты называли варианты «личный автомобиль», «попутка», «маршрутное такси» и «пассажирский поезд». Порядка 5-10% респондентов (в зависимости от региона опроса) отметили, что не видят равноценного по времени, затрачиваемому на дорогу и стоимости поездки вида транспорта, кроме электрички. При этом, подавляющее большинство участников исследования (84-92%) отрицательно относятся к возможности замены пригородных электропоездов автобусным сообщением.

По мнению абсолютного большинства респондентов, отказ субъектов федерации от выплаты местным пригородным пассажирским компаниям компенсации за перевозку пассажиров негативно скажется на пассажирских перевозках и приведет, в первую очередь, к значительному росту тарифов (50-73%). Также предполагается возможность сокращения частоты пользования пригородным железнодорожным транспортом (19-56%) и переход пассажиров на другой вид транспорта (19-36%).

Россияне не знают, на кого возложена ответственность за организацию пригородного пассажирского сообщения. Они не разделяют роль перевозчика и обязанности региональных властей по формированию транспортного заказа, что, в свою очередь увеличивает количество негативных обращений в адрес ОАО «РЖД» со стороны населения.

Опрос ВЦИОМ проведен 12-18 августа 2010 г. Опрошено 2400 жителей областных и районных центров Московской, Ленинградской, Свердловской и Новосибирской областей (по 600 респондентов в каждой области) в возрасте старше 18 лет, которые регулярно пользуются услугами пригородного сообщения.